Найти тему

Международная космическая станция. 6 июня 2024 года

Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 71 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Олег Кононенко (Россия), Николай Чуб (Россия), Мэтью Доминик (США), Майкл Баррат (США), Джаннет Эппс (США), Александр Гребенкин (Россия), Трейси Колдвелл-Дайсон (США).

Автономный полет корабля Starliner продолжался. Корабль направлялся к МКС, постепенно догоняя ее. Пока экипаж отдыхал служба управления полетом работала над проблемой утечки гелия, которая была обнаружена в коллекторах Top Helium 1 и Port Helium 1. Эти утечки не связаны с утечкой гелия из коллектора Top Нelium 2, которая была обнаружена перед запуском.

Барри Уилмор и Суннита Уилльямс в корабле Starliner. Фото: NASA
Барри Уилмор и Суннита Уилльямс в корабле Starliner. Фото: NASA

Подъем экипажа состоялся в 08.30.00. UTC. Перед началом своего второго рабочего дня Барри Уилмор и Суннита Уилльямс получили полную информацию по результатам анализа ситуации с топливными магистралями корабля. Ситуация сложилась следующая: два из трёх коллекторов по «левому» борту негерметичны. Величина утечки на уровне чуть более 2 атм в минуту. Коллектора номер 1 и номер 2 связаны с группой двигателей RCS по «левому борту», а замечание по коллектору номер 1 по «верхнему» порту относится к управлению пневмоклапанами двигателей RCS. Особое внимание экипаж должен обратить к безопасности маневров на ближнем участке, причаливании и стыковке. Пока полет выполняется на «газовой подушке» (остатках давления) в топливных баках. Отсечные клапана по гелию закрыты. Такая ситуация дает возможность разработчикам корабля изучить его резервные возможности. Руководители мисси сообщили, что разработали несколько планов для управления запасами гелия при выполнении дальнейшей программы полета и разрешили экипажу проводить маневры по сближению с МКС и стыковке.

Экипаж МКС был разбужен по станционному графику в 06.00.00. UTC и готовился к приему экспедиции посещения. Стыковка планировалась на вечернее время и до этого события астронавты и космонавты выполняли свою программу полета. Выполняя протокол второго дня медицинского эксперимента «Нейроиммунитет» Николай Чуб до завтрака провел у себя отбор образцов венозной крови, проб слюны и образцов волос. Затем он выполнил обработку проб крови с центрифугированием и замораживанием, а также приготовлением мазков крови. Собранный биологический материал был помещен в морозильник MELFI на хранение до спуска на Землю и последующего анализа современными лабораторными методами показателей, характеризующих состояние иммунной, эндоканнабиноидной, пуринергической и эндокринной систем. После этого космонавт заполнил анкеты с вопросами, дающими исследователям возможность оценить, как самочувствие космонавта, так и его психологическое состояние в данный момент. Результаты данного мультидисциплинарного исследования, которое охватывает много направлений, помогут расшифровать механизм изменений, происходящих в иммунной системе и будут важны для понимания процессов взаимного влиянии сознания, стресса и иммунитета, что даст возможность дальнейшего улучшения медико-биологического обеспечения длительных орбитальных и межпланетных полетов, обеспечит необходимые знания для предотвращения нежелательного иммунологического ответа организма при действии различных экстремальных факторов или развитии патологических состояний.

Олег Кононенко проводит сеанс связи с в рамках всероссийского пушкинского дня. Фото: Роскосмос
Олег Кононенко проводит сеанс связи с в рамках всероссийского пушкинского дня. Фото: Роскосмос

Подготовка к внекорабельной деятельности сегодня была в приоритете у астронавтов Американского сегмента. Трейси Колдвелл-Дайсон и Майкл Баррат в Шлюзовом модуле Quest выполнил различные мероприятия в рамках подготовки к трем предстоящим выходам в июне. Они завершили замену и всесторонние проверки верхней кирасы скафандров EMU, установили и зарядили аккумуляторные батареи в скафандры, собрали и настроили инструменты для работы за бортом. Совместно с наземными операторами астронавты провели обзор процедур робототехники и проверку шлюзовой камеры радиочастотной группы RFG, которая будет установлена на внешней поверхности станции, взамен вышедшей из строя.

