Научная фантастика и шпионский детектив от Наума Фогеля

Одной из особенностей профессионального общения на фестивалях является то, что узнаешь немало нового. Даже если это основательно забытое старое.

Одной из особенностей профессионального общения на фестивалях является то, что узнаешь немало нового. Даже если это основательно забытое старое.

Так мне посоветовали прочесть небольшую научно-фантастическую повесть Наума Фогеля «Гипнотрон профессора Браилова» (Херсон, 1962 г.) — спасибо Елена Кулешова!

Представьте себе, шпионский детектив на тему изобретения в области медицины. И написан детектив врачом. И при этом повесть еще и научная фантастика.

Хотя раньше я никогда не слышала имя Фогеля, я была очарована и поняла, что обязательно должна это прочесть!

Наум Фогель (1908-1980)
Наум Фогель (1908-1980)

Сказано — сделано!

Где можно найти книги, изданные давным-давно? Да в библиотеке, конечно.

И я отправилась в библиотеку.

В результате я нашла все книги Фогеля — кроме фантастической!

Тогда я все же вспомнила об Интернете — ведь там можно купить книги, в том числе и старые. Нашла «Гипнотрон», заказала (и недорого), получила. Ура!

И в изумлении уставилась на книжку. Дело в том, что это была почти новая книжка — 2003 года. Я так торопилась ее приобрести, что не рассмотрела в подробностях выходные данные. Но уж получив, изучила все.

Издание 2003 года — серия «Атлантида» с призывом присылать старые книжки до 1970 года, мол, мы напечатаем и поблагодарим того, кто прислал книжку.

«А как же авторское право?» — удивилась я. Посмотрела внимательнее. Нашла копирайт Н. Фогель, наследники, 2003. А вот имя художника, две иллюстрации которого были позаимствованы для издания 2003 года с издания 1962 года, названо не было. В издании 2003 г. стоит имя художника Н. Бондаренко. Но художником в 1962 году был Ю.П. Лобачев. Вы можете сравнить картинки на двух обложках — они одинаковы. Если такое случалось и в других изданиях серия, то не удивительно, что в 2005 году серия была закрыта.

Но бог с ним — с издательством. Я принялась читать...

История оказалось увлекательной. Наум Фогель обошелся без долгих вступлений — сразу взял быка за рога. И еще в книжке начались две сюжетные линии — в СССР и США. Вы же помните, что повесть не только научная фантастика, но и шпионский детектив?

Хотя вначале ничего шпионского в повести нет. В СССР люди трудятся и получают от этого удовольствие. В США люди тоже трудятся и в общем-то тоже получают от этого удовольствие. Но есть нюансы!

В СССР профессор Браилов решает проблему сна, ведь сон способствует излечению или предотвращению многих заболеваний, глубокий сон позволяет обезболивать — что важно при операционном вмешательстве... Перечислять значение сна можно долго.

В США «электрический король Америки» мучается от бессонницы, а это вредно для бизнеса, да и вообще угнетает. Конечно, в его распоряжении лучшие врачи и все достижения медицины. И, конечно, он может основать целый институт для нужных ему исследований. Но зачем в созданном институте изобретать велосипед? Не проще ли... позаимствовать чужие изобретения? Даже против воли изобретателя?

Вот так и начинается шпионаж.

А еще электрический король, он же мистер Джон Митчел, подключает к делу военных. Ну, в самом деле — почему бы не решить свои проблемы за счет государства? Когда писалась повесть, всего 9 лет прошло с тех пор, как президент корпорации «Дженерал моторс», которого президент США выдвинул на должность министра обороны, на сенатских слушаниях ответил на вопрос, что для него важнее — страна или корпорация: «Я привык считать: то, что хорошо для нашей страны, хорошо и для «Дженерал моторс», и наоборот. Это одно и то же».

К тому же сотрудничество с военными выгодно еще в одной сфере — на военных очень удобно ставить опыты, и без всяких информированных согласий. Опять же и заработать новые миллионы тоже неплохо. Ведь аппарат, созданный для лечения, можно использовать и для войны. Это вещь двойного назначения!

«Ужас-ужас, советская пропаганда!» — возопит иной читатель.

Да, бросьте, какая пропаганда — это реальность. Все это действительно делалось, в том числе опыты на американских военных. Разве что большая часть этих действий стала в подробностях известна только в следующем десятилетии — в 1970-х годах.

Кстати, в образах американцев у Фогеля нет ни следа карикатурности. Временами проглядывает язвительность. Но и уважение.

Вот, например, Джон Митчел:

Джон Митчел умел сильно любить. Он любил свою Америку — страну свободного предпринимательства, страну грандиозных возможностей; любил свой просторный, удобно обставленный рабочий кабинет, свою великолепную виллу на берегу реки Потомак, сад, цветочные клумбы, разбитые под окном его дома. Но превыше всего он любил себя: свое лицо, крепкие руки, мускулистую грудь, в которой неугомонно пульсирует его сердце. Он умел и сильно ненавидеть. Он ненавидел рабочих, хотя и понимал, что они трудятся на него; он страстно ненавидел своих соратников из мира свободного предпринимательства, умных, решительных и смелых, таких, как он сам. Ненавидел, хотя и понимал, что они в какой-то мере помогают ему делать деньги. Но превыше всего он ненавидел смерть. А мрачные мысли о смерти за последнее время стали все чаще навещать его. Приближалась старость...

Джон Митчел твердо стоит на ногах. Он использует в своих целях людей — ученых, прессу. И делает это мастерски!

Люди должны думать, что их благополучие находятся в прямой зависимости от процветания наших трестов... любая ложь, повторенная неоднократно, начинает восприниматься, как правда. Если бы нам понадобилось доказать, что не Земля вертится вокруг Солнца, а наоборот, мы нашли бы ученых, которые доказали бы этот абсурд. Однако движение Земли пока не мешает нашему бизнесу, так что... пускай себе вертится на здоровье.

Великолепен, не правда ли?

Между прочим, американский шпион человек тоже очень и очень талантливый. Впрочем, об этом вы прочтете сами.

Почему я ничего не говорю о профессоре Браилове и других персонажах?

Да потому что это сплошные спойлеры, а мне не хочется лишать вас удовольствия от чтения.

Зато могу сказать, что завершается повесть грандиозной пресс-конференцией профессора Браилова. Скажете, что это неестественный ход?

И ошибетесь!

Для 1960-х это было обычным делом. Важные события в политике, науке, общественной жизни и в вопросах шпионажа сплошь и рядом завершались такими большими пресс-конференциями, где спикеры расставляли все точки над i. Помните, я рассказывала об американском детективе «Семь дней в мае», вышедшем в свет в тот же 1962 год? Та книжка тоже заканчивалась пресс-конференцией. Реальность отражалась в литературе.

Я получила удовольствие от чтения и желаю получить это удовольствие вам. Просто и ясно говорить о науке и серьезных вещах, делать это увлекательно, наглядно показывать ценность труда — великое дело.

Радости вам от чтения!

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Подборки
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки