Найти в Дзене
Лающая Рыба

Актуализация навыков, знаний и умений у особого ребенка.

Статья может быть полезна для родителей, воспитывающих детей с разными нарушениями. Тематика статьи выходит очень далеко за рамки воспитания и обучения глухих детей. Зачем ребенку все эти занятия по вызову речи, развитию слуха? Для чего ребенок все это делает? Зачем ему слушать? Зачем произносить звук? Зачем повторять слова? Для чего различать звуки? Когда мама или папа начинают занятия, например, спортом или иностранным языком или еще чем-нибудь, они совершенно четко представляют для себя цель своих занятий, их начало и конец, обозначенные какими-то результатами и ограниченные временем. Вроде бы все понятно. Глухой малыш или малыш с другими тяжелыми нарушениями (чего-нибудь, не обязательно слуха), не имеющий речи, не понимающий ее, не владеющий регуляцией своего поведения, не имеет представлений о том, куда его тащат, что происходит, зачем все это делается и когда все это закончится. Он попадает в кабинет к тете, где проводит какое-то время, понимаемое интуитивно, выполняет какие-то
Оглавление

Статья может быть полезна для родителей, воспитывающих детей с разными нарушениями. Тематика статьи выходит очень далеко за рамки воспитания и обучения глухих детей.

Зачем ребенку все эти занятия по вызову речи, развитию слуха? Для чего ребенок все это делает? Зачем ему слушать? Зачем произносить звук? Зачем повторять слова? Для чего различать звуки?

Рис 1.
Рис 1.

Когда мама или папа начинают занятия, например, спортом или иностранным языком или еще чем-нибудь, они совершенно четко представляют для себя цель своих занятий, их начало и конец, обозначенные какими-то результатами и ограниченные временем.

Рис 2. Мама занималась всю весну 3 раза в неделю, чтобы скинуть сколько-нибудь килограмм к началу лета.
Рис 2. Мама занималась всю весну 3 раза в неделю, чтобы скинуть сколько-нибудь килограмм к началу лета.

Вроде бы все понятно. Глухой малыш или малыш с другими тяжелыми нарушениями (чего-нибудь, не обязательно слуха), не имеющий речи, не понимающий ее, не владеющий регуляцией своего поведения, не имеет представлений о том, куда его тащат, что происходит, зачем все это делается и когда все это закончится. Он попадает в кабинет к тете, где проводит какое-то время, понимаемое интуитивно, выполняет какие-то задания, повторяет какие-нибудь слова, иногда даже с удовольствием. После занятий он выходит из кабинета и продолжает жить свою привычную молчаливую жизнь. Через какое-то время ситуация повторяется. Вся его деятельность, на которую он иногда вполне даже успешно "натаскан", не имеет для него цели, не понятен итог, не имеет начала и конца и не несёт под собой смысловой нагрузки, не имеет практической значимости.

Рис 3.
Рис 3.

Занятий проводятся ради занятий.

Если ребенок слишком долго находится в ситуации, когда занятия проводятся ради занятий, у него не формируется смысл, цель.

И я даже рискну сделать заявление о том, что в последствии это может отразиться (а может и не отразиться) на формировании личности ребенка, из которого в дальнейшем вырастет взрослый. Подробнее можно почитать здесь в статье о первичном и вторичном дефекте. (См. п. 3 Что такое структура дефекта?)

Существует такое понятие, о котором не знает добрая половина родителей, приходящая за постановкой звуков к логопеду - "кабинетная речь". Это когда в кабинете у логопеда ребенок произносит поставленный звук во всех словах, фразах, скороговорках, во всех позициях, но по выходу из кабинета перестает его произносить. Это происходит потому, что ребенок не ставит цель и не использует полученные навыки в жизни. Это поправимо. Но сегодняшняя наша тема намного глубже, о которой вообще никто никогда не говорил в моем присутствии. И сегодня мы будем говорить об одной простой, но очень важной, и даже не менее важной, чем регулярные занятия, вещи. Об актуализации полученных знаний, умений и навыков.

1. Что такое актуализация?

2. Зачем актуализировать знаний, умения и навыки?

3. Кто занимается актуализацией?

4. А как же дефектолог, сурдопедагог и логопед, которые все умеют?

5. Где лежит актуализация?

6. Что такое актуализированные знания, умения и навыки?

7. Как актуализировать знание, умение или навык?

8. Выводы.

1. Что такое актуализация?

Актуализация знания, умения или навыка ребенка, полученного в ходе занятий, подразумевает введение его в повседневную жизнь в любое месте и в любое время.

