Читательская грамотность
Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом, использовать этот текст для открытия новой информации. Чтение необходимо для развития и участия в жизни общества.
В условиях ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. На современном уроке педагог создает новые педагогические ситуации, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В любом задании присутствует текст, с которым работают учащиеся. Поэтому навык чтения является базовым навыком в обучении.
В процессе обучения иностранному языку мы используем тексты учебников, стоит заметить, что из учебников исчезли тексты художественной литературы, некоторые тексты не вызывают интереса у учащихся, учащимся с боле продвинутым уровнем требуется дополнительная литература. Понемногу я стала использовать дополнительную художественную литературу, по большей мере адаптированную, разноуровневую Graded readers , а также аутентичные тексты.
Разнообразные формы организации обучению чтению в моей практике позволило мне победить в конкурсном отборе на получение стипендии для участия в международной конференции по внеклассному чтению на английском языке в Токио в августе 2017г.
Во время конференции я увидела, как много внимания уделяется внеклассному чтению при обучении английскому языку во многих странах мира, ведутся исследования в этой области. Десять лет назад группа педагогов, методистов, писателей создали международный фонд Внеклассного чтения, который объединяет учителей новаторов, предоставляет бесплатные онлайн ресурсы, помогает распространять передовой опыт, оказывает менторское сопровождение в педагогических исследованиях.
Почему именно внеклассному чтению уделяется повышенное внимание?
В данной статье:
1. Отличие Академического чтения от Внеклассного чтения.
2. Характеристики внеклассного чтения
3. Успешные практики по внедрению внеклассного чтения на уроках английского языка в средней школе.
4. Преимущества внеклассного чтения
1. Отличие Академического чтения (АЧ) от Внеклассного чтения (ВЧ) by David A. Hill.
АЧ
ВЧ
Текст читается для максимального понимания.
Текст читается в классе, выполняются упражнения по тексту.
Учитель направляет все этапы работы на текстом:
-pre-reading
-while reading
-post reading
Текст читается для общего понимания прочитанного
Текст читается вне класса, задания необязательны. Могут быть задания по желанию учащегося (дискуссии, презентации, обзор книги, эссе и т.д)
Ученик сам выбирает что читать, как и в каком темпе.
Цель ВЧ – вовлечь учащихся в процесс чтения на английском языке для удовольствия.
Характеристики ВЧ:
- чтение индивидуально и про себя
- выбор материала для чтения только за учеником
- материал для чтения должен соответствовать уровню ученика
- читать как можно больше
- роль учителя – быть примером для ученика, осуществлять роль собеседника, советника.
3.
Для организации внеклассного чтения необходимо иметь библиотечку книг разного уровня сложности в кабинете английского языка. Как можно пополнить библиотечку при небольших финансовых затратах? Можно покупать книгу и делать их копии. Можно предложить учащимся покупать одну книжку в год и оставлять ее в кабинете, таким образом, будет выбор книг, взаимообмен книгами. Третий без затратный способ – онлайн фонды для чтения. Понятно, что электронная версия имеет свои недостатки перед бумажной книгой, но такое преимущество как доступность для всех неоспоримо.
Первыми шагами вовлечения учащихся к внеклассному чтению может стать чтение книги «про себя» Silent reading в классе. На уроке один два раза в неделю выделите 10-15 минут на такое чтение, пусть ребята выберут ту книжку, которая им приглянулась, возможно, именно ее они захотят взять домой дочитать. Такой вид чтения способствует расширению словарного запаса и, самое главное, развитию уверенности в чтении. При silent reading не рекомендуется использовать словарь, но если какие - то слова и выражения вызвали сложность в понимании или привлекли внимание ученика, он может выписать их в словарик и посмотреть потом дома. Потом, вернувшись кабинет на следующий урок, вернуться к чтению этой книги.
Чтение книг дома.
Учащиеся выбирают книгу для чтения дома, читают в своем темпе. При таком чтение очень важна обратная связь. Во время silent reading на уроке учитель может приглашать ребят и обсуждать его домашнюю книгу, отвечать на вопросы учеников. Можно ознакомить учащихся с различными приемами при чтении: выделение интересных моментов или непонятных, запись слов в словарик, ведение читательского дневника. Периодически можно устраивать мини презентации прочитанных книг, по желанию учащиеся могут написать эссе или отзыв по книге. Для творческих ребят можно предложить такой вид работы как рисунок, по рисунку можно организовать обсуждение книги позже. Один из привлекательных моментов такого чтения это необязательность, чтение по желанию. Оно развивает уверенность в чтении на английском языке, а при правильно организованной учителем обратной связи повышает мотивацию. Возможно, в начале будет несколько учеников, которые возьмут книгу почитать, но увидев интерес к чтению своих одноклассников, внимание учителя к их читательской активности, количество желающих почитать увеличится.
Интересен опыт организации разновозрастных групп по чтению, когда участвуют учащиеся старших классов в работе групп младших школьников или среднего звена. Старшеклассники рассказывают о прочитанной книге младшим ученикам.
Польза здесь как для старшеклассников, которые не просто показывают пример для чтения, но и практикуют речевые навыки. Для младших школьников такая практика является мощным стимулом повышения мотивации к чтению и изучению английского языка.
Чтение книжек – самоделок для младших школьников является также увлекательным занятием. В начальной школе ребята выполняют проект Мои сказки, учащиеся пишут свои сказки, затем оформляют свою книжку- малышку. Книги хранятся на полочках в кабинете, их можно читать во время перемен, брать домой. Ребята обмениваются мнениями по поводу содержания и оформления книжки, что, в дальнейшем, является стимулом к созданию новых более качественных работ. Видеть значимость, заинтересованность других в результатах своего труда очень важно для учащихся.
Одним их примеров пополнения библиотечки класса является обмен книгами с зарубежными школами. Увидеть, полистать, прочитать книгу, присланную из-за океана, в оригинале, что может быть более захватывающее? Такую книгу хочет почитать каждый ученик. Результатом каждого обмена книгами, стали дальнейшие проекты и исследовательские работы ребят на основе книг. Так, например, была создана книга «Мой русский папа» на основе книги, высланной австралийскими школьниками My Aussie Dad. Книга была представлена папам класса на праздник 23 февраля, классу из Австралии, а позже подарена школьникам Вьетнама на международной конференции в Токио. Обмен с новозеландскими школьниками Легенды Маори – Русские фольклорные сказки подвел к созданию онлайн версии книги по рисункам ребят и их озвучиванию.
Для повышения роли чтения в феврале 2016 года мной был организован всемирный Марафон чтения, который проходил в рамках всемирного дня чтения вслух, 16 февраля. В течение двух недель проводились телеконференции для 3-4 школ одновременно, где учащиеся школ по очереди читали вслух свои любимые книги. Встречи были недлительные 15-20 минут. Каждую встречу ребята знакомились со школьниками разных стран, учителями, которые рассказывали о своих любимых книгах, отвечали на вопросы. За две недели марафона приняли участие 5 школ Красноярского края, а также школьники Кении, Новой Зеландии, Турции, Тайвани, Кореи, Индии, США, Италии. Каждая встреча была особенной, ребята познакомились с интересными людьми, узнали о читательских вкусах своих сверстников разных стран. Одним из важных моментов марафона чтения является патриотическая направленность мероприятия, так как при всех встречах мои учащиеся читали только русские произведения на английском языке.
