Президент РФ своим указом от 22.11.2023 объявил 2024 год в России «Годом семьи» в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Еще 2024-й будет являться и «Годом спорта». Важность этих двух направлений программы «Демография» переоценить нельзя, ведь явление «семья в спорте» и «спорт в семье» являются основой здоровьесбережения нации. Наш проект направлен на исполнение этих двух направлений. В рамках проекта будет создан семейный клуб «Солнечный турист» на основе экологического инклюзивного туризма для 15 приёмных семей, воспитывающих как приёмных детей с синдромом Дауна, так и нормотипичных сиблингов. Эта идея была озвучена семьями в процессе участия в отдельных мероприятиях наших предыдущих проектов. Выбор названий клуба и проекта напрямую связан с традицией называть детей с синдромом Дауна «солнечными». Поскольку нам, постоянной команде единомышленников, был очевиден положительный эффект от эколого-ориентированных мероприятий на детей с ОВЗ, то по запросу родителей наша команда решила разработать данный проект. Отбор семей для участия в проекте осуществлялся посредством анализа добровольного и активного участия в предыдущих проектах и согласия участвовать в данном проекте. Общее количество участников проекта – 90 человек (в среднем в семье 2 родителей и 4 детей). Координатором проекта выбрана наиболее активная и ответственная родительница Гликина Светлана (https://vk.com/id305673965). После реализации проекта она станет председателем семейного туристического клуба «Солнечный турист». Экологическое просвещение детей, в том числе с ОВЗ – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, нацеленный на формирование экологической культуры для интеграции в окружающую среду. Российская Федерация в мае 2012 года ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Реализуется обновлённая федеральная государственная программа «Доступная среда», рассчитанная на 2011— 2025 годы, которая предусматривает решение комплекса задач: реабилитацию, занятость, повышение уровня жизни, развитие инклюзивного профессионального образования, создание федерального реестра инвалидов, увеличение доли доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры. Однако все еще слабо решаются вопросы, направленные на расширение сети доступных учреждений и территорий реабилитации и отдыха для таких людей, в том числе в составе инклюзии. Реабилитационное и восстановительное, медицинское значения экологического туризма пока слабо раскрыты в отечественных научных исследованиях, что обуславливает теоретическую и практическую актуальности вопроса. По статистике численность постоянного населения России на 1 января 2024 года составила 146 203 613 млн. человек (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8). Из них людей с инвалидностью 11 миллионов 875 тысяч человек, что составляет 8,1 %. В Пермском крае детей – инвалидов насчитывается 1,7 % от детского населения (https://tochno.st/problems/disability/regions/permskiy_kray). Количество детей с инвалидностью растет, как в России, так и во всем мире. По опросам ВЦИОМ, 70% из них хотят путешествовать, но осуществляют это только 0,5%. Причины такого положения дел достаточно объективные, и одна из главных – слаборазвитая универсальная среда. Основные мотивы для такого рода путешествий: жажда исследования, как окружающего мира, так и своих возможностей; желание уединения с природой, наслаждение от общения с ней; отвлечение от повседневной рутины; возможность эмоционально пережить приключения, стремление социализироваться, участвуя в коллективных мероприятиях. На сегодняшний день организаций, способных удовлетворить эти запросы, ни в Перми, ни в Пермском крае нет. Данным проектом мы частично сможем помочь семьям – благополучателям реализовать своё конституционное право на общение с окружающей природной средой.
