Найти тему
Военный аналитик

Каким будет возможный истребитель шестого поколения ВВС США



Этот истребитель, FA-XX, должен быть готов к 2030 году и на данный момент есть летный прототип, который совершил свой первый полет.

-2



Это совместный продукт трех главных американских авиастроительных (и не только авиа) корпораций - Boeing (он является основным исполнителем в данном случае), Lockheed Martin, Northrop с ВВС США, где каждая из компаний вносит ту или иную лепту в совместное создание данного самолета.


Осилить реализацию такого проекта какой-либо из компаний в одиночку было бы крайне трудно финансово, если вообще возможно, поскольку даже с F35 сами США целиком не смогли в одиночку, без помощи других государств, потянуть этот проект, стоимость которого в конечном итоге была порядка 55 млрд долл (5 трлн рублей почти)

Этот совместный продукт носит пока что кодовое предварительное название FA-XX.

Но что же будет в нем такого особенного и уникального?



Первое и самое основное требование к такому истребителю - максимальная скрытность

с максимальным использованием стелс-технологий (специальные материалы, поглощающие различное излучение, специальная геометрическая форма самолетов). Именно поэтому, кстати, эти истребители сделаны бесхвостыми - это позволяет уменьшить силуэт самолета и быть менее заметным для радаров.

-3


Кроме того, отсутствие киля, вертикального стабилизатора, позволяет несколько уменьшить сопротивляемость воздуху, а это, в свою очередь, позволяет увеличить среднюю скорость самолета и несколько уменьшить расход топлива.

Но в то же время это чуть ухудшает устойчивость и маневренность самолета, что отчасти нивелируется разного рода интерцепторами, которые устанавливаются на концах крыла и, по сути, отчасти выполняют функцию киля.



Кроме того, поскольку ввиду несколько сниженной маневренности, не особо предполагается, что этот самолет будет усиленно участвовать в воздушных боях, его основная задача и основной

упор делается на то, что удастся обнаружить противника раньше и первому нанести «упреждающий» удар не только по возможному истребителю, но и по системе ПВО, к которой нужно проскользнуть максимально незаметно.

Этим всем и обосновывается такой упор именно на незаметность и скрытность.



Также, чтобы обеспечить еще большую скрытность от радаров, воздухозаборники перемещены с «брюха» на "бока" самолета, и помимо этого с той же целью отсеки с вооружением сделаны закрытыми - это делает самолет более незаметным и более скоростным, ибо сильно снижается сопротивляемость воздуха (это же реализовано, например в F-35).

-4



И еще немаловажный упор делается на скорость этого истребителя,

на то, что будет возможность летать со сверхзвуковой скоростью без использования форсажа, который кратно бы повышал расход топлива (в 3-5 раз). Поверить в это теоретически можно, ибо самолет выполнен в конструкции «планер» со спрятанным вооружением и отсутствием киля.



И предполагается, что этот истребитель опционально может быть как пилотируемым, так и беспилотным,

что позволит держать его в воздухе до 50 часов и быть способным контролировать и наводить более мелкие беспилотники, а также, будучи звеном в огромной цепи по сбору и анализу данных, передавать всю необходимую информацию с воздуха на командные пункты или непосредственно в наземные подразделения - на мониторы экипажей танков или командиров сухопутных подразделений.

Сложно представить, сколько суммарно будет стоить этот проект, если даже разработка F-35 была порядка 55млрд долл, а это примерно 1/10 всего оборонного бюджета страны на тот момент.
Ожидается, что стоимость, именно стоимость, а не разработка, одного самолета FA-XX будет примерно 150млн долл (у F35 примерно 80-100млн), примерно 15млрд рублей.

Возможно, как справедливо замечают многие исследователи, было бы логичнее переместить воздухозаборники на "спину" самолета, что позволило бы еще более увеличить скрытность, и не убирать киль совсем, а раздвоить его и поставить под наклонами. В интернете нашелся даже макет подобных изменений.

Тут представлен вариант с воздухозаборниками на крыше
Тут представлен вариант с воздухозаборниками на крыше

А тут представлен вариант с раздвоением и разведением наклоненного киля на обе стороны
А тут представлен вариант с раздвоением и разведением наклоненного киля на обе стороны