1.Моральные права участников контроля 2.Возможности компьютера.
1. Моральные права участников контроля
1. Ученик имеет моральное право на попытки получить более высокую оценку за счёт традиционных нарушений (шпаргалки, подсмотреть ответ в книге, получить подсказку со стороны и т. д.), а также и современных нарушений с использованием возможностей смартфонов и тому подобное. Не признавать за ним такое право - означает идти против тысячелетнего опыта всех людей на этой грешной Земле.
2. Все эти нарушения не должны быть наглыми. Экзаменатор не имеет морального права их одобрять или не обращать на них вообще никакого внимания. Но презумпцию невиновности учащегося надо соблюдать, иначе это вносит такую нервозность в обстановку экзамена, при которой как раз и трудно дать объективную оценку.
3. Экзаменатор должен быть сосредоточен на работе с учеником, который сейчас ему отвечает, а не на выявлении нарушений в аудитории и скандальном их пресечении.
4. Экзаменатор имеет моральное право установить объективный уровень знаний учащегося, имея ввиду те попытки нарушений, о которых шла речь в первом пункте. Опытный и хорошо знающий свою дисциплину преподаватель без особого напряжения достигает этой цели за счёт дополнительных вопросов по экзаменационному билету.
5. Экзаменатор не прибор, используемый для того, чтобы абсолютно точно ставить оценки. Он имеет моральное право на собственную гражданскую и просто человеческую позицию.
6. Это может привести к некоторому завышению оценки. Занижение её недопустимо, поскольку преподаватель не имеет морального права быть враждебным к своим ученикам.
7. На такое завышение должно быть молчаливое согласие коллектива учащихся, которые сдают экзамен.
8. В любом случае, оценка должна быть понятна и ученику и коллективу учащихся, а не объясняться только авторитетом преподавателя. Обоснование оценки - одна из моральных обязанностей экзаменатора.
9. На основании доверительных контактов со студентами автор пришёл к выводу, что у любого опытного и строгого преподавателя есть не менее 15-20% талантливых учеников - обманщиков. Усиленная работа по пресечению нарушений не приводит к равным условиям контроля.
10. Создание образовательной среды, слишком увлечённой игрой «обмани - поймай», приводит на выходе не к выпуску кристально честных инженеров и руководителей. Оно воспитывает молодого специалиста, который, получив широкие возможности, сразу приступает к разработке эффективных коррупционных схем.
2. Возможности компьютера
11. Полагаться только на контроль учащегося с помощью бездушной машины - компьютера нецелесообразно. Машина может использоваться только как вспомогательное техническое средство экзаменатора - человека. Только человек может и надёжно определить уровень другого человека, и не превратить процесс контроля в какую - то моральную пытку для учащегося.
12. Главным преимуществом человека перед компьютером является возможность задать дополнительные вопросы по сравнению с теми, которые сформулированы изначально в экзаменационном задании. Причём эти вопросы невозможно заранее предвидеть, поскольку они зависят от предыдущей истории ответа ученика. Но они проясняют насколько глубоко понимает ученик рассматриваемый вопрос, обладает ли он способностью творчески применить свои знания, ну и то, например, понимает ученик , что он списал со своей шпаргалки или нет. И вот это главное, а не сам факт использования шпаргалки..