Эти потребности отчасти может удовлетворить экологический инклюзивный туризм при условии предоставления доступности и приспособления инфраструктуры туристических центров и объектов туристского показа к различным нуждам всех людей, в том числе инвалидов, семей с детьми, пожилых, их опекунов и членов их семей. Именно инклюзивный туризм — это та форма туризма, которая включает в себя процесс сотрудничества между различными участниками сферы туризма, выстраивает гармоничные отношения инвалидов с социумом. Он позволяет людям с особыми потребностями в доступности, включая мобильную, визуальную, слуховую и когнитивную составляющие, функционировать и познавать природу независимо, на равных условиях с другими членами общества, с чувством собственного достоинства через предоставление универсальных туристических продуктов. То есть, является высокоэффективным способом социальной интеграции. Инклюзивный экологический туризм для инвалидов и детей с ОВЗ выполняет востребованные функции: компенсаторную, корригирующую, восстанавливающую, функцию развития социально-когнитивного мышления и осознания своей идентичности. При использовании данного вида туризма происходит преодоление барьеров в общении, как внутренних, так внешних. Значение инклюзивного экологического туризма как безбарьерного весьма велико и заключается в возможности повышения уровня экологической культуры общества при посещении уникальных природных территорий и объектов. Россия – наиболее перспективная территория для развития экологического туризма в силу своих природных ресурсов. Поэтому инклюзивный экологический туризм признан одним из приоритетных видов туризма согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. В Пермском крае тоже происходит развитие инклюзивной туристической инфраструктуры. С некоторыми туристическими организациями мы сотрудничали и гарантируем, что там нашим благополучателям будет безопасно и комфортно общаться с природой. Например, курорт «Оленья застава», где очень комфортно находиться детям с ОВЗ. Или этнографическая деревня «Дети ветра» - условия адаптированы для инклюзии. Туристическая фирма «Солана» организует сплавы с учётом инклюзии много лет. Следует отметить, что для людей с ОВЗ, и особенно «солнечных» детей, характерны тенденция самоограничения социальных контактов, проявление отчужденности и замкнутости, ощущение враждебности окружающего мира, немотивированная агрессия. В таких семьях, как правило, не наблюдается полной гармонии и толерантности во взаимоотношениях сиблингов и приёмных детей, часто возникают напряжённые ситуации. При этом, часто, семья не в состоянии способствовать коррекции психологического состояния ребенка с ОВЗ и тем более реабилитации или абилитации в полной мере. Инклюзивный туризм обладает интеллектуально–воспитательным воздействием на личность. Его миссия заключается в устранении чувства неполноценности людей, имеющих трудности в физическом развитии. Процесс включения инвалидов в смешанные туристические группы в одинаковой степени необходим как самим инвалидам, так и здоровым туристам. Данная форма отдыха оказывает реабилитационный эффект, поскольку включает в себя не только нахождение на природе, которая сама по себе оказывает оздоровительное воздействие, но и участие в мастер-классах, воркшопах, работу со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), проведение различных видов терапий: арт-терапии, гардено-терапии, литотерапии, музыкальной терапии, которые возможно проводить на природе. Согласно исследованию Межовой Л.А. и Летина А.Л. («Теория и практика развития инклюзивного туризма в России и за рубежом», https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25324444), инклюзивный туризм включает в себя шесть основных реабилитационных функций туризма: 1. Социальная воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил; активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи, вызывает контрастную перемену монотонной жизни. 2. Психологическая обеспечивает смену обстановки, изменение обычного образа жизни; активная форма отдыха способствуют физическому оздоровлению и психологическому расслаблению. 3. Личностно ориентированная положительно влияет на развитие личности, обладает восстановительной функцией и несет в себе большой гуманитарный потенциал. 4. Компенсаторная обеспечивает специальные нужды людей с ограниченными возможностями здоровья. 5. Оздоровительная имеет высокий потенциал для поддержания здоровья и жизнедеятельности в активной форме. 