Если ребенка научили говорить (ну или хотя бы показывать на первых порах) "да" и "нет" в кабинете, то значит его нужно научить использовать эти умения везде: дома, в детском саду, в трамвае, по дороге, в больнице, в магазине, в гостях, в кафе, в отпуске, в лесу и даже в соседней галактике. То же самое касается и других слов - "дай", "на", "кошка", "чай", "идет", "синий", "около", "пурпурный", "часть", "прилагательное". И других слов. Так же это относится и к навыкам - надеть штаны, рисовать, читать, ориентироваться на местности, использовать технику. И многое другое. Словом все то, чему должен научиться ребенок - с особыми образовательными потребностями и даже без особых образовательных потребностей. Ребенок должен видеть результат своих стараний и со временем понимать смысл проводимой им работы.

2. Зачем актуализировать знания, умения и навыки?

Каждое новое полученное знание, умение или навык остаются голы без применения их в разных ситуациях. Закрепление их в повседневной жизни не просто расширяет возможности ребенка, но и развивает мозг ребенка, а так же создает базу для получения на их основе других знаний, умений и навыков.

Рис 4.
Рис 4.

Например, умение понимать и давать ответ "да" и "нет" в любых ситуациях не только расширяют возможности ребенка, но и дают в будущем базу для формирования понятий "можно" и "нельзя", "правильно" и "неправильно", "хочу" и "не хочу", а между последними вставляется понятие "надо", которые тоже в последствии создадут базу для понимания многих других явлений и вещей в жизни ребенка, а так же будут влиять на регуляцию поведения ребенка. Сложное слово "продвигаться", имеющее много разных значений "растет" из простого слова "идет". Как объяснить ребенку фразу "продвигаться сквозь тернистый путь"? Все оттуда, из слова "идет". Но для этого необходимо развивать мозг ребенка, развивать его способности расширять область применения слов и навыков в разных ситуациях. Повторюсь: не в картинках! И не в текстах. А именно в разных жизненных ситуациях, в которых каждый день пребывает ребенок. То же самое касается умения надевать штаны и многих других знаний, умений и навыков.

3. Кто занимается актуализацией навыков?

Специалист может научить ребенка говорить "да" и "нет" и надевать штаны. Однако, в таком случае, знания, умения и навыки не получают своего применения вне стен кабинета. Картина эта выглядит обычно таким образом: родители нашли замечательного логопеда/дефектолога, который смог найти подход к ребенку! И только он, этот золотой специалист, и никто более не может повлиять на ребенка.

Рис 5.
Рис 5.

Странно и грустно, но родители не могут воздействовать на ребенка, чтобы он надел штаны и сказал "да" и "нет". Он не применяет эти умения на улице, в детском саду, дома, в больнице, в у бабушки, в отпуске... Ему это не нужно. Кому не знакома такая ситуация? Вы - счастливые люди!

Рис 6.
Рис 6.
Актуализацией знаний, умений и навыков занимается только семья.

Увы и ах, как бы вам того ни хотелось, специалист в этом бессилен. Вот здесь одна из самых важных ролей родителей в воспитании и обучении особого ребенка. Чему бы вы ни учились, кого бы вы ни учили. Если родители не занимаются актуализацией знаний, умений и навыков у своего ребенка, они продолжают жить в кабинете специалиста. Они не обретают практической значимости. И не несут для него смысловой нагрузки. И деятельность ребенка не имеет никакой цели, не ограничена никаким временем. Как это проявляется? Ребенок умеет просить шишки, кубики и прочие предметы в кабинете, а дома и на улице он падает на пол и начинает орать. Ребенок называет все игрушечные собаки собаками, но на улице и дома он не понимает, что это собака. Часто в таком случае родители ошибочно полагают, что ребенок слушается только логопеда/дефектолога, ведь только логопед/дефектолог смог найти к ребенку подход. Однако этот подход должны искать и родители. Им необходимо помочь слову/навыку "вырваться" из кабинета специалиста на свободу. Актуализация навыков целиком и полностью лежит на плечах родителей. И только от них зависит то, начнет ли ребенок расширять область применения полученного навыка или нет, станет ли этот навык базой для получения новых навыков или нет.

4. А как же дефектолог, сурдопедагог и логопед, которые все умеют?

Сурдопедагог, логопед и многие другие специалисты могут многое, они даже могут заниматься с ребенком без домашнего задания каждый день. Но мозг ребенка развивается не 3 раза в неделю и даже не 7 дней, а круглосуточно. И в какую сторону будет развиваться ребенок - в сторону формирования специфики или в обратную сторону зависит от того, насколько мотивирован ребенок слушать, говорить, применять свои навыки.

