Найти тему
Drunkard Exaltation III

Айсберг песен группы «Сектор Газа».

Оглавление

Предисловие.

Пожалуй, Юрий Клинских (как и его детище) не нуждается в представлении. «Сектор Газа» можно любить, а можно презирать, но его песни явно не прошли мимо вас. Гимны семейных праздников, дворовых посиделок с гитарой или тëплых вечеров у костра с друзьями. Каждый ненароком вспомнит что-то из творчества легендарной группы. Однако, среди композиций коллектива есть немало достаточно необычных и даже жутких произведений. Давайте же выясним, насколько глубоко можно окунуться в странный мир культового музыканта. За тринадцать лет существования коллектив оставил после себя достаточно много песен, поэтому упомянуть всë и сразу, конечно же, не получится. Но, тем не менее, будет интересно.

Небо.

Сначала рассмотрим то, что называется «визитной карточкой» группы. Душевные песни, прошедшие проверку временем.

1. «Лирика» — одна из самых известных баллад в истории русского рока, и, конечно же, одна из самых известных песен коллектива. И, на самом деле, добавить больше нечего. Просто красиво описанное ночное свидание.

2. «Туман» — хит, получивший статус народной песни. Также как и предыдущая, наиболее распространëнная среди слушателей.

3. «Пора домой» — наряду с «Демобилизацией», песня, представляющая собой целый ритуал каждого демобилизованного по возвращению со службы на малую родину. Опустошается стопка за стопкой, а песня будто не имеет конца.

4. «Твой звонок» — не такая заезженная как «Лирика», но по-прежнему на слуху. Приятный такой медлячок с динамичным припевом.

5. «30 лет» — застольный хит. Как и в случае с песней «Пора домой» стала своеобразной музыкальной традицией, но уже для празднования дней рождения. Стоит отметить, что песня живëт своей собственной жизнью, и звучит не только в дни рождения, и не только в тридцать лет.

Верхушка.

Далее идут популярные песни уже второго плана. Т. е. не менее любимые слушателями, но по значимости ниже вышеперечисленных. Более того, в них раскрывается обратная сторона репертуара группы.

1. «Тëща» — не песня, а крик души. Юрий Николаевич любил петь, что называется, «на злобу дня». И никогда не стеснялся затрагивать те или иные темы с откровенным подстëбыванием, чем и завоевал многотысячную аудиторию на территории всего бывшего СССР.

2. «Утопленник» — трагичное повествование о вечной жизни под водой. Что удивительно, при жизни Юрий был верующим человеком, однако, это нисколько не мешало ему увлекаться мистикой и охотно петь о загробном мире, при чëм от первого лица.

3. «Бомж» — один из хитов коллектива для любителей среди гитаристов, повествующий об обстоятетельствах, от которых никто из нас, увы, не застрахован.

4. «Взял вину на себя» — песня, особой популярностью которая пользуется среди водителей автобусов и фур, наполняющих своë пространство блатными песнями с тюремным фольклором. Однако, песня отнюдь не о блатной романтике. Скорее, о большой ошибке.

5. «Частушки» — песня с большим количеством обсценной лексики, коей «Сектор Газа» славился не меньше, чем всем остальным. Забавно, но в интервью 1995 года, снятым воронежским каналом «Дон ТВ», Хой заявлял, что с каждым новым альбомом матерных песен будет всë меньше и меньше, так как это уже «не прикольно» и никого такими вещами уже не рассмешить. А теперь вдумайтесь, «Частушкам» на тот момент исполнилось три года, а Юра уже тогда считал такие песни несмешными. А ведь кто-то до сих пор может разъезжать на машине с частушками на полную громкость и заливаться от смеха.

Мелководье.

Теперь поговорим о более «жëстких» песнях «Сектора», но это всë ещë цветочки.

1. «Караван» — нехилый такой стëб в восточном стиле. Весьма необычная по звучанию песня для группы, хотя у Юры на каждой пластинке было что-то экспериментальное. В песне присутствуют фразы на псевдотюркском языке. Без «пошлятины» тоже не обошлось.

2. «Вечером на лавочке» — поначалу вроде бы дворовая песня о деревенской любви, но стоит зайти дальше, как тебя накрывает волна сексуальной озабоченности. В отличие от «Лирики» или «Твоего звонка» романтические отношения описаны весьма вульгарно, что, в общем-то, не делает песню плохой.

3. «Мумия» — крайне упоротая тема в египтизирующем стиле, что, опять же, нетрадиционно для колхозного рок-н-ролла. Фирменная «Секторовская» издëвка вперемешку с египетским колоритом и элементами хоррора.

4. «Опарыш» — социалка в хард-роковой стилистике. Поэзия, мать его, во всей красе. Какие эпитеты, какие метафоры, какие аллегории. «Смесь из грязи и говна — это родина моя!». Только истинный провинциал напишет такой шедевр.

