Найти в Дзене
Болтовня буквоеда

Славянский триллер «Земун» Эдуарда Жолнина.

Оглавление
«И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать и, озарив весь мрачный хаос жизни на этой исстрадавшейся земле, покрытой, как накожною болезнью, корой несчастий, скорби, горя, злобы, — всю злую грязь с неё смести в могилу прошлого!» (с) Максим Горький: «Человек».

Здравствуйте. Сегодня я хочу рассказать вам про недавний фильм «Земун» (режиссёр Эдуард Жолнин). Это оказалось на удивление хорошее кино. Потому что лично я вот видел мало российских фильмов с атмосферой, казалось бы, обычной чернухи, но приправленной атмосферой мрачной сказки и славянской мистики (что превращает «Земун» уже не в пресловутую чернуху, а в неплохую замашку на артхаусное кино).

Я не до конца всё понял после первого просмотра, но почувствовал, что мне есть о чём порассуждать. По горячим следам после финальных титров я и написал эту заметку.

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
Баннер «Земун». В главной роли — Евгений Ткачук.
Баннер «Земун». В главной роли — Евгений Ткачук.

***

Чтобы не заниматься изобретением велосипеда, скопирую сюжетную завязку из профиля фильма на КиноПоиске:

«После загадочной гибели отца Егор возвращается в родную деревню, чтобы уговорить младшего брата поскорее продать совместное наследство местному предпринимателю. Однако чем больше Егор погружается в происходящее, тем яснее понимает, что ему, брату и наследию семьи угрожает большая опасность, защищаться от которой придётся с оружием в руках. Тем временем ему самому всё чаще видится Земун — мистическая корова, которая по поверью приходит за душами пастухов после их смерти».

На мой взгляд, основной темой данного кино является моральный выбор: отказаться от корней и предать близких за 30 монет (как Иуда), или же остаться на родной земле, где всё твоё по праву рождения и праву предков, проживших здесь жизнь и упокоившихся на местном кладбище. В более широком смысле скажу так: можно свалить из родной страны, распродав имущество, плюнув и горделиво уехав (как ныне делают модные переселенцы), а можно остаться, несмотря на вероятные тяжести и опасности подобного «оставания».

Такова наша сказочная развилка и наш крест, что неизбежно придётся тащить каждому вне зависимости от выбора: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя, и коня потеряешь».

Священная корова приходит к главному герою и в городе.
Священная корова приходит к главному герою и в городе.

Обратите внимание, что «Земун» не даёт прямого и конечного ответа на заданный вопрос, ничего не рекомендует и не подсказывает. Главный герой фильма, как и зритель, что в начале находится на развилке путей (что делать и как быть в жизни), что в конце — на развилке двух выборов (прям как рога у быка: левый путь Кривды и правый путь Правды). И если с выбором главного героя в конце всё более-менее понятно, то зрителю предлагается две реакции: презрительно фыркнуть, мол, что за дичь я только что посмотрел (коровы какие-то, бандиты, юродивый пастух любовно гладит коровьи черепа), или же проникнуться данным произведением. Я из вторых.

В целом говоря, фильм мне понравился. Не хочу особо «разбирать» его на детали, описывая игру актёров, музыку, видеоряд, — достаточно сказать, что меня всё устроило, а Евгений Ткачук, сыграв потерянного в жизни автомеханика Егора, в очередной раз доказал, что он — прекрасный и разноплановый актёр. Мне больше хочется высказаться на затронутую тему. А она, как я уже отметил, здесь пусть и одна, но зато большая и каждому знакомая: с чего начинается Родина, и где, и как она продолжается?

А сейчас я уйду в общефилософские размышления, на которые меня натолкнуло данное кино.

В озлобленном городском существовании обычным людям, как правило, нет дела друг до друга. Всем некогда, все спешат, все на взводе. Мы можем годами жить и не знать своих соседей по лестничной клетке, можем проходить мимо упавшего или плачущего (кто их знает, этих алкоголиков или блогеров с пранками), можем выйти за хлебом и не вернуться домой… Такой мир Города нам рисуется в «Земун»: Город — это преимущественно зло и порок.

