12 июня 1966 года в Киеве, столице Украинской ССР, на маршрут для опытной эксплуатации вышел первый в мире безрельсовый поезд по системе многих единиц (СМЕ). Автор проекта – украинский инженер Владимир Филиппович Велкич, которому на тот момент было 27 лет.
Свой первый троллейбусный поезд Велкич создал на базе двух троллейбусов семейства МТБ-82. Опытная эксплуатация подтвердила жизнеспособность проекта для больших городов в отсутствие серийных троллейбусов повышенной вместимости и некотором дефиците водителей для общественного транспорта.
Два троллейбуса при помощи жесткой сцепки объединялись в один поезд, которым управлял всего один водитель. Достаточную для города динамику и оптимальную нагрузку для электрооборудования троллейбуса обеспечивало сохранение привода ведущих колес электромотором на обоих троллейбусах сцепки.
Троллейбусные поезда на базе устаревших МТБ-82 использовались в Киеве с 1966 по 1974 год, а всего таких поездов в Киеве было 49 экземпляров. В 1968 году Велкич адаптировал свою систему СМЕ для поезда из двух чехословацких троллейбусов Skoda 9 Tr. Таких поездов только в Киеве было 296 экземпляров, кроме того такие поезда работали в Симферополе, Днепропетровске (ныне – Днепр), Севастополе, Харькове, Таллине, Риге и других городах СССР, а также в столице Болгарии – Софии.
Позже были созданы троллейбусные поезда по системе Владимира Велкича для украинских троллейбусов Киев-2 и Киев-4, а в 1981 году – и для популярного ЗиУ-9.
Со временем троллейбусные поезда были вытеснены более простыми и экономичными сочлененными троллейбусами, однако в Краснодаре они использовались по 2013 год. Всего было построено не менее 810 поездов по системе Велкича, которые работали в более 30 городах Советского Союза и в Софии.