Современные интернет технологии помогают нам создать учебное пространство «без стен». Ведь благодаря Skype учащиеся имеют возможность встретиться не только со своими сверстниками из разных стран, но и взять интервью с писателями книг, которые они прочитали. Мои второклассники очень полюбили свою первую книжку на английском языке “Barky“, детям особенно нравится читать по ролям, рисовать иллюстрации к прочитанным главам и догадываться о содержании следующей главы. После прочтения книги нам посчастливилось взять интервью у автора книги “Barky“ Ксении Левченко. Ксения Левченко - автор детских книг на английском языке (издательство "Феникс") и практикующий преподаватель английского языка. Встреча проходила в формате Skype-конференции. Беседа проходила на русском и английском языках. Ученики прочитали отрывки книги для писательницы, а она рассказала о том, как писала книгу, и показала ребятам настоящую живую собачку-героиню книжки. Встреча с писателем навсегда останется в памяти ребят. Она вдохновила детей на прочтение новых книг на английском языке.
Со старшеклассниками мы организовали телеконференцию с американским писателем Грегом Нери. Грег Нери пишет для подростков и о подростках, его герои реальные люди, живущие в современном обществе и преодолевающие те же проблемы, что и любые молодые люди, живущие в любой стране. Во время конференции учащиеся задавали вопросы о его творчестве, обсудили прочитанную книгу «Ghetto cowboy». Для учеников – подростков такой урок стал очень значимым, потому как, человек такой профессии оказал нам честь и уделил время для встречи.
Гостем на уроке может стать не только писатель, но и любой учитель английского языка, либо носитель языка из вашего круга друзей. У меня такие встречи называются Тайный гость Mystery guest reader. Такая встреча занимает 10-15 минут урока. Приглашенный вами коллега читает отрывок из книги ребятам, далее могут быть заданы ряд вопросов гостю или ребятам.
При планировании занятий на учебный год, включаю в программу литературных юбиляров года. В ноябре 2015г. прошла декада, посвященная Марку Твену. Выставка рисунков, тематические уроки, виртуальная экскурсия в дом – музей детства М.Твена, телеконференция с профессором Т.Смитом – жителем г. Хенибал (город, где писатель провел свое детство). В 2016г проведена серия уроков по творчеству В. Шекспира в виде квеста «Шекспир –лабиринт». В 2017г в форме межпреметного модуля ребята познакомились с творчеством таких писателей юбиляров как: Д.Толкиен, Д.Дэффо, Л.Кэрролл, Д.Свифт.
В течение летних каникул реализовалась образовательная программа «Счастливые каникулы с другом – книгой». В течение первой недели ребята выбирали книгу английского писателя, знакомились с биографией автора, при встречах на занятиях обменивались информацией о творчестве писателей, пересказывали прочитанные фрагменты текста. Во время каникул учащиеся читали выбранную книгу, выполняли задания, предложенные авторами – составителями после каждой главы (библиотечка Домашнее чтение, издательство Айрис Пресс). Дополнительными заданиями были: вести словарик по ходу чтения книги, делать иллюстрации (для любителей рисовать), писать мини эссе – отношения к событиям произведения. На второй неделе программы в августе презентовали ее содержание, каждый в своем стиле. После презентаций книг, многие захотели обменяться и прочитать произведения других участников летней программы.
4. В чем же преимущества внеклассного чтения?
Из результатов исследований и наблюдений ученых (Richard Day, Rob Waring, Paul Nation и др. http://www.erfoundation.org/bib/biblio2.php ) , можно отметить, что внеклассное чтение имеет огромное положительное влияние на развитие ученика.
· ВЧ развивает самостоятельность ученика, так читать можно в любое время, в любом месте, и ученик определяет для себя рамки.
· ВЧ способствует развитию смыслового чтения.
· ВЧ способствует развитию других языковых навыков, таких как письмо, говорение, аудирование (при чтение со звуковым сопровождением)
· ВЧ расширяет кругозор, общие знания о мире.
· ВЧ расширяет словарный запас ученика
Внеклассное чтение способствует развитию критического мышления, творчества, коммуникативных навыков и умениям работать в команде. Это и есть навыки, необходимые для учащегося 21 века, чтобы быть конкурентоспособным.
Формы организации, предполагающие международное сотрудничество, способствуют воспитанию гражданской идентичности и глобальной компетенции.
Как выбрать книгу для чтения?