Съемку земной поверхности с помощью фото и видеоаппаратуры, имеющейся на борту станции, сегодня продолжал Олег Кононенко. Геофизический эксперимент «Экон-М» предназначен для оценки экологической обстановки. Визуальное наблюдение и съемка различных полигонов и зон с промышленной концентрации велась через иллюминаторы Служебного модуля «Звезда».

Исследование приспособления человеческого организма к длительной жизни в невесомости велось в медицинском эксперименте Immunity Assay. Джаннет Эппс собрала образцы слюны и крови, обработала их и поместила в инкубатор Kubik на 24 часа. Мониторинг клеточного иммунитета с помощью анализа гиперчувствительности замедленного типа DTH In Vitro на МКС направлен на изучение воздействия стрессоров космического полета на функции клеточного иммунитета с помощью иммунного теста.

Переработкой сточных вод, в том числе с Американского сегмента, в рамках эксперимента «Сепарация» занимался Александр Гребенкин. В данном эксперименте, проводимом в Многоцелевом лабораторном модуле «Наука», ведутся испытания и отработка в условиях микрогравитации системы регенерации воды из урины. Космонавт провел замену емкости, установив ЕДВ-У, заполненную сточными водами из АСУ, а также снял заполненную емкость с переработанной водой. Он проверил систему на герметичность, а затем запустил процесс переработки. После этого он отобрал пробы переработанной воды и уложил их на хранение.

Пока не работает система обработки мочи UPA в Узловом модуле Tranguility, астронавтам приходится ежедневно менять емкость ЕДВ для сбора сточных вод из санитарно-гигиенической стойки WHC. Используя систему перекачки мочи UTS он сконфигурировал необходимым образом клапана Мэтью Доминик и наземные специалисты выполнили эту операцию. Затем, полная емкость ЕДВ была заменена на пустую, а клапана возвращены в первоначальную конфигурацию.

Космонавт проводит отбор проб крови для медицинского исследования. Фото: Роскосмос
Космонавт проводит отбор проб крови для медицинского исследования. Фото: Роскосмос

Сессию медицинского эксперимента «Взаимодействие-2» завершил Николай Чуб. Он снял носимый комплект «Актиграф», который в течение 36-часов регистрировал общую двигательную активность. Полученные данные были перенесены на лэптоп RSE-Med для сброса на Землю. Затем, с использованием комплекса «Гомеостат», он заполнил опросные листы и анкеты на персональном компьютере в рамках медико-психологического эксперимента «Взаимодействие-2». Данное исследование изучает закономерности поведения экипажа в длительном космическом полете. Дополнительно, к изучению динамики ценностей профессиональной культуры и сплоченности экипажа, теперь изучается и успешность совместного выполнения модельной операторской деятельности, влияние общей двигательной активности и качество сна на эффективность совместной работы.

Обслуживание холодильника Iceberg-2 провела Джаннет Эппс. Она получила доступ к морозильной камере и заменила пакеты с влагопоглотителем во внутреннем отсеке устройства. Влагопоглотители используются для контроля уровня влажности внутри холодильного отсека и заменяются по мере необходимости. Также астронавт замерила уровень влажности и температуру в морозильной камере.

