Найти в Дзене
Иван Жилин

Надежда Попова, "Конгрегация"

В общем, мне просто хотелось детектива, причём средневекового детектива, причём с потусторонней составляющей. Почему - не знаю, наверное, не был удовлетворён "Горбуном лорда Кромвеля" и хотелось аналогичных щей, но погуще и поострее (да с потрошками!). И идея инквизиторских историй - ибо кто лучше подходит на роль средневекового сыщика, если не инквизитор! - логично пришла в голову. Неожиданно в этом жанре, описывающем противостояние всяких ван хельсингов реальной дьявольщине, обнаружилась даже изрядная конкуренция, в основном среди наших и поляков, то есть как раз тех народов, которых инквизиция либо совсем не коснулась, либо затронула незначительно. Рейтинги показали, что начинать надо с эпопеи Поповой, что я и сделал, а результатами эксперимента сейчас и поделюсь. Естественно, что все истории про борьбу инквизиции с настоящей нечистью происходят не в нашем мире, а в альтернативном, ибо в нашем, слава тебе Господи, потусторонней фигни не водится. Конкретно у автора "Конгрегации" допу

В общем, мне просто хотелось детектива, причём средневекового детектива, причём с потусторонней составляющей. Почему - не знаю, наверное, не был удовлетворён "Горбуном лорда Кромвеля" и хотелось аналогичных щей, но погуще и поострее (да с потрошками!). И идея инквизиторских историй - ибо кто лучше подходит на роль средневекового сыщика, если не инквизитор! - логично пришла в голову.

Неожиданно в этом жанре, описывающем противостояние всяких ван хельсингов реальной дьявольщине, обнаружилась даже изрядная конкуренция, в основном среди наших и поляков, то есть как раз тех народов, которых инквизиция либо совсем не коснулась, либо затронула незначительно. Рейтинги показали, что начинать надо с эпопеи Поповой, что я и сделал, а результатами эксперимента сейчас и поделюсь.

Естественно, что все истории про борьбу инквизиции с настоящей нечистью происходят не в нашем мире, а в альтернативном, ибо в нашем, слава тебе Господи, потусторонней фигни не водится. Конкретно у автора "Конгрегации" допущение состоит не только в существовании нечистой силы в самых различных её проявлениях, но и в изменённой роли самой святой Инквизиции. Как мы знаем, в нашем мире эта организация в 1908 году стала именоваться Священной конгрегацией Священной Канцелярии, в 1965 переименована в Священную конгрегацию доктрины веры, в 1983 утратила слово "Священная" а в 2022 и вовсе превратилась в какую-то дикастерию, там папа Франциск какую-то глобальную управленческую реформу замутил. Ну так вот, а в мире Надежды Поповой на территории Священной Римской империи германской нации инквизиция чуть не в XIII веке выделилась в Конгрегацию - полуавтономную организацию, которая не занимается тотальным сжиганием всего мало-мальски подозрительного, а по-настоящему борется с нечистью, колдовством и злобными малефиками. Триггером к такому выделению послужило в принципе наличие нечистой силы, и как следствие (это подчёркивается автором особо) написание "Молота ведьм" на полтораста лет раньше положенного, что привело к буйству следователей в рясах вообще на заре времён. К моменту событий книги уже заканчивается век XIV, общество устало от террора и инквизиторы (простите - конгрегаты) теперь осторожно и вдумчиво ищут правду, а не виноватых. При этом существование настоящей, а не призрачной колдовской угрозы превращает Конгрегацию во вполне натуральный "щит, защищающий царство людей" а-ля Чёрный Дозор какой-нибудь.

Любопытно, что каких-то других кардинальных изменений наличие людей, скажем так, с экстрасенсорными способностями в мире Конгрегации не повлекло. Средневековая Германия - а на самом деле шире, помянутая выше Священная Римская империя германской нации, потому что героев занесёт и в Австрию, и в Швейцарию, и в Прагу, тем паче, что правит Люксембурская династия - в целом не слишком изменилась и плюс-минус соответствует своему историческому прототипу. Правда, тут всё же где-то есть развилки, которые не слишком погружённым в историю СРИ трудно отследить - я, скажем, как-то пропустил и так и не понял, что это за императоры действуют в цикле, Рудольф и Фридрих. Судя по всему, Рудольф - это потомок Карла IV, может быть Вацлав, черт его знает. Во всяком случае Сигизмунда точно не случилось, потому что Констанцский собор собирает не он, а как раз Рудольф. Это, кстати, к вопросу об устойчивости авторского мира под давлением колдовства - магия магией, а тут присутствуют и папы, и антипапы (и вторая ветка антипап, пизанская, о существовании которой я узнал только из этих книг, вот она, сила искусства!), и в Констанце этот раскол вполне себе обсуждается. Кстати, забавно - в нашей традиции Констанц остался как собор, на котором сожгли Яна Гуса, одного из первых идейных протопротестантов, ну и, в общем-то, всё. На западе же основной функцией этого съезда, в память о котором в городке поставили памятник обслуживавшим прелатов шлюхам, всё же считается завершение католической схизмы.

