Михаил Иванович Царёв советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, общественный деятель. Герой Социалистического Труда ( Народный артист СССР (1949). Лауреат Сталинской премии II степени (1947), Государственной премии СССР (1969]) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977).
Я не имею никакого отношения к этому прекрасному актеру,а вот мои дети очень даже– это их двоюродный прадедушка. Недавно посмотрела фильм «Дети Ванюшина» ,в нем Михаил Иванович играет главную роль-Александра Егоровича Ванюшина,играет фантастически,достоверно показывая огромную боль и трагедию внутри человека.
Михаил Иванович большой творец, буквально вживавшийся в любую роль, будь она драматической или комедийной, был, наделён уникальным актёрским даром, до мельчайших звуковых и смысловых колебаний и подробностей давал возможность зрителю слышать поэзию театра и всем своим существом воспринимать его потрясающую, жизнеутверждающую энергетику.
Михаил Иванович Царёв, уроженец Твери, сын железнодорожного фельдшера, с детских лет трудившийся в вагонных ремонтных мастерских Ревеля, знал не понаслышке о трудностях жизни простых людей.
Совсем юному Царёву посчастливилось повстречать замечательного учителя — стареющего премьера петроградской сцены, увлечённого и одарённого актёра-романтика Юрия Юрьева, ставшего для пытливого ученика добрым и внимательным наставником,
Да, внешне Михаил Иванович уже тогда производил недюжинное впечатление. И Юрий Михайлович, в котором, без сомнения, говорил естественный и благородный инстинкт «продолжения актёрского рода», хотел видеть в талантливом ученике будущего своего прямого сценического наследника.
Малый Театр стал для Михаила Ивановича не только призванием, но и главным предназначением земного пути, большого, светлого и счастливого, позволившего ему творчески реализоваться и стать одним из ведущих советских мастеров сцены.
Театр в представлении Царёва — это не только и даже не столько сцена, сколько незримый диалог между актёром и зрителем как главными участниками любого театрального действа. «Зритель и артист… Без них нет театра, — писал Михаил Иванович в книге «Неповторимые мгновения», обращённой в первую очередь к молодёжи, — потому что спектакль — это разговор между человеком на сцене и человеком в зале, непрерывный диалог между ними. Ради этого живого контакта люди и приходят в театр. Ведь проще посмотреть кино, ещё проще посидеть дома у телевизора. На основании этих «проще» театру неоднократно предсказывали смерть, а он жив и будет жить вечно.
Живой диалог между актёром и зрителем… Он, в чём Михаил Иванович ничуть не сомневался, может быть плодотворным и полновесным лишь в том случае, если его участники будут в нём по-настоящему заинтересованы.
А вот тут-то на первый план уже и выдвигается само сценическое действо — спектакль, о значимости которого Царёв, сыгравший на сцене среди огромного количества ролей бунтующего Чацкого из вечной комедии А. Грибоедова «Горе от ума», безукоризненно светского Арбенина из «Маскарада» М. Лермонтова, молодого генерала Огнева, представшего в знаковой пьесе А. Корнейчука «Фронт», и заматеревшего в своей злобе Вожака из «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, имел также вполне определённое и представление.
«Театральный спектакль является для зрителя своеобразным путешествием во времени и пространстве, — говорил Царёв на страницах «Неповторимых мгновений». — Но это путешествие обладает некоторыми особенностями. <…>
Слышать время, его основные, движущие силы, их настроения, подмечая при сём самое существенное, судьбоносное, и отвергающее всё поверхностное, без сомнения, дано не каждому. К радости современников Михаила Ивановича он этим интуитивным даром обладал. А в зрелые годы, когда за плечами уже оказались десятки лучших его ролей и он в большей степени сосредоточился на административной, преподавательской и общественной работе, из уст мастера звучали и такие слова: «Я беру в руки роль, которую мне предстоит играть. Меня ждёт долгий и трудный путь к человеку, который мне пока совершенно неизвестен. А я должен не только хорошо узнать его, но и стать на время этим человеком. <…> Работа над любым образом начинается с желания узнать человека, понять его — его характер, строй его мыслей, особенности его логики, которая у каждого своя. То есть роль начинается с попытки «докопаться» до самого глубокого и всегда скрытого, затаённого существа человека. <…> Разгадать, что стоит за текстом роли, — значит разгадать сущность сложных внутренних процессов, создающих характер героя. Это очень интересно и увлекательно, и очень трудно».
О мастерстве Царёва наиболее убедительно говорят его театральные работы, и прежде всего те, которые им осуществлены на сцене Малого театра Союза ССР. В них он и раскрылся в полную мощь, подтвердив не только свою природную даровитость,и талант, но и то, что он — актёр широкого звучания,актёр больших идей, актёр, способный своей игрой высвечивать серьёзные, волнующие общество проблемы.
«Талантливые актёры не позволяют зрителям оставаться спокойными свидетелями того, что происходит на сцене, а превращают их как бы в соучастников тех событий, которые описаны в пьесе, втягивают зрителей в конфликт, в борьбу персонажей, — говорил Михаил Иванович. — Это придаёт сценическому действию громадную силу убедительности».
Именно такая сила убедительности, отобразившая судьбоносное время и те события, от которых зависело будущее Советского государства, сражавшегося тогда с фашизмом, Царёвым была блестяще продемонстрирована в образе командарма Владимира Огнева — главного героя пьесы «Фронт» Александра Корнейчука, занявшей особую, ни с чем не сравнимую высоту во всей советской драматургии.
Эта пьеса стала событием. Событием, взволновавшим миллионы советских граждан, от сражавшихся на фронтах солдат и рядовых тружеников тыла до высшего командного состава Красной Армии и лично Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина, высоко оценившего это чрезвычайно своевременное тогда произведение, без сомнения, внёсшее свой вклад в нашу общую на всех Победу.
Михаил Иванович отличался исключительной работоспособностью, его работы на сцене Малого театра Союза ССР, без преувеличения, впечатляют.
Долгое время Михаил Иванович трудился к тому же и директором Малого театра, а в последние годы жизни был художественным руководителем.
Каждая роль Михаила Ивановича Царёва — явление, заключавшее в себе новый, неповторимый художественный мир. Но, всего и сразу об актёрском гении Михаила Царёва, одного из самых авторитетных профессионалов великого русского и советского театра, сказать просто невозможно. Не уместится вся информация о нём ни в какие рамки, которых, по большому счёту, когда речь ведётся о настоящем, выдающемся творце, быть и не должно…