Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала!
В начале июня в СМИ появилась следующая новость:
В Госдуму внесли проект об отмене ЕГЭ
Да, эта инициатива уже давно мозолит глаза в информационном пространстве. Однако из-за нехватки времени написать статью получилось только сейчас. Думаю, что своего читателя она всё равно найдёт. Да и не высказаться по поводу данной темы я просто не мог!
Итак, некоторые депутаты снова решили штурмовать Госдуму с идеей отмены ЕГЭ! Хорошо, отменить мы всегда успеем. А какие аргументы? Какая альтернатива? Давайте посмотрим на критику. Официальный документ-то имеется!
Источник:
Оговорюсь сразу: все мои комментарии будут даны не про ЕГЭ в целом, а применительно к математике. Но полагаю, что ситуация с другими предметами будет примерно такой же.
ЕГЭ в России официально был введен в 2009 году во всех школах в качестве выпускного и вступительного экзаменов в целях искоренения коррупции в школах и вузах, обеспечения единой системы оценки качества образования, обеспечения доступности высшего образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей.
.... исследования, проведенные ВШЭ, показали, что увеличилась мобильность абитуриентов, однако, параллельно возросла вероятность возникновения у домохозяйств дополнительных расходов, связанных с поступлением выпускников в вузы и их переездом к месту учёбы. При этом вероятность дополнительных финансовых вливаний со стороны родителей на переезд их детей в другие города выросла на 40–50%, а шанс на то, что придётся дополнительно потратиться на подготовку к экзаменам в последний учебный год, — на 70%.
С этими словами спорить, безусловно, сложно. Только если вместо ЕГЭ будет что-то другое, разве ученики не смогут захотеть перебраться в другой город, чтобы поступить в более престижный вуз? В этом случае финансовые расходы нестись не будут? Этими словами детям из глубинки как будто говорят: "Ты родился в деревне, поэтому даже и не высовывайся! Где родился, там и пригодился!"
Содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса. Для эффективной подготовки учащегося к ЕГЭ необходимо дополнительно нанимать репетиторов, услуги которых отличаются высокой стоимостью и непосильны для многих родителей.
Хмммм....интересный тезис....человека, который не имеет отношения к образованию, но решил добавить его в свою копилку аргументов, чтобы набрать сторонников среди желающих отмены ЕГЭ.
Вот объясните мне (можно в комментариях). В чём содержание ЕГЭ по математике оторвано от школьного курса? Давайте посмотрим.
Что? Это содержание не является объектом изучения в современном школьном курсе математики? Ученики изучают что-то другое? Если Вы знаете больше меня, проясните, пожалуйста, этот вопрос.
Хотя я догадываюсь, о чём идёт речь. Наверно, о том, что на уроке математики в большинстве школ с некой Марьей Ивановной (данный персонаж вымышлен, все совпадения случайны) дети решают исключительно такое:
И на этом всё заканчивается. Или учитель математики пытается штудировать со школьниками задания посложнее, а те всё равно так и не могут с ними справиться (причины этих негативных явлений оставим за рамками статьи). Но ведь на экзамене для получения высоких баллов как раз нужно решать более сложные вещи:
И тогда вопрос: А причём здесь ЕГЭ? ЕГЭ как раз показывает, что в школе творится что-то неладное. Репетиторы, онлайн-школы являются хоть каким-то решением из сложившейся ситуации для многих учеников. Выходит, что его хотят отменить, потому что он проверяет ровно то, к чему в реальности ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ УЧЕНИК на выходе из школы, но по факту не готов (систему оценивания я в счёт не беру).
Иногда выпускникам, получившим высокие баллы, не остается мест в вузе из-за победителей и призеров олимпиад. Имеются факты, когда школьников за деньги готовят к олимпиадам преподаватели вузов, которые являются организаторами этих олимпиад.
В результате введения ЕГЭ, как считают эксперты, расходы родителей переместились на рынок репетиторов, а коррупционная составляющая - из сферы приемных комиссий в сферу олимпиад.
А причём здесь олимпиады? Мы, вроде, о причинах, почему ЕГЭ убирать надо, говорим. А из этого фрагмента следует, что не ЕГЭ, а олимпиады отменять надо (из-за них коррупция растёт)!
Тот факт, что выпускникам не хватает мест из-за олимпиадников, должен решаться, например, так: одна часть мест отдаётся для поступления победителей, призёров олимпиад, а другая часть - под тех, кто сдал на высокие баллы ЕГЭ.
... законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым ЕГЭ заменяется на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов.
А что? Если мы отменим ЕГЭ, то необходимость нанимать репетиторов пропадёт? Ученикам больше не понадобится поднимать свой уровень знаний по предметам? Или готовиться к экзаменам в школе? К вступительным экзаменам? Репетиторы всё также будут нужны. Только готовить они будут к другому.
Общество навязывает судьбоносный характер ЕГЭ, от которого чуть ли не зависит жизнь и будущая карьера выпускника.
Неудивительно, что с каждым годом наблюдается увеличение количества суицидов среди подростков, сдающих ЕГЭ.
И снова....А разве раньше учеников не пугали, что если не будешь нормально учиться, то будешь неудачником по жизни, работать дворником и т. д.? Если ЕГЭ заменят на другой экзамен, от этого нельзя будет также говорить: "Это судьдобоносный экзамен. Он решает всю твою дальнейшую судьбу"?
Это же сугубо зависит от окружения вокруг школьника. Если не давить на школьника психологически, то и не будет у него в голове таких мыслей.
Проведение ЕГЭ требует значительных расходов от государства, которые растут из года в год, постоянно меняются правила проведения ЕГЭ – то вводятся, то отменяются дополнительные виды испытаний. По сути, происходит эксперимент над учащимися и школами, что является недопустимым. Формат ЕГЭ, требуя от школьников ответов на тестовые вопросы, учит детей только «проставлять галочки в клеточках».
Откройте демоверсию ЕГЭ по профильной математике или по базовой за 2024 год и ответьте на вопрос: в каком задании сегодня от выпускника требуется «проставлять галочки в клеточках»? Да, в некоторых заданиях от ученика требуется дать только ответ, однако просто так угадать его вряд ли получится. То есть что-то решать всё равно придётся (пусть и элементарное).
На ЕГЭ работает память школьника, а не его мышление. В то же время экзамен должен быть основан на применении аналитических знаний и логических рассуждений, а не на простой постановке формул или слов.
А разве на других экзаменах, в любой области деятельности и т. д. память не понадобится? Наверное, имелось в виду "НА ЕГЭ работает и ПРОВЕРЯЕТСЯ ТОЛЬКО память школьника". Но и это неверно, поскольку заданий, где на одной памяти можно вылезти, в ЕГЭ по математике нет. Другое дело, что ученики к наиболее сложным заданиям (где действительно требуется продвинутое мышление) просто не приступают, а неадекватная шкала перевода первичных баллов во вторичные позволяет выехать на первой части и получить приличный (в манипулятивных баллах) результат.
В Чувашии сотрудница Рособрнадзора заставляла учеников снимать ремни и задирать рубашки, а во время проведения ЕГЭ не разрешала находиться в туалете дольше 30 секунд.
Безусловно, это происходит из-за боязни организаторов ЕГЭ получить большой штраф, поэтому иные педагоги, в порыве осуществить директиву свыше, готовы пойти на унижение человеческого достоинства детей.
Безусловно, подобные случаи ужасны. Но о чём это говорит? Надо пересмотреть карательные меры для участников-педагогов, сидящих на экзамене. Все дети предупреждены: если они нарушают запреты и пользуются телефонами, шпаргалками во время экзамена, а, главное, в этом были по факту замечены, то экзамен для них СПРАВЕДЛИВО завершается. Все попытки педагогов предвосхитить списывание, явно излишние.
С учетом изложенного законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым ЕГЭ заменяется на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов.
Аааа, то есть школам снова предлагается вернуть право оценивать уровень своих же учеников на выпускных экзаменах. Однако тогда явно будет страдать объективность оценивания. Какой смысл учителям заваливать своих же учеников, если потом последует наказание для этих же учителей свыше, если школа покажет много неудовлетворительных результатов?
Кстати, потенциально существует и обратная сторона - учитель преднамеренно может занизить нелюбимому ученику отметку.
Хорошо, Вы мне можете сказать, что пусть приедет человек из какого-нибудь регионального ведомства (третье лицо, которое будет следить за честностью оценки). Но и тому может попасть за низкие результаты по региону. Поэтому на честность доверенного лица я бы тоже не надеялся.
Выход тут один: все ученики получают совершенно неожиданные задания, экзамен должен оцениваться вслепую, т. е. случайными людьми, а сами работы учеников необходимо зашифровать. Но эта система и реализована в ЕГЭ (хотя и не в полной мере). Поэтому надо бороться со многими неадекватными сторонами ЕГЭ, например шкалой перевода во вторичные баллы, с похожими заданиями из Дальнего Востока и других регионов и т. д.. Тогда и доверия к ЕГЭ добавится! Но это не вопрос отмены, а реформирования, улучшения ЕГЭ. Только это до сих пор никто не хочет сделать.
А теперь, когда мы рассмотрели все аргументы за отмену ЕГЭ, как можно согласиться с инициативой депутатов!!! Все их аргументы говорят только об обратном:
ЕГЭ надо не отменять, а преобразовывать дальше, улучшать. И решать проблемы школьного образования!
P. S. Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк. Если ещё не подписались на мой канал, обязательно это сделайте! Высказывайте своё мнение в комментариях по поводу отмены ЕГЭ: согласны ли Вы с аргументацией депутатов? А на сегодня у меня всё. Спасибо за внимание!