В общем, возвращаясь к основной мысли - принципиальной разницы в мирах не наблюдается. И вот в такой вот достаточно узнаваемо средневековый (с одной оговоркой) мир вступает главный герой цикла на десять тысяч условных страниц (условных - потому что я с мобилы читал), младший лейтенант, то есть инквизитор Курт Гессе. И про младшего лейтенанта я не очень случайно, потому что больше всего Курт похож на очень хорошего идейного милиционера или контрразведчика из советских книжек. Правильный в хорошем смысле этого слова, проницательный и беспощадный к врагам в том числе и рейха сотрудник госбезопасности. Кстати, в целом этот образ логично и непротиворечиво дополняет довольно неприятный характер Курта Гессе, что особенно заметно в первых книгах серии, пока у него есть начальство.

Пока - потому что как какая-нибудь Хонор Харрингтон наш герой постепенно прокачивается и растёт по служебной лестнице. Начинает он свежевыпустившимся и совершенно неоперившимся следаком, но карьеру делает к финалу цикла совершенно головокружительную. Говорят, автор хочет и девятую книгу написать, но мне кажется, что герой достиг очевидного левелкапа, и это не жалкие 12 уровней, как в Baldur's Gate III, это уже должно быть что-то богоподобное. Любопытно, кстати, что Курт Гессе, несмотря на нахождение на службе у Господа, истово верующим не является, и в целом обладает крайне материалистическим складом ума, даже несмотря на то, что в одной из первых же книг его спасает от смерти вполне очевидно явлённое Божие чудо. Это к вопросу о средневековье с оговоркой - оно населено людьми, которые не думают, как обитатели средневековья, не говорят, как обитатели средневековья и... Ну, в общем это, скорее, наши с вами современники с небольшой поправкой на заявленные реалии, и это чувствуется практически сразу. В первой книге, наверное, нет, но во второй уже точно да.

Но вы знаете, это, наверное, надо просто принять. В конце концов, это не исторические романы, а мир Надежды Поповой, хотя объяснить, как колдовство так повлияло на язык, на котором общаются люди, их образ мыслей, скорее всего невозможно. Так что да, это просто некое допущение, в которое тем органичней встраивается оперуполномоченный Гессе, преследующий очередного колдуна-рецидивиста и отпускающий иногда шуточки с отсылкой на, допустим, фильм "Чародеи" ("Ну кто так строит?!"). Впрочем, нельзя сказать, что автор совсем не старается, скажем, она пытается архаизировать язык (хотя я не уверен, что, когда герои говорят "детальности" вместо "детали" это архаизация, а не наше о ней представление) и насыщает его изрядным количеством латыни. Ну, для истории католика-инквизитора это вполне логично, но вообще латынь прекрасно помогает Поповой использовать понятия, которые ну совсем уж очевидно в средневековье не существовали; скажем, сам Гессе неоднократно называет себя "простым oper'ом" и именно в том контексте, какой в слово "опер" вкладываем мы.

Можно ли в книге про средневековую нечисть без Дикой Охоты? Нет, нельзя
Можно ли в книге про средневековую нечисть без Дикой Охоты? Нет, нельзя

А принять факт некоторой картонности местного средневековья помогает то, что написано хорошо, в смысле хорошего, правильного русского языка. То есть если брать бенчмарки то, конечно, не Стругацкие, но, повторюсь, это хороший литературный русский. Да, не средневековый, ну так что ж. Всё же чувствуется, что для автора это прямо труд всей жизни, потому что она не печёт по полдюжины романов в год как иные современные российские авторы, которые попадаются на фантлабе. Правда, есть у этого и обратная сторона - для Поповой настолько важны эти книги, что она не может остановиться, и получается очень многословно. Динамика, естественно, проседает, да и времени на чтение требуется очень много. Я перед этим циклом отказался от трилогии Стивенсона (который Нил, а не который Роберт Льюис, ещё напишу об этом) из-за в том числе объёма, так что если для вас это фактор - берегитесь! Тут много букв и они очень размеренные. Это долгое чтение.

И то ли это отсутствие темпа виновато, то ли в целом интрига не относится к числу сильных сторон автора, но сказать, что получилось детективно или остросюжетно - ну нет, не скажу. Всё-таки когда у нашего сотрудника госбезопасности есть легальная возможность применять пытки не очень получается классическая история в духе Агаты Кристи (вы уж извините, я детективный жанр по ней измеряю, ну как фэнтези по Джорджу Мартину). К чести автора, прибегают герои к этой мере редко, но тем не менее murder mystery не сложилась. Я даже не берусь сказать, почему, тем не менее, получилось увлекательно - скажем, и какого-то интересного развития героев тоже немного, а местами так оно вообще как-то за кадром. Скажем, Бруно Хоффмайер из Хаммельна так и не смог, на мой взгляд, стать доктором Ватсоном для Курта Гессе - и на взгляд автора явно тоже, ибо она перевела Бруно на другую работу. Но этот перевод какой-то уж слишком резкий и не очень обоснованный в тексте. Но, повторюсь, все отчего-то увлекательно и хочется дочитать до конца, что я и сделал.

