Пикетный столбик вместе с километровым знаком входит в разбивочную пикетажную систему, которая в свое время оказалась довольно удобной. Система таких столбиков показывает нам, насколько мы удалены от начала железной дороги.
Вы даже можете найти следы этой системы на картах. Посмотрите ниже на фрагмент карты и вы увидите станцию с названием «6224 км». Естественно название такое, потому что рядом находится 6224 км железной дороги.
Когда проектируют железную дорогу, то на её плане разбивают такой пикетаж (ПК)
Вообще пикет это французское слово, которое можно перевести как колышек. Чтобы вынести ось железной дороги с чертежа на местность, раньше выносили такие колышки.
Пикеты это такие точки на чертеже, которые можно увидеть вдоль железной дороги в виде столбиков.
В теории расстояние между пикетными столбиками должно быть 100 метров. А между километровыми знаками 1000 м. Но на практике оно не то чтобы сильно, но все равно отличается. Иногда даже столбик отсутствует, и это очень грустно 😞
Но это не сравнится с тем, как на железной дороге определяется местоположение какого-либо инженерного сооружения по пикетажной разбивке. Посмотрите ниже на схему и попробуйте найти точку на 2501 км ПК1+50м
И вот тут оказывается, что все считают по своему. Проектировщики обычно придерживаются варианта с красной стрелочкой, а те, кто работает на самой железной дороге, придерживаются варианта с зеленой и фиолетовой стрелочкой.
Мне больше нравится вариант с красной стрелочкой, он понятный и простой. Но и вариант с зеленой стрелочкой тоже понятен, когда узнаешь, что на километровом знаке и на пикетном столбике с обратной стороны пишется цифра следующего километра / пикета.
И те, кто эксплуатирует железную дорогу привыкли обозначать место именно по обратной цифре. Если вы стоите возле столбика 5/6, то по-путейски это 6 пикет. По проектному это 5 пикет. Тоже самое с километрами.
Так есть две системы пикетажа:
- Проектный пикетаж
- Путейский (эксплуатационный) пикетаж
Но есть же еще вариант с фиолетовой стрелочкой. Да, по непонятной для меня причине, эта смесь проектного пикетажа с путейским тоже существует.
Я много раз слышал такой диалог
- как переводить путейский пикетаж в проектный?
- все считают по-разному
- как по разному?
- ну вот так
Вообще это боль для геодезистов. Так мне много раз рассказывали, что из-за такого разногласия геодезическую съемку производили не в том месте.
В различных документах может прописываться либо проектный, либо путейский (эксплуатационный) пикетаж. А какой именно не указано. Так что, когда не можешь по документам найти какое-либо инженерное сооружение, то прибавляешь или вычитаешь 1 км / 100 м и пытаешься найти его.
А однажды я видел мост, который по документам улетел на 2 км и 200 м вперед от своего истинного местоположения.
А может это сделано по стратегическим соображениям? 🤔(нет, это бардак)