Вокруг даты рождения Дункан до сих пор ведутся споры. Считается, что она появилась на свет 27 мая 1878 года, но в свидетельстве о ее крещении, обнаруженном в Сан-Франциско в 1976 году, указана дата 26 мая 1877 года. Дункан был одной из четырех детей, которых мать — учитель музыки, воспитывала в благородной бедности.
В детстве она отвергла строгость классического балета и танцевала интуитивно, на естественных ритмах и движениях. Ее первые публичные выступления в Чикаго и Нью-Йорке не имели большого успеха, поэтому в 21 год она покинула Соединенные Штаты в поисках признания за рубежом. Со своими скудными сбережениями Айседора отплыла на судне для перевозки скота в Англию.
В Британском музее Дункан изучала скульптуры древней Греции и представляла, как бы они могли двигаться. Она разработала авторские движения и жесты, танцевала босиком в коротком хитоне. В наши дни это выглядит просто и наивно, но в начале XX века такие танцы привлекали всеобщее внимание своей новизной.
Через год Айседора вместе с братом отправилась в Париж — изучать греческое искусство в Лувре. Благодаря рекомендациям знаменитой актрисы Патрик Кэмпбелл, Дункан стали приглашать выступать на частных парижских приемах. Вскоре явление молодой женщины, танцующей босиком, словно лесная нимфа, заполонило театры и концертные залы по всей Европе. Публика называла Айседору «божественной босоножкой».
Во время первого, скандального турне по России в 1905 году Дункан произвела глубокое впечатление на хореографа Михаила Фокина и искусствоведа Сергея Дягилева, который вскоре возглавил возрождение балета по всей Западной Европе.
Личная жизнь Айседоры наравне с искусством держала ее имя в заголовках газет из-за постоянного игнорирования социальных запретов. Отцом ее первого ребенка — дочери Дейдры был сценограф Гордон Крейг. Как и Айседора, он испытывал отвращение к браку. Второй ребенок — сын Патрик, появился от мецената Пэриса Зингера, наследника изобретателя швейной машинки.
В 1913 году произошла трагедия, от которой Дункан так и не оправилась: машина, в которой двое ее детей и их няня ехали по Парижу, скатилась в реку Сену, и все трое утонули.
В 1914 году она родила третьего ребенка, но малыш умер через несколько часов после рождения. Забегая вперед, скажем что впоследствии Айседора стала приемной матерью для шести девочек.
Пытаясь заглушить свое горе, она собиралась открыть еще одну школу, но начало Первой мировой войны положило конец ее планам. Последующие гастроли по Южной Америке, Германии и Франции пользовались меньшим успехом по сравнению с предыдущими выступлениями.
В 1920 году Луначарский пригласил Айседору открыть собственную школу танца в Москве. Идеи коммунизма захватили танцовщицу. Для ее революционного темперамента Советский Союз казался страной обетованной. Дункан много гастролировала, основала танцевальные школы в Германии, СССР и США, но ни одна из них не сохранилась. Дольше всех просуществовала московская школа, она работала до 1949 года.
В 1921 году она встретила Сергея Александровича Есенина. Поэт был 18 лет моложе Дункан, не говорил по-английски, а Айседора по-русски, но это не помешало им увлечься друг другом.
Она вышла замуж за Есенина в 1922 году, пожертвовав своими убеждениями против брака, чтобы взять его с собой в турне по Соединенным Штатам. Гастроли провалились. Страх перед «красной угрозой» был на пике, Айседору и ее супруга несправедливо заклеймили как большевистских агентов.
В очередной раз покидая родную страну, ожесточенная Дункан сказала репортерам: «Прощай, Америка, я никогда тебя больше не увижу!» Она сдержала свое слово. Последовал несчастливый период с Есениным в Европе, поэтом не интересовались и воспринимали лишь мужем великой Айседоры. Есенин устраивал пьяные скандалы, устраивал дебоши, жена ему быстро наскучила.
В 1923 году он вернулся в Советский Союз без жены, а в 1925 году покончил жизнь самоубийством.
В последние годы своей жизни Дункан была несколько жалкой фигурой. Она жила в Ницце на Французской Ривьере, где в 1927 году попала в аварию со смертельным исходом: ее задушил длинный алый шарф, запутавшийся в заднем колесе автомобиля во время движения. Ее автобиография « Моя жизнь » была опубликована в 1927 году (переиздана в 1972 году).
Айседору Дункан приветствовали выдающиеся музыканты, художники и писатели своего времени, но она часто становилась объектом нападок со стороны людей с ограниченным кругозором. Ее идеи опережали свое время, она слишком ярко игнорировала социальные условности. Широкая публика воспринимала ее как защитницу «свободной любви».
«Если мое искусство символично, то символ этот — только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства», — говорила Дункан. Ее босоногие танцы стали основой направлениям модерн и контемпорари.
Carrie Store поддерживает и одевает танцоров любых направлений. В наших магазинах вы найдете современную, удобную, невероятно комфортную одежду для спорта.
Сделать заказ можно на Wildberries и на Ozon, посмотреть наличие товаров и отзывы:
https://www.wildberries.ru/brands/carrie-store
Подписывайтесь на наш канал! Впереди много интересного!