В пламени войны сгорали целые цивилизации, обугливаясь, они корчились и умирали, не способные повернуть вспять пропитанное ненавистью и страхом время. Но мало вернуть время, надо внушить людям тот факт, что злоба и жестокость - не тот путь, пройдя который можно победить. Даже если победителей не судят, то быть выжившим на развалинах мира - такая себе перспектива.
Бон-бон искал ответ на вопрос: “А что если мы можем сделать мир лучше?”. Он спрашивал у старших товарищей, приставал к куратору их сектора, но в лучшем случае ему говорили отстать. Никто не думал о том, чтобы вернуть к жизни загаженные химией леса, отстроить заново города и перестать загрязнять воздух сотнями военных заводов.
Бон-бон трудился на одном из таких. Четвертого автоматизированного парового полка Завод Запчастей. Он проходил по документам как ЗЗ-42 и на нем производили необходимые к замене части тел, платы автоматизированных устройств, автоустов как их называли в народе.
Существа эти, наполовину состоящие из живой плоти, а наполовину из технологических улучшений, были прорывом в военной технологии, что позволило странам прекратить погоню за новыми источниками энергии и перейти к противостоянию ученых умов, что бесконечно совершенствовали и улучшали автоустов. На заводах постоянно проводились совещания для персонала, где каждый мог внести рац.предложение по модернизации продукции. Бон-бон был младшим помощником, сиротой, прибившейся к заводской бригаде после того, как его родители погибли.
На одном из таких совещаний маленький Бон-бон и попросил внедрить в управляющую плату автоуста небольшое улучшение, что позволило бы им получить небольшую свободу действия и быть более эффективными в бою. Изменение было настолько простым и логичным, что никак не могло прийти в просветленную голову ученого и лишь ребенок, что провел почти треть жизни на производстве, способный читать чертежи, догадался до этого.
Это произвело фурор. Присутствовали инженеры, главы цехов. Бон-бон лишь предложил, но люди разделились на два лагеря. Что делать? Пускать это наверх или нет? Каждый видел плюсы и минусы этого изменения.
Автоуст сможет быстрее реагировать на изменения ситуации, но в то же время будет более самостоятельным, независимым от решения человека. Смир-мир, старый инженер, работающий на заводе четвертое десятилетие говорил, что решение слишком кардинальное, вряд ли начальство его примет, так еще и всех закопают, чтобы враги государства не смогли заполучить такую важную технологию. Потом Вирто-то, самый молодой из цеховых старшин, ответил на это аргументом про то, что если Бон-бон смог догадаться, то и враги тоже смогут, а значит их всех наградят и страна сможет использовать новые модели автоустов уже в скором времени. Благо достаточно привезти новую модель платы на фронт, а там уже местные автодоктора проведут замену модели поведения.
Бон-бон сидел и ждал когда взрослые примут решение. А в памяти проигрывал момент, когда автоуст, не имея на то приказа, так и не смог броситься в горящий дом и спасти его семью. Именно после этого ему пришлось скитаться по городу, пока он не прибился к Бротман-ману, а затем и к бригаде номер три, что была ответственна как раз за управляющие платы. Суть его изменения заключалась в том, чтобы дать больше энергии на биологическую часть автоуста, дать возможность ей принимать решения. при этом блокиратор воспоминаний работал бы с прежней мощностью, не давая возможности устройству взбунтоваться.
Вообще устройство автоустов было очень простым. Брался любой биологический материал. Главное, чтобы это было млекопитающее. Проводилась операция по совмещению с технической частью, которая, будучи подключенной на последней стадии к мозгу, позволяла подавлять память и делала автоуста невосприимчивого к боли. При этом смерть биочасти не обязательно приводила к отказу самого автоуста. Было доказано, что для успешной работы устройства достаточно, чтобы в нем содержалось не менее 10% биологических частей от общей массы устройства. Энергию автоусты брали из системы пружин, внедренных в грудину и закрытую дополнительной броней. На полях сражений эта новинка произвела фурор. Безупречные солдаты, способные сражаться после потери конечности, взаимозаменяемые и способные улучшаться за счет внедрения дополнительной механики. Также они могли работать на биологическом топливе, но для этого требовалось, чтобы органики в составе было более 40%.
Пока что инженеры не могли прийти к общему решению. Они хотели найти какой-то компромисс, который мог удовлетворить каждого. ТОлько в данном случае такого компромисса не было. Нельзя было найти общую точку зрения на вопрос войны и раздора между людьми. Приходилось спорить и доказывать по второму, третьему, десятому кругу, что выливалось в один бесконечный шумный спор.
Бон-бону это надоело. ОН встал с табуретки и, подойдя к столу, сказал:
- Вы, дяди, конечно очень умные, но я вам так скажу. Папа и мама горели в огне. А автоуст стоял. Я просил его, кричал ему. А он все свое заладил. Не положено. Невозможно. Подтвердите полномочия. И мама с папой умерли. Кричали. Я помню их крики. У вас такого не было. А если бы он был свободен, то помог. Обязательно помог… - Под конец у Бон-бона начинает дрожать подбородок, а в глазах накапливаются слезы. ОН держит себя в руках, но хочет рассказать про боль, что была с ним все эти годы. Удушливая, пожирающая изнутри боль. Для маленького ребенка смерть родителей - крах мира. Малыш так и не смирился с этим и искал способы все исправить. По-своему, по-детски. Но в итоге обнаружил такое, с чем не каждый взрослый справится.
- И правда. Чего это мы. - Вдруг заулыбался Смир-мир, смотря на мальчика. - Мы забыли о том, какую пользу мы потеряли. Ты меня убедил. Давайте отправим предложение, а там пусть само руководство решает.
Остальные молчаливо кивнули. Смир-мир первым подписал предложение, засунул его в конверт с грифом “Лично в руки” и “Совершенно секретно” и отправил по пневмопочте на этаж руководства.
- А теперь пора работать. Посмотрим что будет дальше.
Через семнадцать лет были остановлены воины. Автоусты не хотели больше страдать. Существа с собственной волей, но лишенные амбиций не хотели умирать за чужие идеалы. Не хотели, чтобы разумная жизнь прекратила существование на планете. Они стали гарантом того, что всегда будет мир, что наука и прогресс двинут в другую сторону. Перестанут раскачивать маховик войны и обратят наконец внимание на то, что происходит в своих странах. Нищета, болезни, плохая экология.
ЭТо можно изменить. Это получится изменить. Ведь теперь нет политики взаимного сдерживания. Есть лишь автоусты, присматривающие за амбициями разумных.