5. «Чëрный вурдалак» — весëлая мелодия в традициях хоррор-панка, с отвратительным содержанием. Что не удивительно, ведь для второго и третьего куплетов Юра подбирал обрывки переводов песен из дебютника британской экстремальной метал-группы Carcass, поющей о болезненных фантазиях на тему некрофилии, трупов и смерти. Вот вам несколько примеров.

Carcass – «Reek of Putrefaction» (1988). Цензурных версия обложки.
Carcass – «Reek of Putrefaction» (1988). Цензурных версия обложки.

Carcass: «Выкашливающее смесь слизи, мокроты и желчи / Противное горящее тело...» (песня «Regurgitation Of Giblets»).

Сектор Газа: «Отхаркивая смесь мокроты слизи и желчи».

Carcass: «Твоё размолотое туловище чахнет в луже своего гноя / Рублёные, злокачественные внутренности – кровь просачивается из кишок». (песня «Fermenting Innards»)

Сектор Газа: Разлагающееся туловище чахнет в луже гноя / Кровь сочится из кишок, гной течëт из геморроя».

Carcass: «Кровь била струёй, поскольку артерии разорваны в клочья». (песня «Feast On Dismembered Carnage»).

Сектор Газа: «Кровь со свистом бьет фонтаном из разорванных артерий».

Дно.

Далее идут песни, которые, скажем так, не каждый поклонник группы готов услышать.

1. «Скотник» — драматический рассказ не привлекательного внешностью скотника, загремевшего по статье в тюрьму. «По какой статье», — спросите вы? Послушайте и сами поймëте.

2. «Колыбельная» — песня о домашнем насилии. Описывает далеко не самые приятные подробности жизни матери и маленького ребëнка с отцом-алкоголиком.

3. «Моя смерть» — меланхоличная композиция, наполненная безграничной тоской. Что с точки зрения музыкальной, что текстовой. Слова — сплошь повторения о причине людского горя. Один из тех моментов, когда Хою советовали, что называется, «не смеяться над матушкой Смертью». Но он скептически относился к своим текстам, и не верил в их так называемое «проклятие».

4. «Сектор Газа» — песня-катастрофа. Насколько вы можете помнить, коллектив взял своë название от Левобережного района Воронежа, который из-за дымящих заводов прозвали в шутку «Сектором Газа». Эта песня особенно круто звучит в перезаписи одноимëнного альбома 1997 года. Уж слишком хорошо вписался синтезаторно-индустриальный звук в такое, по-сути, апокалиптическое произведение. Ибо описание Левобережного района в песне звучит как история о Чернобыльской аварии. Сыграла также с Юрием злую шутку строчка: «Сектор Газа — здесь не дожить до сорока». На момент смерти он не дожил до 36-го дня рождения.

5. «Я — мразь» — болезненная песня о том, что из себя представляет самый настоящий отброс общества. Одна строчка неприятнее другой. Как и песня выше, гораздо лучше звучит в перезаписи 1997 года.

Бездна.

Ну и наконец, самое вкусное напоследок.

1. «Нас ждут из темноты» — жуткая история о тревожной ночи мужчины и женщины, живущих на краю хутора. Они вынуждены ждать утра, прячась в тëмных уголках своего дома, вокруг которого бродит и заглядывает в окна их нечестивая родня, желающая съесть обоих живьëм. Туманная пост-панковская атмосфера композиции мгновенно погружает слушателя в самую настоящую бездну.

2. «Когда помрëшь» — ещë одно творение из цикла «Размышления о загробном мире». Припев (как и куплеты) оставляет неприятный осадок: «Но кто сказал, что мертвецы не видят сны — это сказки / Кто сказал, что они не бывают грустны — это ложь / Кто сказал, что они не мечтают о половой ласке / Ты сам убедишься в этом, когда помрёшь».

3. «Наркоман» — мрачные соло-партии, подавленный голос и наполненный безысходностью текст о судьбе любого, однажды севшего на иглу.

4. «Любовь загробная» — судя по названию вы и сами понимаете, о чëм здесь поëтся. Баллада, являющаяся полным антиподом знаменитой «Лирики». Вместо прекрасной девушки — разложившийся труп, вместо постели — затхлый склеп.

5. «Восставший из Ада» — пожалуй, самая тяжëлая и быстрая песня «Сектора». И самая необычная, касаемо текста и подачи вокала Клинских. В своë время он читал пожëстче любого тогдашнего русского рэпера и орал не хуже легенд хардкор-панка. Тринадцатая по счëту песня из тринадцатого альбома, вышедшего на тринадцатом году существования группы. Что интересно, мелодия была позаимствована из песни группы L.U.N.G.S. под названием «13». Вот тебе и мистика!

Послесловие.

Вот такие вот дела. Вопреки многочисленному хейту в сторону песен «Сектора Газа» от музыкальных «экспертов», при жизни Юрий Клинских был интересной личностью. Увлекался разными направлениями и не ограничивался чем-то одним в написании песен, благодаря чему породил свой собственный мир, в котором тяжëлый постсоветский быт уживался бок о бок с мистикой и русским фольклором. Царствие небесное Юрию Николаевичу!