Найти в Дзене
Наука и фантастика

Паркетная авиация: встречи в музеях

Бывают "паркетные" генералы, а бывают, как выяснилось, "паркетные" самолеты и вертолеты. Вполне настоящие, только уже - или еще - не летающие.

В первый раз я увидела такое в Национальном музее Татарстана в Казани, куда пошла вообще-то смотреть совсем другие вещи, исторические и этнические.

И вдруг... Ой, что это?..

Казань. Национальный музей. Фото моё.
Казань. Национальный музей. Фото моё.

Самолёт сам по себе не слишком огромный, однако в зал целиком не вписывается, и в кадр полностью не лезет.

Фото моё
Фото моё
Фото моё
Фото моё

Что за самолёт и почему он оказался в том музее?

Об этом рассказано на электронном стенде с аннотацией. Наяву можно полистать и посмотреть исторические фотографии, но я их уже снимать не стала, удовлетворившись общими сведениями.

Аннотация. Фото моё.
Аннотация. Фото моё.

Что же, экспонат в самом деле уникальный и самолет - достойный уважения.

А вот другой случай, недавний, но оставивший противоречивые ощущения.

В мае этого года, осматривая павильон Космос на ВДНХ, я, как и многие посетители, долго любовалась красавцем-вертолетом Ка-62 в отделе, посвященном авиации.

Фото моё.
Фото моё.

Неужели такое чудо можно увидеть в нашем небе?..

Аннотация написана в довольно туманных выражениях. "Может использоваться", "будут выполнены"...

То есть, это сугубо музейный вариант?

Фото моё.
Фото моё.

Увы, да, всё довольно печально. Разработки машины начались еще в 1990 году. Только в 2017 году состоялся относительно полноценный испытательный полет. Начать серийное производство планировалось в 2020 году. Но для этого требовалось пройти международную сертификацию.

В ноябре рокового 2022 года глава Росавиации признался:

Вертолет в очень высокой степени, примерно на 60%, импортный: лопасти, материал, движки, авионика. Все поставки обрезались, надо полностью все пересмотреть по нему. Смысла его дальше сертифицировать нет.

Впрочем, в Википедии говорится, будто пересертификация намечена на 2025 год. Не думаю, что ситуация с деталями сильно изменится к тому времени.

А пока можно любоваться опытным образцом в музее. И вспоминать котов из популярного анекдота: "Вы рыбов продаете? - Нет, только показываем. - Красииивое"...

Фото моё
Фото моё

И селфи сделать тоже можно. Тут платье оказалось прямо в тон.

Автопортрет.
Автопортрет.

В кабину залезть нельзя, но взглянуть снаружи можно. Кто-то из посетителей подсчитал, что мест внутри почему-то - тринадцать.

Кабина пилота.
Кабина пилота.
Фрагмент салона
Фрагмент салона
Кабина анфас. Спинки кресел кажутся издали удивленными глазами машины. Фото моё.
Кабина анфас. Спинки кресел кажутся издали удивленными глазами машины. Фото моё.

А ведь мог бы красавец летать, делать полезные дела и приносить хорошую прибыль владельцам, радовать своим силуэтом на синем небе и быть гордостью Роавиации, несмотря на обилие импортных комплектующих (мировое разделение труда - штука разумная и нисколько не предосудительная).

Мог бы. Бы.

А пока изумляет посетителей музея и служит отличным антуражем для селфи.