Найти в Дзене
Болтовня буквоеда

Криминальная драма «Как Витька Чеснок…» Александра Ханта.

«Помню, как он мать бил черенком от лопаты. Рожу не помню. А чё, замочили козла, да? Опознать надо? Я это с удовольствием…» (с) из к/ф «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Здравствуйте. Нашёл я тут в черновиках старый обзор на фильм Александра Ханта про Витьку Чеснока и Лёху Штыря. В этот раз мы обойдёмся небольшим обзором, без детального разбора сцен и персонажей. Считайте данный текст лишь моим субъективным высказыванием про кино, чьё название намекает на роуд-муви с российским колоритом. И намекает не зря, ведь это и есть роуд-муви с российским колоритом! Как обычно, я обрисую вам общий сюжет, а потом напишу свои измышления. Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ. Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как а
Оглавление
«Помню, как он мать бил черенком от лопаты. Рожу не помню. А чё, замочили козла, да? Опознать надо? Я это с удовольствием…» (с) из к/ф «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».

Здравствуйте. Нашёл я тут в черновиках старый обзор на фильм Александра Ханта про Витьку Чеснока и Лёху Штыря. В этот раз мы обойдёмся небольшим обзором, без детального разбора сцен и персонажей. Считайте данный текст лишь моим субъективным высказыванием про кино, чьё название намекает на роуд-муви с российским колоритом. И намекает не зря, ведь это и есть роуд-муви с российским колоритом!

Как обычно, я обрисую вам общий сюжет, а потом напишу свои измышления.

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
Официальный баннер с КиноПоиска.
Официальный баннер с КиноПоиска.

***

Виктор Чесноков по прозвищу «Чеснок» — задиристый молодой мужик, детдомовец и работяга, впахивающий за копейки на заводе по переработке мусора в маленьком городке. Как метко заметила моя жена, Витька не даром носит такое прозвище (и дело тут не только в фамилии), так как он весь такой острый в словах и резкий в поступках, то есть характер у него прямо-таки чесночный.

В свободное от работы время Витька пьёт как не в себя, дерётся с другими мужиками, изменяет жене с молодухой, ругается с тёщей и… мечтает. О чём он мечтает, как думаете? А всё просто: о кредите, что ему якобы должны дать «на квартиру». Именно «должны» и именно «на квартиру». Жилплощадь нужна Чесноку, чтобы сбегать из доставшей семьи и со всеми удобствами валяться с любовницей. Словом, какая жизнь — такой и персонаж, какой персонаж — такие и мечты.

Витька и его подружка.
Витька и его подружка.

Очевидно, что главный герой поначалу ведёт себя как великовозрастной дебил, но с выводами тут спешить всё же не стоит. Потому как у Витьки есть вполне конкретные причины, и они определяют его поведение. И причины эти будут понятны всем, кто был тоже «born into this» по Чарльзу Буковски. Как я уже сказал, Чеснок вырос в детдоме. А почему? А потому, что отец ушёл из семьи, когда Витька был маленький, а мать повесилась с горя, вот и всё.

И вырос Чеснок злым и ненавидящим отца (Лёху Штыря). И вот однажды отец появляется на горизонте в инвалидной коляске. Тут же возникает квартирный вопрос: у Штыря есть квартира, и Чеснок очень хочет её заполучить. Отец слышит, как его сын чихвостит сиделку (у неё тоже есть виды на квартиру), и что, мол, когда батёк склеит ласты, хата обязательно достанется Витьке (а инвалид лежит и слушает)...

Ужас ужасный, в общем, но тем это всё и интересно. Очень хорошо, на мой взгляд, здесь на новый лад показана проблема отцов и детей.

Чеснок и Штырь.
Чеснок и Штырь.

Отец Витьки — бандит. Он всю жизнь скитался по тюрьмам и этапам, на воле бывал редко и недолго, в воспитании Чеснока не участвовал, бил жену и устраивал скандалы. И неудивительно, что детдомовец Витька не испытывает никаких тёплых чувств к Лёхе. Сын обвиняет отца в своей убогой судьбе, и обвиняет обоснованно, да, но и в своём глазу он бревна не видит. Витька не понимает, что он и сам во многом такой же, и что семьянин из него неважный.

Всё это напоминает мне библейскую историю про блудного сына. Только у Ханта блудный здесь отец. Блудный отец, что вернулся всеми побитый и униженный, мужик, не нужный больше ни второй семье, ни «товарищам» по тюрьме (нам покажут ещё, что это за товарищи такие), ни сыну от первого брака… Человек парализованный и совсем, короче говоря, никому уже не нужный как человек. Нужен он людям только как «сырьевой придаток» — владелец старенькой квартиры.