Медицинский эксперимент «Кардиовектор» с использованием велотренажера ВБ-3М в Служебном модуле «Звезда» проводил Александр Гребенкин. В этом ему помогал Олег Кононенко. Космонавт облачился в специальный комплект, прикрепил датчики многоканального полиграфического прибора, настроил компьютер для записи физиологических параметров и выполнил оценку уровня своей тренированности. Полуторачасовая тренировка проводилась в трех режимах: разминочном, максимальном ускорении и заминочном. Для калибровки аппаратуры использовалось состояние покоя. В рамках тренировки велась регистрация таких параметров, как: электрокардиограмма, баллистокардиограмма, импедансная кардиограмма, низкочастотная фонокардиограмма, пневмограмма и фотоплетизмограмма пальца. Эксперимент «Кардиовектор» направлен на изучение влияния факторов космического полета на пространственное распределение энергии сердечных сокращений и роль правых и левых отделов сердца в приспособлении системы кровообращения к условиям длительной невесомости.

Грязевое озеро Харни в штате Орегон в США с борта МКС. Фото: nasa.blog.com
Грязевое озеро Харни в штате Орегон в США с борта МКС. Фото: nasa.blog.com

До прибытия экспедиции посещения Мэтью Доминик успел принять участие в образовательной программе ISS Ham. С помощью радиостанции Kenwood, установленной в европейском модуле Columbus, он участвовал в сеансе любительской радиосвязи с студентами Агрупаменто де Эсколас и доктором Серафимом Лейте в Сан-Жуан-да-Мадейре, Португалия. Некоторые из вопросов, которые задавали студенты, касались того, как долго астронавты должны тренироваться перед полетом в космос, с какой скоростью движется МКС и чем астронавты занимаются в свободное время.

Вторая половина дня была целиком отдана подготовке и обеспечению стыковки нового корабля Starliner в своем первом испытательном полетом с экипажем. Барри Уилмор и Суннита Уилльямс в течение дня работали по своей циклограмме, тестируя и проверяя бортовые системы Starliner в реальном космическом полете. После анализа ситуации с работой двигателей и процессов утечек гелия команды по управлению полетом Starliner и Международной космической станции дали разрешение на сближение с МКС и стыковкой. Наземные специалисты продолжают отслеживать уровень утечек в двигательной установке Starliner. Астронавты, обеспечивая работу двигателей маневрирования, открыли клапаны на двух коллекторах с небольшими утечками. Третий коллектор с более сильной утечкой, будет активирован перед активной фазой сближения. Все затронутые утечками коллекторы останутся открытыми для операций сближения и стыковки.

ПКК Starliner в автономном полете. Фото: nasa.blog.com
ПКК Starliner в автономном полете. Фото: nasa.blog.com

В это время на станции астронавты подготовили стыковочный узел к приему нового корабля, проверили стыковочный механизм СВМ, подключили компьютер SSC для управления стыковочными болтами, установили клапан выравнивания давления. В Обзорном модуле Cupola был активирован лазерный дальномер для определения расстояния между кораблем и станцией. Также были подготовлены фото и видеокамеры для съемки процесса сближения и стыковки Starliner. Наблюдения и съемка будет вестись с помощью камер манипулятора SSRMS, который был сконфигурирован определенным образом и обращен одним из своих эффекторов к гермоадаптеру РМА-2. В наблюдениях и съемках примут участие и российские космонавты через иллюминаторы Многоцелевого лабораторного модуля «Наука».

ПКК Starliner приближается к МКС. Фото: nasa.blog.com
ПКК Starliner приближается к МКС. Фото: nasa.blog.com

Во время подхода Starliner к МКС на дальности 260 метров, были зафиксированы отказы пяти двигателей системы реактивного управления. Диспетчеры ЦУП-Х дали команду астронавтам перейти на ручное управление и вернуться на безопасное расстояние от МКС. Барри Уилмор выполнил необходимые переключения и, выдавав тормозной импульс прекратил сближение. Затем выдав несколько импульсов носовыми двигателями, отвел Starliner в зону безопасности на расстоянии 200 метров от орбитального комплекса. Для анализа возникшей ситуации стыковка была отложена на час и перенесена в следующее стыковочное окно. В ходе переговоров с экипажем капком ЦУП-Х сказал: «Сейчас дело обстоит так. У нас нулевая отказоустойчивость по управлению. Поэтому мы технически не можем войти в «сферу сохранения». Тем не менее, мы хотели бы, чтобы вы пролетели на 200 метров и удерживали станцию на 200 метрах в ручном режиме».