Мусорный ветер, дым из трубы.
Мусорный ветер, дым из трубы.

Однако и деревенская жизнь, оказывается, не особо-то и лучше: та же зависть у тебя к соседу или у соседа — к тебе, та же грызня и бодания за местные ресурсы, те же сплетни, слухи и кривотолки, то же выживание в грязи, в общем. Такой мир Деревни нам рисуется в «Земун»: Деревня — это преимущественно зло и порок. И кажется порой, что многие наши деревни ныне просто умирают, а их жители или тихо спиваются, или уныло оседают в городских человейниках, или возвращаются к Матери Сырой Земле.

Так что же, выхода нет ни там, ни здесь? Ни Город, ни Деревня нас не спасут? Это сложный вопрос, и готовый ответ на него я сейчас не дам, но пару слов всё же скажу. Мне думается, что это не Деревня и не Город порочны и злы, считать так ошибочно и глупо. Зол и порочен Человек, который забыл обо всём хорошем на свете, всё больше превращаясь в животное без прошлого и памяти.

Ему ничего, кроме денег, не надо, и ничего, кроме денег, ему не хочется; и делает Человек что-то, чаще всего, тоже только ради денег. Золотой Телец правит современным миром, а не добрая корова Земун. Так её, кстати, описывают в интернете:

«Корова Земун является покровительницей заблудившихся путников, и всегда помогает им вернуться на свою, избранную, истинную и единственную тропу Жизни».
Братья у могилы отца.
Братья у могилы отца.

До меня эти мысли уже тысячи раз высказывали режиссёры и писатели, поэтому много писать не буду. Скажу так: несмотря ни на что, мне всё-таки хочется верить, что жить достойно можно и нужно всегда и везде. Потому как всегда и везде нужно и должно оставаться хорошим Человеком, таким, про которого писал Максим Горький в прекрасной поэме «Человек». Процитирую кусочек:

«Вооружённый только силой Мысли, которая то молнии подобна, то холодно спокойна, точно меч, — идёт свободный, гордый Человек далеко впереди людей и выше жизни, один — среди загадок бытия, один — среди толпы своих ошибок... и все они ложатся тяжким гнётом на сердце гордое его, и ранят сердце, и терзают мозг, и, возбуждая в нём горячий стыд за них, зовут его — их уничтожить.
Идёт! В груди его ревут инстинкты: противно ноет голос самолюбья, как наглый нищий, требуя подачки; привязанностей цепкие волокна опутывают сердце, точно плющ, питаются его горячей кровью и громко требуют уступок силе их... все чувства овладеть желают им; всё жаждет власти над его душою. А тучи разных мелочей житейских подобны грязи на его дороге и гнусным жабам на его пути».
Гнилых и глупых людей тоже хватает в этом кино.
Гнилых и глупых людей тоже хватает в этом кино.

Это, пожалуй, вообще самое сложное, что только способно выпасть на долю обывателя: стать и остаться Человеком, вырвавшись из своего узкого мещанского мирка, заполненного ненавистью, страхом и недоверием, выпрыгнув из колодца умственной ограниченности и жадности. Я бываю таким, свободным и гордым Человеком по Горькому, только проблесками сознания, в очень редкие и короткие моменты, и примерно понимаю, о чём сейчас говорю.

Это очень сложно. Процесс «очеловечивания» требует больших усилий над собой, огромной самоотдачи и желания измениться, которых, как правило, почти никогда не бывает в запасе. Это очень энергозатратное и психически сложное занятие — самосовершенствование во имя высокой идеалистической цели. Очевидно, что такой путь до конца проходят немногие, но здесь есть важное «но»: чем больше фильмов наподобие «Земуна» снимут и покажут, чем больше книг и рассуждений (и дел) для Человека и про Человека будет на свете, тем лучше; тем проще окажется обывателю задуматься над жизнью.

Егор пришёл к Власу (Велесу), и тот рассказал ему про коров.
Егор пришёл к Власу (Велесу), и тот рассказал ему про коров.

***

Возможно, в «Земун» вы увидели только упомянутую чернуху под неумелым мистическим соусом, и не более того. Ваше право. Но я понимаю данное кино как притчу об осознании себя кем-то гораздо большим, чем просто очередной винтик в механизме и безликий человей в городском человейнике. Это — фильм про корни, про предков и землю, которую нельзя продавать ушлым отморозкам из-за горизонта, строящим бизнес на крови и костях.

«Земун» — кино про Россию, городскую и деревенскую, которую беспринципные дельцы ведут на убой, как большую корову, и всё никак не могут довести — упирается она. Это про ядовитые цветы зла внутри нас, что распускаются и дают кровавые метастазы, со временем уничтожая не только их носителя, но и всё вокруг. Это фильм, короче говоря, про нашу с вами страну, про вечно полупьяного-полусонного Иванушку-дурачка, не осознающего до поры ни себя, ни всё то богатство родной природы и людей, что ему досталось.

И потому-то глупый Иванушка желает поскорее распродать своё наследство всяким проходимцам без роду и племени, машущим перед его носом пачкой раскрашенных бумажек, одурманенно стремится разменять своё подлинное золото на стеклянные бусы у аферистов, не чтящих священную корову Земун, но зато обожающих Золотого Тельца. Сложно я тут завернул, наверное, но всё же.

Трагичный и щемящий момент. Корова эта, растерянная такая…
Трагичный и щемящий момент. Корова эта, растерянная такая…

Я говорю очень высокие, пафосные и не особо-то нужные ныне слова. И потому повторяю ещё раз: «Земун» — фильм для нас, жителей России, и про нас. Это зеркало, что показывает наш зачастую неприглядный или даже страшный облик. И я совсем не соответствую всем пафосным словам выше. Вовсе нет. С дивана, как говорится, судьба России виднее, а вот в жизни я — обычная серость, сиречь жестокий и запутавшийся обыватель. Но что-то вот «Земун» во мне разбередил, и уж который день я всё мысленно возвращаюсь к увиденному.

Я так же разобщён от остальных, отделён от общества и мира, и хорошо, что сей фильм меня зацепил. Понимаю, что из моих слов можно уйти совсем вправо и начать двигать речи в духе «кровь и почва», но такой путь я считаю неправильным. Подобные речи неизбежно приведут к факельным шествиям и расширению жизненного пространства, к концлагерям и звёздам, нашитым на одежду. Не надо так. Вероятно, в этом кино возможно увидеть ростки подобных идей, но я всё же думаю, что «Земун» — не про то и не за тем.

Вспоминаются стихи Константина Симонова:

«Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла».
Вечное возвращение.
Вечное возвращение.

***

Эта тема оказалась для меня, по сути, неподъёмной. Давайте же закругляться. Полагаю, фильмы наподобие «Земун» учат нас ценить и уважать то место, ту землю, где мы родились и живём, и дают нам понять, что только в наших силах исправить все местные недостатки. Предлагаю всем нам смотреть хорошее, жизнеутверждающее кино и читать хорошие, гуманистические книги, очеловечиваться и сотрудничать — без корысти, по-доброму, по-братски.

В общем, посмотрите «Земун» и сделайте какие-нибудь личные выводы. Также почитайте отзывы на КиноПоиске. Их там мало и они все бьют в точку, написаны удачно и хорошо. А на сегодня хватит. Спасибо за ваше внимание.

«Но если Человек отравлен ядом Лжи неизлечимо и грустно верит, что на земле нет счастья выше полноты желудка и души, нет наслаждений выше сытости, покоя и мелких жизненных удобств, тогда в плену ликующего чувства печально опускает крылья Мысль и — дремлет, оставляя Человека во власти его сердца.
И, облаку заразному подобна, гнилая Пошлость, подлой Скуки дочь, со всех сторон ползёт на Человека, окутывая едкой серой пылью и мозг его, и сердце, и глаза. И Человек теряет сам себя, перерождённый слабостью своею в животное без Гордости и Мысли…» (с) Максим Горький: «Человек».

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):