6. Реабилитационная способствует переключению мышления на саногенное (оздоровительное). Позитивное влияние природы на здоровье детей и на их психоэмоциональное состояние не вызывает сомнений. Исследования природных объектов имеют огромный реабилитационный потенциал для детей инвалидов. Для этого необходимо разработать специализированные педагогические методики и технологии по включению их в туристическую среду. При этом необходимо учитывать эмоционально-эстетическое воздействие природного ландшафта на инвалида, необходимо предоставить комфортность природных условий. В природной среде дети с ограниченными возможностями здоровья смогут получить психофизиологическую терапию, эстетическое и этическое воспитание и научно-познавательный ресурс. Все эти слагаемые экотуризма могут предоставить общественные организации, например, такие как наша. Если государственные структуры могут предложить людям с ОВЗ только те услуги, которые есть в перечне социальных услуг, если человек с инвалидностью может пройти курс реабилитации только согласно заданной программе реабилитации, то НКО обладают большей вариативностью и инновационностью. Некоммерческая организация может предложить новую форму реабилитации для инвалида. Инклюзивный экотуризм – среди них. Главной задачей социальной адаптации и абилитации людей с ОВЗ является содействие в преодолении внутренних барьеров и организация общения и взаимодействия с социумом, со сверстниками, взрослыми и обществом в целом. Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. Абилитация — профилактика возможных нарушений на ранних стадиях развития ребёнка, а также работа с детьми с особыми потребностями (инвалидами с детства). Дети с инвалидностью, находясь в одной большой группе на инклюзивном туристическом мероприятии, сами того не подозревая, формируют новое терпимое отношение друг к другу, новую культуру поведения. Для родителей детей с ОВЗ будут проводиться обучение по специфическим приемам и навыкам по их социальной адаптации, приспособлению к жизни и возможной интеграции в общество. В рамках проекта мы организуем разноплановые мероприятия по тематике: психологическая и эмоциональная реабилитация, приобретение социально-бытовых навыков, в том числе азов туристической деятельности и походной жизни; физического оздоровления, коррекция поведенческих нарушений. В ходе реализации предыдущих проектов мы приобрели большой опыт по организации туристических поездок с привлечением специалистов различного профиля для удовлетворения потребностей благополучателей - инвалидов. По результатам реализации предыдущих проектов у ребят наблюдался реальный реабилитационный эффект: 1) повышение тонуса жизнедеятельности, 2) развитие когнитивно-познавательной деятельности, 3) спортивно-оздоровительный эффект, 4) более глубокая социализация, 5) улучшении общего психо-эмоционального фона, 6) физиологического состояния здоровья, 7) изменение круга и характера общения, новые знакомства, адаптация в социуме, 8) улучшение настроения, выход из депрессивного состояния, снижение нервозности, вспыльчивости, агрессивности. В нашем арсенале имеется большое количество профильных партнёров, который позволит реализовать проект успешно и с пользой для нашей целевой аудитории. В нашем проекте мы будем работать со специалистами кафедры социально-культурных технологий и туризма Пермского государственного института культуры; кафедры логопедии и коммуникативных технологий; факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета; консультационные вебинары проведут специалисты Региональной Общественной организации «Институт развития ребёнка и семьи «Семь-Я» г. Луганск. Для ознакомления с природным потенциалом края специалистами Дирекции ООПТ Пермского края «Пермский природный парк» будет проведён вебинар. АНО «Центр поддержки социальных проектов «ГОРИЗОНТЫ» в качестве волонтёра pro bono будет размещать материалы о проекте на своих медиа ресурсах. Запланированы 6 передач на ВГТРК «Радио России-Пермь» на бесплатной основе. Проект рассчитан на 6 месяцев реализации. Будут проведены 20 блоковых мероприятий (не менее 2 каждый месяц): образовательные, реабилитационные, абилитационные, психологические и творческие с учётом психофизического статуса членов семьи. Из них 11 мероприятий – цикличные занятия с 5 группами по 3 семьи. При этом будет происходить также деление на 2 подгруппы: отдельно занятия специалистов с родителями, в это время детей занимают волонтёры, и, наоборот, специалисты занимаются с детьми, а волонтёры с родителями. Итого будет проведено не менее 66 мероприятий. Теоретические занятия будут проходить в рамках заседаний клуба «Солнечный турист» как очных, так и дистанционных. Поскольку по санитарно-гигиеническим нормам перегружать детей с ОВЗ нельзя, то теоретические занятия будут проходить в течение 2 часов, выездные - в зависимости от дальности маршрута - могут быть одно- и двухдневными. Вначале проекта будут проведены теоретические занятия в аудиториях университетов и коворкингах, затем практические мероприятия в туристических походах и культурологических экскурсиях. Для помощи в проведении мероприятий планируем привлечь не менее 20 волонтёров-студентов. Сложившиеся в период реализации проекта устойчивые взаимоотношения семей и специалистов послужат в дальнейшем основой стабильной деятельности в рамках семейного туристического клуба «Солнечный турист». Расширение клуба будет возможно за счёт вливания новых семейных команд туристов и расширения географии туристических маршрутов.