Специалисты не могут находиться с ребенком 24/7. Мы все прекрасно понимаем, что дефектолог, сурдопедагог, логопед не смогут пойти с ним в детский сад, в больницу, в магазин, в гости, в отпуск или даже в соседнюю галактику. Хотя, конечно, можно нанять специалиста круглосуточно.

Рис 7. Ребенок должен научиться использовать свои знания, умения и навыки везде, где бы он ни был. Наличие рядом специалиста не должно быть условием для применения тех или иных знаний, умений и навыков.
Рис 7. Ребенок должен научиться использовать свои знания, умения и навыки везде, где бы он ни был. Наличие рядом специалиста не должно быть условием для применения тех или иных знаний, умений и навыков.

5. Где лежит актуализация навыков?

В моем рюкзаке беспорядок. Ну что поделаешь, бывает. Иногда я прибираюсь там: здесь ручка и блокнот, тут кошелек, там телефон. Ррраз! И все прибрано! И все найдено! Всё тут! Если заглянуть в работу родителей со своими детьми, там всегда можно найти актуализацию навыков. Она тоже там есть! Нужно просто прибраться. Что же входит в работу родителей со своими детьми?

- Домашнее задание.

- Выполнение рекомендаций специалистов.

- О! Вот она! Актуализация! Просто ее никто не искал и не называл. И никто не знал, что она там есть! Вот она и потерялась.

Актуализация навыков лежит там же, где и все домашнее задание и все рекомендации специалистов. Ее нужно просто взять и использовать. И многое начнет вставать на свое место.

Рис 8. Здесь нет никакой иерархии. Все одинаково важно.
Рис 8. Здесь нет никакой иерархии. Все одинаково важно.

6. Что такое актуализированные знания, умения и навыки?

Актуализированные знания, умения и навыки - это знания, умения и навыки, которые ребенок применяет в любое время, в любой ситуации.

У одних детей это умение есть ложкой, у других - ходить, у третьих - говорить, у четвертых раскладывать кубики по цветам и считать их, у пятых читать текст. В целом это все то, что мы можем использовать для получения дальнейших знаний умений и навыков. И, как ни странно, это то, на что родители обычно вообще не обращают внимания. Так о чем тут говорить? Задача родителей вывести на тот же уровень все знания, умения и навыки, которые сейчас находятся в стадии формирования в любых жизненных ситуациях. Научился у логопеда считать грибы - значит нужно научиться считать яблоки в саду и пуговицы на рубашке без логопеда. Научился понимать и говорить "да" и "нет" у логопеда - значит нужно научиться понимать и говорить их везде и без логопеда.

7. Как актуализировать навыки?

1. Изменение своего образа жизни, о которой я говорила много статей назад. Это рекомендации психологов, логопедов, коррекционных педагогов, сопоставление их рекомендаций и анализ, поскольку эти рекомендации часто противоречат друг другу. И это тоже нормально. Возможно будет отдельная статься на тему, почему.

2. Регулярное посещение специалистов. Навыки, знания и умения надо откуда-то постоянно брать.

3. Контакт со специалистами и умение задавать вопросы.

4. Регулярное выполнение домашнего задания и рекомендаций специалистов.

5. Создание ситуаций в решении которых ребенок будет учиться использовать полученные знания и сформированные навыки. Сказать или показать "да"/"нет", "дай", надеть штанишки, вымыть руки, слепить игрушку из пластилина, обратиться к соседу, прочитать книгу, сосчитать деньги, написать сообщение родителям, найти интересующую информацию в интернете, сориентироваться на местности в другой стране. Исходя из уровня развития самого ребенка актуализировать навыки от простого к сложному.

8. Выводы:

  • Актуализация знаний умений и навыков ребенка, полученных в ходе занятий, подразумевает введение их в повседневную жизнь.
  • Каждый новый полученный навык, умение или знание должны быть применены ребенком в разных жизненных ситуациях. Усвоенные навыки, умения и знания создают прочную базу для формирования других навыков.
  • Актуализированные знания, умения и навыки - это знания, умения и навыки, которые ребенок применяет в любое время, в любой ситуации.
  • Актуализацией знаний, умений и навыков занимается только семья.

Предыдущая статья - "То, о чем говорят все дефектологи, но почему-то забывают говорить сурдопедагоги или очередной секрет коррекции."

Следующая статья - "Как копить словарь с глухим ребенком и не забывать его на первых порах?"