ПКК Starliner выполнил зависание в зоне безопасности  МКС. Фото: nasa.blog.com
ПКК Starliner выполнил зависание в зоне безопасности МКС. Фото: nasa.blog.com

Оперативно проведя анализ ситуации, разработчики систем корабля выдали необходимые рекомендации астронавтам на борт корабля. Следуя инструкциям Барри Уилмор и Суннита Уилльямс выполнили перезагрузку уставок для отказавших двигателей и выполнили наддув топливных магистралей. Затем, последовательно выдавая команды провели огневой прожиг двигателей, выдав короткий импульс. Для парирования вектора от работы двигателей включались противоположные группы маневровых двигателей, работа которых позволила удерживать корабль на месте.

ПКК Starliner на траверзе Узлового модуля Harmony. Фото: nasa.blog.com
ПКК Starliner на траверзе Узлового модуля Harmony. Фото: nasa.blog.com

Горячие испытания двигателей RCS позволили сразу восстановить работу двух из пяти вышедших из строя. После двойного огневого воздействия, в работу был введен еще один двигатель, а следом вернулся к номинальной работе четвертый двигатель. Таким образом, благодаря действия экипажа, была восстановлена работа четырех из пяти отказавших двигателей RCS. В это время астронавты вручную удерживали корабль на расстоянии в 200 метрах от МКС. После повторного выбора четырех двигателей Starliner обладал отказоустойчивостью, необходимой для подхода к космической станции для стыковки. Завершив анализ ситуации с двигателями капком передал экипажу, что у персонала есть «достаточная уверенность в конфигурации» двигателей, чтобы позволить Starliner приблизиться к МКС для стыковки.

Получив разрешение Барри Уилмор и суннита Уилльямс управляя кораблем в ручном режиме начали сближение со станцией. Они миновали 200-метровую зону безопасности, выдавая короткие импульсы двигателями RCS, продолжали сближение, постепенно выходя на траекторию гермоадаптера РМА-2 Узлового модуля Harmony. В 16.56.38. UTC корабль выполнил первое зависание в 90 метрах от МКС перед стыковкой. В течение нескольких минут наземные специалисты и экипаж оценивали работу систем корабля и правильность ориентации корабля и станции.

Следующий этап подхода длился около семи минут и завершился зависанием в точке на расстоянии 50 метров от станции. Экипаж сверил показания дальномера, протестировал ручки управления и проверил работоспособность стыковочного механизма. Наземные специалисты внимательно следили за телеметрическими показаниями с групп двигателей RCS, отслеживая их работоспособность и скорость утечек гелия. Также велся постоянный мониторинг систем корабля на этапе сближения и стыковки.

ПКК Starliner перед стыковкой с МКС. Фото: nasa.blog.com
ПКК Starliner перед стыковкой с МКС. Фото: nasa.blog.com

Очередной шаг к станции корабль сделал до отметки в 40 метров, где вновь завис выполняя проверки согласно циклограммы. Откорректировав боковое смещение и переговорив с операторами Центра управления, сближение было продолжено. Следующие 30 метров корабль преодолел за 9 минут и остановился на расстоянии 10 метров от МКС. В этой точке корабль оставался шесть минут, проводя последние тестовые проверки систем. Команда миссии завершила оценку готовности систем и в 17.31.56. UTC было выдано разрешение на стыковку.

Расстояние в 10 метров корабль преодолел за 1,5 минуты и в 17.33.56. UTC состоялось касание и стыковка корабля Starliner к гермоадаптеру РМА-2 Узлового модуля Harmony. В 17.35.30. UTC крюки были закрыты и процесс стыковки был завершен. Стыковка была выполнена с задержкой около двух часов, понадобившихся для парирования нештатной работы двигателей корабля.