Лёха никому не нужен как человек, и ему ясно дают это понять.
Лёха никому не нужен как человек, и ему ясно дают это понять.

Но есть в этом кино и просвет, — всё же это не полная чернуха про бывшего уголовника и его взрослого отпрыска. А просвет тут в том, что ближе к концу фильма в отношениях Чеснока и Штыря происходит перелом. А финал показан вообще открытый. Я такие финалы, говоря по чесноку, не люблю. Но здесь он смотрится уместно и обнадёживающе. Сам режиссёр, кстати, в 2021 году выпустил «Межсезонье», где в одной из сцен показывают повзрослевшего Витьку Чеснока и дают понять, как сложилась его жизнь.

Кроме того, музыка тут подобрана всегда в тему и настроение, и особенно финальная песня, тоже дающая надежду на более-менее хорошую судьбу показанных персонажей. Про актёров и говорить особо не стоит: каждый из них на своём месте и каждый не играет, а живёт, пусть и не без тёмного фарса на экране (особенно хорош тандем Серебряков — Ткачук).

***

Я не супер-пупер обзорщик кино, поэтому значительных недостатков в творении Александра Ханта не вижу. Мне как зрителю всё очень понравилось, хотя и были изначально сомнения, что это лишь какая-то очередная плановая чернуха про жизнь провинциальных гопников и их бытовые проблемы. Впрочем, каждый зритель увидит у Ханта только то, что хочет и может увидеть. А я же рад, что смог разглядеть авторский посыл и тематику без лишних стереотипов и проникнуться показанной историей.

Картинка динамичная, яркая и живая. Смотрите в максимальном качестве.
Картинка динамичная, яркая и живая. Смотрите в максимальном качестве.

Если у кого-то из вас, читатели, вдруг было одинокое детство, проведённое на улице, или же было одинокое детство за книгами (или компьютером), — словом, если ваши родители мало участвовали (или совсем не) в вашем воспитании в силу разных причин, то вам обязательно стоит посмотреть «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Возможно, это станет для вас чем-то вроде сеанса психоанализа, и вы поймёте, что родители не всегда виноваты в том, в чём вы их, быть может, обвиняете.

Все мы люди, и у всех нас в жизни могут случиться безвыходные ситуации. И чтобы справиться с такими ситуациями, родители нередко жертвуют собой ради детей (в том или ином смысле). Естественно, что есть и ситуации, когда родители жертвуют детьми ради себя, но это вне рамок сегодняшнего разговора. Думаете, Лёха Штырь специально стал бандитом и ему это нравилось? Что-то я очень сильно сомневаюсь. Его просто вынудили обстоятельства, а потом криминальная трясина засосала так, что выбраться уже не получалось. Как итог: разрушенные жизни близких людей, потерянное здоровье и ушедшее время.

«Еду по России, не доеду до конца»…
«Еду по России, не доеду до конца»…

Вряд ли всем родителям нравится работать с утра до ночи, света белого не видеть и всю жизнь проводить на тяжёлой и нервной работе, пока их дети растут как-то и где-то, как сорняки на огороде... Поэтому я считаю, что этот фильм стоит посмотреть всем, независимо от своей судьбы и понимания мира, ведь это не типичная русская драма ради драмы, а довольно-таки сильное высказывание про важность человеческих отношений и семейных ценностей, про глупость и губительность так называемой «блатной романтики».

Александр Хант показывает нам неприглядную картину российской жизни, но делает это без лишних и чрезмерных деталей. И уж если быть честным, то такая картина общества характерна для всего мира (в той или иной степени), потому что на всей нашей планете царит нищета, беспредел и побеждающий бытовой сатанизм. И после просмотра приходит понимание, что только в наших силах перерисовать эту картину по-другому, добавив в неё красок, чувств, эмоций, правды и человечности.

Думаю, Витька Чеснок всё же что-то понял в конце.
Думаю, Витька Чеснок всё же что-то понял в конце.

Подводя итоги, скажу так: однозначно рекомендую вам ознакомиться с творчеством Ханта, в том числе с историей про Чеснока. А если я вас не убедил и не заинтересовал… Что ж, тогда вы многое теряете, просто поверьте мне на слово. Спасибо за ваше внимание.

«В девяносто первом, помню, освободился. Тебе было что-то три, что ли, четыре. И вот ты во дворе бегал в красной рубашке, а я на кухне. Окно открыто, курю... И ты подбежал и орёшь: «Лёха!» Голосок у тебя был писклявый такой, девчачий: «Лёха! Плинеси мне хлеба с маслом, с салом и с сахалом!» Рожа, говорю, не треснет? «Не, не тлеснет!» Не помнишь, нет?..» (с) из к/ф «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):