Запланированы для использования в работе с ЦА следующие методики:
1. Принципы реабилитации детей-инвалидов средствами туризма и краеведения по направлениям развития инклюзивного туризма по Лифанову И.В. (Межова Л.А. Инклюзивный туризм: проблемы и перспективы его развития в России / Л.А. Межова, И.В. Губин // Культура физическая и здоровье. 2011. №6. С.70-71.)
2. Специальная гимнастика(.https://praximed.ru/lfkd.html)
2. Массаж https://reasunmed.ru/prays-uslugi/140605/)(.
3. Игры с ребенком: пальчиковые, активные, индивидуальные и коллективные игры (https://specialolympics.ru/blog/games-for-kids-with-ds).
4. Чтение и заучивание наизусть стихов, пение песен и т.д.(http://www.downsyndrome.ru/articles/71749/)
5. «Маленькие ступеньки», программно-методическое сопровождение ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна, побуждающее их к более полному взаимодействию с окружающим миром. (https://www.detsad235.ru/images/Blog_Smolina/programma_sindrom_dauna.pdf)
6. Социально-психологическая модель Портаж (Portage). Целью Портажа является работа с семьями, имеющими ребенка-инвалида, помощь в снижении барьеров инвалидности, социализация детей. (https://studwood.net/1067958/pedagogika/metodika_formirovaniya_osnovnyh_dvigatelnyh_navykov)
7. Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой, единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна. (https://www.labirint.ru/books/647619/)
8. Система «Нумикон» - набор учебного материала и специально разработанная методика для работы с ним при обучении основам математики (https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/numikon-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-detey-s-sindromom-dauna-matematike/)
9. Обучение игровым методом «Лекотека – «хранилище игрушек». (https://www.maam.ru/detskijsad/lekoteka-diagnosticheskii-igrovoi-seans.html)
10. Методика «Шаг за шагом» (https://www.litres.ru/book/robert-maurer-2/shag-za-shagom-k-dostizheniu-celi-metod-kaydzen-8332215/chitat-onlayn/)
11. Вербальная ассоциативная методика “ЭЗОП” Ясвина В.А. - Дерябо С.Д. «Методики диагностики и коррекции отношения к природе» (https://psytests.org/parent/ezop.html)
12. Гарденнотерапия (http://rehabperm.ru/%EF%BB%BF%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0/)
13. Литотерапия (https://myipipt.ru/events/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3/)
14. Лесотерапия или ландшафтная (https://ru.pinterest.com/pin/298152437844438805/)
15. Арт-терапия. (https://inpsycho.ru/chto_takoe_art-terapiya_i_kak_ona_rabotaet)
16. Музыкотерапия (https://www.defectologiya.pro/zhurnal/muzyikoterapiya_eyo_formyi,_vidyi_i_metodyi_provedeniya/)
Данные методики использовались в наших предыдущих проектах и показали свою эффективность. В данном проекте после проведения диагностики привлечёнными специалистами будут использованы также и авторские адаптированные методики, разработанные специально для наших целевых групп.
Эффективность проекта будет оцениваться по входному и выходному анкетированию родителей и детей.