Бывают "паркетные" генералы, а бывают, как выяснилось, "паркетные" самолеты и вертолеты. Вполне настоящие, только уже - или еще - не летающие.
В первый раз я увидела такое в Национальном музее Татарстана в Казани, куда пошла вообще-то смотреть совсем другие вещи, исторические и этнические.
И вдруг... Ой, что это?..
Самолёт сам по себе не слишком огромный, однако в зал целиком не вписывается, и в кадр полностью не лезет.
Что за самолёт и почему он оказался в том музее?
Об этом рассказано на электронном стенде с аннотацией. Наяву можно полистать и посмотреть исторические фотографии, но я их уже снимать не стала, удовлетворившись общими сведениями.
Что же, экспонат в самом деле уникальный и самолет - достойный уважения.
А вот другой случай, недавний, но оставивший противоречивые ощущения.
В мае этого года, осматривая павильон Космос на ВДНХ, я, как и многие посетители, долго любовалась красавцем-вертолетом Ка-62 в отделе, посвященном авиации.
Неужели такое чудо можно увидеть в нашем небе?..
Аннотация написана в довольно туманных выражениях. "Может использоваться", "будут выполнены"...
То есть, это сугубо музейный вариант?
Увы, да, всё довольно печально. Разработки машины начались еще в 1990 году. Только в 2017 году состоялся относительно полноценный испытательный полет. Начать серийное производство планировалось в 2020 году. Но для этого требовалось пройти международную сертификацию.
В ноябре рокового 2022 года глава Росавиации признался:
Вертолет в очень высокой степени, примерно на 60%, импортный: лопасти, материал, движки, авионика. Все поставки обрезались, надо полностью все пересмотреть по нему. Смысла его дальше сертифицировать нет.
Впрочем, в Википедии говорится, будто пересертификация намечена на 2025 год. Не думаю, что ситуация с деталями сильно изменится к тому времени.
А пока можно любоваться опытным образцом в музее. И вспоминать котов из популярного анекдота: "Вы рыбов продаете? - Нет, только показываем. - Красииивое"...
И селфи сделать тоже можно. Тут платье оказалось прямо в тон.
В кабину залезть нельзя, но взглянуть снаружи можно. Кто-то из посетителей подсчитал, что мест внутри почему-то - тринадцать.
А ведь мог бы красавец летать, делать полезные дела и приносить хорошую прибыль владельцам, радовать своим силуэтом на синем небе и быть гордостью Роавиации, несмотря на обилие импортных комплектующих (мировое разделение труда - штука разумная и нисколько не предосудительная).
Мог бы. Бы.
А пока изумляет посетителей музея и служит отличным антуражем для селфи.