Наверное, всё же сюжет, пусть и не очень острый и не слишком насыщенный экшеном, сыграл свою роль. Всё же любопытно читать, как сотрудник уголовного розыска противостоит ведьмам, колдунам, вампирам (тут их называют стригами и один из них ужасно похож на Астариона из BG III, только гетеро), вервольфам и даже одному земляку своего друга Бруно Хоффмайера. Но по-настоящему интересно становится с шестой книги, когда повысившийся в звании Курт Гессе (всё чаще со всё большей помощью своих друзей) вынужден справляться с бедами вселенского масштаба, а фантазия автора (которая, как и все мы в XXI веке, тоже всё же материалистически мыслит) подкидывает своему любимому оперу множественность миров в рамках дерева сфирот и прочей каббалы, а также непринуждённо объединяет это дерево с Иггдрасилью и Древом познания добра и зла. На этом фоне появление в кругу врагов инквизитора таких нехарактерных персонажей, как валькирии и вендиго уже смотрится как обычное дело. Вот, наверное, что держит читателя - фантазия Поповой, умудряющейся достаточно непротиворечиво пихать под гусеницы неудержимого инквизитора весь этот сонм разнообразной нечисти.

Но ещё больше держит политическая интрига, до которой мы, наконец, дошли. Дело в том, что для автора этот цикл не просто книга, это позиция, которую она даже озвучивала. Идея Поповой в том, чтобы написать книгу со стороны винтика в системе, которая выстраивает порядок. Не бунтаря, не оппозиционера, нет, наоборот - от человека, который своими руками участвует в строительстве государственной системы. То есть инквизитор Гессе не просто так похож на комсомольца и добровольца - он целенаправленно писался таким.

А с учётом того, что окружают нашего комсомольца средневековые германские будни, в качестве опоры этатизма автором выбрана Священная Римская империя германской нации и правящая ей Люксембургская династия (наверное, потому что они чехи). И, естественно, тут немедленно высплывает масса интриг имперского уровня, которые получают любопытное разрешение, особенно если не смущаться тем, что битва между тевтонцами и польско-литовским войском происходит у местечка Грюнфельд. Все же понимают, что это такое, что вот Ягайло (связавшийся с языческими колдунами), вот Витовт, а вот фон Юнинген. Но автору надо, чтобы тевтонцы помогли империи, и допустить разгрома ордена она не может. Вы не пугайтесь, это не сильно спойлер, это вообще не основная часть сюжета а чуть не заметки на полях, но отражает общую картину.

Впрочем, с точки зрения развития героя я немного несправедлив - Курт ближе к началу повествования обретает пирофобию и обожжённые руки, и где-то книги три преодолевает эти напасти. Естественно, успешно и естественно как-то незаметно. Как прогресс бар заполнил
Впрочем, с точки зрения развития героя я немного несправедлив - Курт ближе к началу повествования обретает пирофобию и обожжённые руки, и где-то книги три преодолевает эти напасти. Естественно, успешно и естественно как-то незаметно. Как прогресс бар заполнил

Вообще, конечно, какой русский не любит имперскую идею! Даже если это идея империи немцев - немцев мы тоже в целом любим, любим их орднунг и вполне готовы сочувствовать всем этим амбициям, тем более, что усилиями автора они строят не национальное государство, а именно империю, в коей нет ни иудея, ни эллина, то есть ни немца, ни чеха. И видение это столь грандиозно, что даже чешские националисты (фу, плохие, плохие гуситы!) проникаются, и с хайлями кидаются на армию Габсбургов. Что плохого сделали автору Габсбурги - неизвестно, но, с другой стороны, должен же быть враг. И, в общем, вот эта вся политическая возня внезапно становится чуть не основным центром притяжения, потому что очередной колдун - ну что колдун, и так понятно, что Гессе его найдёт и обезвредит, а тут интересно смотреть, как автор ходит по краю попаданческих опусов про то, как наших отучают чистить ружья кирпичом, после чего Российская Империя немедленно захватывает Плутон. И кстати довольно изящно ходит автор-то, про проигранный Грюнвальд мне не понравилось, а в остальном очень неплохо, лучше, скажем, Камши, у которой Рокэ Алва выдумывал на ходу тачанки и броненосцы.

В общем, давайте подведём баланс. С одной стороны, это не слишком детектив и не дико остросюжетная история. Она объёмна и избыточно многословна, и герои разговаривают и ведут себя, скорее, как наши современники, а не как жители средневековой Германии. Герои выпуклые и реалистичные, но не сказать, что очень обаятельные и не слишком развиваются (хотя уже сам факт того, что Курт - не Избранный и практически не обладает сверхъестественными талантами, уже дорогого стоит). Но она хорошо написана хорошим русским языком и неожиданно не отпускает. Пусть это не page-turner, в котором ты глотаешь страницу за страницей, но всё равно интересно, что же будет дальше. Ну, мне было интересно, во всяком случае.