История Петербурга в женских лицах
Гулять по нашему очаровательному городу — чистой Невы удовольствие. И совсем я не согласна с мыслью, что это праздное занятие. Встречи с Северной столицей делают лучше, и после них я иду не домой, а в библиотеку. Кому принадлежали эти имения? Какие печали и радости они сохранили? Особняки окутывают историческим флёром всех, кому небезразлично наше родное наследие.
Оказалось, давно известные мне дома приходятся друг другу родственниками:
- Дворец Воронцовых на Набережной реки Фонтанки, 21;
- Дворец светлейшей княгини Паскевич на Английской набережной, 8;
- Особняк Воронцовых-Дашковых на Моховой, 10.
Затронутые резиденции — центры сплетения именитых родов. И расскажу я о трёх женщинах, которые там жили. Прекрасных, аристократичных, сильных.
Набережная реки Фонтанки, 21: Воронцова, которая уберегла сына от болезни и обеспечила будущее потомкам
Красота требует денег: первый владелец территории не справился с финансовыми обязательствами. И появилась здесь Ирина Ивановна Воронцова. Женщина купила дом и записала его на своё имя, чтобы не остаться бесприютной в случае смерти мужа. Случай настал: её супруг, к несчастью, быстро отправился в мир иной. Но ряды нуждающихся графиня точно не пополнила. И когда её единственный ребёнок заболел, она позволила себе проживание с сыном за границей.
Женщины к ней тянулись, и особенно — итальянки. А на родной земле не все разделяли обожание: по словам некой её современницы, Ирине Ивановне досталась неудачная внешность. Только по сохранившимся портретам стало понятно, что современница-то слукавила.
Ирина Ивановна — умная и расчётливая дама. Во время войны с Наполеоном был хороший спрос на здоровых мужчин, поэтому она покупала земли с крестьянами и продавала их в рекруты. Сделки принесли Воронцовым солидный доход. Приняла Ирина Ивановна и решение, которое обеспечило семью огромным наследством. Дело в том, что её сын Иван приходился внучатым племянником княгине Е. Р. Дашковой. Наследников у женщины не осталось, и она предложила Ивану взять себе её фамилию. Но мальчик был ещё мал, чтобы принимать такие важные решения — спасибо маме, которая пришла на помощь. Так и появился славный род Воронцовых-Дашковых.
Что и говорить, Ирина Ивановна хорошо позаботилась о безбедной жизни своих потомков. И с сыном она была очень близка. Даже сопровождала его в служебных назначениях, когда тот работал в ведомстве иностранных дел.
Что в особняке сейчас?
Всемирно знаменитый Музей Фаберже.
Английская набережная, 8: Паскевич, которая не завела своих детей, зато содержала сирот
Речь об Ирине Ивановне Воронцовой-Дашковой, внучке Ирины Ивановны Воронцовой.
Не нашла себя княгиня в любви, а её отношения с князем Ф. Паскевичем были лишены всякой романтики. Винить Ирину Ивановну не стоит: на замужестве настояла её мать. Впрочем, из лучших побуждений — чтобы Ирина жила в достатке после смерти отца и переезда матери в Париж.
Деньгам княгиня нашла светлейшее применение. Она не уделяла внешней красоте сильного значения, отчего тратиться на сотни платьев не стала. Вместо этого она посвятила себя благотворительности. Ирина Ивановна выделяла деньги на строительство и содержание больниц, учебных заведений. Финансировала приюты и богадельню для пожилых женщин. Обеспечивала бедных девушек приданым и оплачивала сиротам учёбу.
Помимо доброты были у неё и другие достоинства. Она рисовала, писала стихи, разбиралась в литературе и владела актёрским мастерством — в бальном зале её дворца красуется сцена. Принимала Ирина Ивановна гостей и в собственном салоне. Присутствующие там обсуждали новости с простотой и дружелюбием: комфортная княгиня следила, чтобы жёсткая политическая повестка обходила заведение стороной.
Творческая дама, но отнюдь не робкая. Закрыла двери своего дома перед носом императорской семьи, которая попала в немилость к Ирине Ивановне из-за ссоры её мужа и Александра II.
Что в особняке сейчас?
Мировые судьи Адмиралтейского района.
Моховая, 10: Воронцова-Дашкова, которая до конца была предана мужу и государству
Если предыдущие героини не могли похвастаться браком мечты, то Елизавете Андреевне Шуваловой повезло больше. Вышла замуж она за внука Ирины Ивановны Воронцовой — И. И. Воронцова-Дашкова. Влиятельнейший человек того времени даже отказывался от службы, когда его милая Лили болела.
Елизавета Андреевна большую часть жизни прожила счастливо. Хороша собой, богата. Она любила и была любима, да ещё и близко дружила с императорской семьёй.
В зрелом возрасте граф стал слаб здоровьем, и обстоятельства сделали Елизавету Андреевну сильной и жёсткой. Она заботилась о муже, везде его сопровождала. И при этом взяла на себя гражданские и военные задачи супруга. Он умер в 1916, и графиня тяжело переживала горе. Пройдя многие испытания, последние годы жизни эта верная и гордая женщина провела в Германии.
Что в особняке сейчас?
Четырёхзвёздочный отель с исторической концепцией ACADEMIA Особняк SHUVALOFF.
Вот мы и посмотрели на резиденции влиятельных особ с точки зрения их неповторимых хозяек. А в следующий раз сделаем это с мужской стороны. И уж поверьте, там тоже есть о чём рассказать! Если вам откликается моя подача пропитанных Петербургом историй — оставайтесь. Буду признательна вашей поддержке.