Стыковка ПКК Starliner с МКС. Фото: NASA
Стыковка ПКК Starliner с МКС. Фото: NASA

Со стороны станции, Мэтью Доминик, управляя с пульта СВМ, выдал команды и болты узла гермоадаптера РМА-2 крепко притянули прибывший корабль к станции. После завершения динамических операций, астронавты приступили к стандартным процедурам проверки герметичности стыка. Барри Уилмор и Суннита Уилльямс привели системы корабля в режим совместного полета с МКС, сняли аварийно-спасательные скафандры и переоделись в полетные костюмы, контролировали уровень давления в вестибюле гермоадаптера РМА-2.

В это время со стороны станции Мэтью Доминик открыл клапан выравнивания давления. Используя компьютер SSC, он зафиксировал положение стыковочного механизма, а затем демонтировал его и убрал на хранение. Вместе с Джаннет Эппс он смонтировал в Узловом модуле Harmony видеокамеры для трансляции церемонии встречи прибывшей экспедиции посещения, настроил световую аппаратуру и проверил связь для трансляции.

Полный состав экипажа МКС-71 собрался в модуле и в 19.20.00. UTC Мэтью Доминик открыл переходной люк в гермоадаптер со стороны станции. Астронавты Starliner немного задержались, закрепляя люк своего корабля и упаковывая его в чехол. Первой на станцию вплыла Суннита Уилльям. В этот момент Майкл Баррат, следуя традиции несколько раз ударил в колокол, знаменуя прибытие корабля на станцию. Суннита Уилльямс широко улыбалась, радостно приветствовала хозяев и обнимала всех по очереди. За ней на станцию вплыл Барри Уилмор, которого также переполняли эмоции. Объятия, взаимные приветствия, похлопывания по плечам, радость, астронавты дали волю своим чувствам и Суннита Уилльямс даже исполнила несколько танцевальных движений в невесомости. Российские и американские астронавты обменивались своими впечатлениями, проявляя космическое дружелюбие.

Затем весь объединенный экипаж разместился в Узловом модуле Harmony перед телекамерами и провел первый репортаж. Олег Кононенко, на правах командира МКС, поздравил Барри Уилмора и Сунниту Уилльямс с прибытием на станцию и пожелал успешной работы. Мэтью Доминик поприветствовал своих коллег с долгожданным полетом. В ответном слове прибывшие астронавты поблагодарили экипаж станции за теплый прием на борту, а также высказали слова благодарности за помощью наземным службам, которые обеспечивали этот полет и совместно решали возникавшие проблемы.

Совместный экипаж МКС после прибытия корабля Starliner. Фото: NASA
Совместный экипаж МКС после прибытия корабля Starliner. Фото: NASA

Первым делом, по завершению церемонии приветствия, Олег Кононенко и Трейси Колдвелл-Дайсон провели для Барри Уилмора и Сунниты Уилльямс инструктаж по технике безопасности на МКС. Экипаж собрался вместе и обсудил меры реагирования на чрезвычайные ситуации, потенциальные опасности и расположение аварийного оборудования. Затем все разошлись по своим занятиям.

На Starliner Мэтью Доминик передал индивидуальные дыхательные аппараты PFE, огнетушители PPF и другое аварийное оборудование, которое Джаннет Эппс разместила по штатным местам. Барри Уилмор извлекал и передавал Майклу Баррату срочный груз, доставленный на борту корабля, в том числе насос для ремонта туалета на Американском сегменте. Затем пилоты Starliner занимались системами корабля. Они вновь закрыли отсечные клапана на топливных магистралях, в которых продолжались утечки гелия. В это время была обнаружена еще одна утечка через редуктор клапана одного из двигателей RCS по правому борту.

Завершив все срочные дела объединенный экипаж собрался на камбузе в Узловом модуле Unity. Состоялся праздничный ужин, общение, обмен подарками и сувенирами. Посиделки затянулись в результате астронавты и космонавты отправились отдыхать позже обычного.

#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос