В последнее время я часто читаю блоги своих коллег – репетиторов по математике. Иногда комментирую, высказываю мнение. И, поскольку я в этом деле тоже довольно давно, хотя всего года четыре назад сделала его основным источником своего дохода, поняла, что мне тоже есть что сказать.
Сегодня пришли результаты ОГЭ по математике. Моих сдавали трое. Все получили “четвёрки”. Хорошо это или плохо? Какова ценность этих оценок (прошу прощения за тавтологию)? Обязан ли репетитор непременно гнаться за наивысшими баллами? А если вдруг “три”? Репетитор - отстой? Гнать его в шею?
Для начала расскажу вам о моих учениках, которых я в этом году готовила к экзамену (имена изменю).
Таня.
По математике что-то между “тройкой” и “четвёркой”. Понятливая, старательная, но, как и все, немного с ленцой. В анамнезе дислексия, здорово скомпенсированная с помощью занятий еще до меня. Счёт – беда. Таблица умножения – где-то мимо проходила. Главный затык – восемью-восемь. Что-то заколдованное. Девушка много и качественно читающая, интересная, многосторонняя. Это очень спасало, если сравнивать с теми, кто напрочь не понимал смысл прочитанного. В восьмом классе я ей просто помогала осваивать текущий материал, а с сентября мы плотно взялись за ОГЭ. К Новому году она довольно уверенно стала решать первую часть, хотя ошибок делала немеренно, и с января принялась осваивать вторую. В результате перепугалась и не взялась строить график, хотя делала это вполне сносно. Одного балла не хватило до пятёрки. Для Тани это всё равно победа. Всё что сделала – всё без ошибок.
Полина.
Познакомилась с ней в седьмом классе. Позанимались полгода и бросили. Девочка страдала и вздыхала, и ни в какую не желала никуда вникать и ничего запоминать. Серьёзно занималась танцами, и до математики ей не было никакого дела. В восьмом мы возобновили занятия, худо-бедно доковыляли до июня, а с конца лета она вдруг осознала близость экзамена, и ей стало страшно. Тем более перед её глазами был опыт старшей сестры, которая сдала ОГЭ только со второго раза. Чтоб вы понимали, к началу подготовки там был ноль. Мы начали с того, что учились считать. Всё подряд. На занятия наслаивались репетиции, концерты, конкурсы. Танцы моя слабость, и я терпела, переносила занятия, и всячески за неё болела. Полина старалась как могла. Поначалу я успевала прочитать новости, ответить на сообщения в мессенджерах и нарисовать целую клумбу на полях тетради, пока моя ученица думала над очередным заданием. Постепенно количество правильно выполненных домашних заданий становилось всё больше, а время моего залипания в телефоне неумолимо сокращалось. Если в начале года на уроке мы успевали сделать от силы заданий пять, в конце мы спокойно решали полтора варианта. Я не торопила Полину, давала ей прокачать свои ленивые мозги, и под конец она сама уверовала в свою возможную “четвёрку”. Я не разочаровывала её, хотя не очень верила. Но она это сделала. 19 баллов. Вся выполненная первая часть. Полина – самая большая моя гордость в этом году. Она совершила просто гигантский прыжок.
Денис.
В начале года я ему твёрдо сказала, что жду от него хорошей “четверки”, если не больше. Парень ходил больше всех. Два раза в неделю по полтора часа (обычно у меня даже для слабеньких хватает одного раза). Создавал впечатление неглупого, современного мальчишки с подвижным умом. Но с первых же уроков Денис пытался мухлевать: списывал под столом. Я его запалила, и вообще не поняла, для чего это было нужно. Вроде двоек не ставлю, работаем над одной и той же целью – сдать экзамен. Весь год, едва за Денисом закрывалась дверь, я понимала, что и его мозги закрываются тоже. Уже на следующее занятие он приходил снова чистым, как снег, будто за время нашей разлуки кто-то невидимый форматировал его голову. Частенько он приходил и спал за столом. Я видела полузакрытые глаза под длинной чёлкой, и понимала, что парень просто дремлет, пока я ему втираю про функции или уравнения. Ему было лень всё: думать, считать, читать. Писать – вообще такое ощущение, что физически больно. Заглянуть в справочные материалы – с тяжким вздохом после моего настойчивого морального пинка. Мне было жаль потраченного времени, усилий, жаль денег его матери, жаль нереализованных возможностей. Сама не знаю, почему его не бросила. Гордыня и алчность, наверное, прости, Господи. ))) Но по факту жалко было. Немножко расшевелился мой мальчик к апрелю. Стал хотя бы искать нужные формулы в справочных материалах. К маю, похоже, стало ему страшновато, а мне полегче. Последние занятия появился интерес в глазах и желание хоть что-то судорожно запомнить. 16 баллов. На грани. Шажок малюсенький. Скорее, опыт. Надеюсь, который пошёл ему на пользу.
Такие разные дети. Такие разные “четвёрки”. Хотя оценка одна и та же. Но даже если бы Полина получила три, я была бы рада. Мы, собственно, к ней и шли. Лишь бы без пересдач. Она научилась работать, прокачалась, поняла, что может. Таня поверила в себя. Ещё немножко, и будет пять. Она настроена на уверенную учёбу в десятом классе. Денис понял, что не всё так просто. Искренне (во всяком случае, надеюсь на это) пожалел, что “балду пинал” весь год и опомнился только в конце. В общем, довольна собой. И довольна своими учениками. Ну да, немного хвастаюсь. Но, думаю, мы заслужили это маленькое удовольствие.
Кстати, про слитые варианты. Ну да. Без них, конечно, не обошлось, будем честны. Но, поверьте, осознанное восприятие варианта, то, что они прорешали их накануне самостоятельно (а без нашей работы это было бы невозможно), а не тыкались в незнакомые задания, как слепые котята, не обесценивает их труд в течение года.
Собственно, я к чему всё это. Моя целевая аудитория – очень слабые дети. Реально слабые. У меня много интересных историй о моих учениках и их “тараканах”. И я чётко вижу, как даже твёрдая “тройка” может быть победой, ничуть не меньшей, чем ожидаемая "пять".
Приходите на мой канал, дорогие коллеги. Я пишу не только об уроках и учениках, но, боюсь, без этого не обойдусь. Наверное, посвящу этой теме отдельную подборку. Иногда распирает с кем-то поделиться. Буду рада комментариям, мнениям и историям о маленьких победах.