Сегодня талантливая и инициативная молодежь — драйвер развития нашей страны. Чтобы молодым и амбициозным медийщикам предоставить равные возможности для профессионального роста, Министерство науки и высшего образования запустило проект «Студенческий медиацентр Минобрнауки России».
Он объединяет уже более 1500 представителей студенческих медиа из 26 регионов страны — от Владивостока до Калининграда. Вместе они занимаются популяризацией научных идей, образования, рассказывают о проектах в области технологий и культуры. Тем самым создавая уникальный по качеству и «свежему взгляду» контент.
Как студенческие медиа могут помочь реализовать творческие инициативы молодежи? В чём польза таких проектов для дальнейшей карьеры молодых специалистов? И как при помощи коммуникационных инструментов создать пространство для эффективного диалога государства и молодежи? Об этом шла речь на сессии «Студенческие медиа как площадка для реализации творческих инициатив молодежи», которая состоялась в рамках Петербургского международного экономического форума. Её модератором была Анна Гуреева, заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России. Дискуссия получилась яркой, насыщенной полезной информацией и вышла за пределы темы.
Нужно учиться каждый день
Так по мнению заместителя министра науки и высшего образования РФ Ольги Петровой «медиа — это рупор для студентов». «Я рада, что министерство поддержало проект "Студенческого медиацентра". Это ещё одно звено в задаче воспитания неравнодушного гражданина, которому не всё равно, — подчеркнула заместитель министра. — Для меня, например, важно, что студенты, вместе с фундаментальными знаниями, используют его для развития творческого потенциала. Это делает их более устойчивыми к современным вызовам, учит анализировать происходящее, а если ошибся, делать правильные выводы».
Очень важно постоянно повышать уровень медиаграмотности, но как это сделать? Пожалуй, ответ лучше всего знают на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.
«Один из вариантов решения задачи — дать студентам вместе с учебным планом обширные знания и о прикладных вещах, практическом решении вопросов. Таким проектам мы уделяем повышенное внимание, — рассказала его декан Елена Вартанова. — На факультете работают творческие мастерские, которые ведут наши партнёры из индустрии. Там студенты под руководством людей, которые непосредственно трудятся в отрасли, что называется, своими руками создают контент». Также Елена Вартанова затронула вопрос информационной безопасности. «В наши дни медиа везде. Мы постоянно смотрим телефон, информационные потоки. В этих условиях остро встаёт вопрос цифровой грамотности, информационной безопасности. И эту задачу прежде всего нужно решать в среде молодого поколения».
О важности практики, особенно для специалистов по коммуникациям говорил и управляющий директор ВЭБ.РФ Александр Мачевский. «Для вузов очень важно выпускать квалифицированных "пиарщиков" и студенческие СМИ в этом отношении — хорошая школа». Также он предложил молодым людям прислушиваться к старшим коллегам, которые готовы поделиться накопленными знаниями. «Сегодня журналистика переформатирована, и даже опытные люди учатся каждый день. Поэтому так важно иметь хороших наставников», — подчеркнул экспер.
Но в современном мире немало и недостоверной информации. Как её обнаружить и отсечь? Проблема настолько серьёзная, что появилось даже выражение «информационная гигиена». Три совета всем участникам дискуссии и присоединившейся онлайн аудитории дала заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец. Первый: если какой-то информационный повод вызывает у вас всплеск эмоций — остановитесь, дайте себе паузу и проверьте точность сведений. Второе — если новость одновременно пришла из нескольких каналов, это тоже повод насторожиться. И третье — пользоваться проверенными, достоверными источниками информации. Чаще всего это органы власти и официальные лица, которые отвечают на написанное и сказанное.
Рассказать о сложном — просто
Сегодня студенческие медиа всё чаще становятся площадкой для реализации творческих инициатив. С этой точкой зрения были согласны все участники сессии. Наглядный пример — Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС». «У нас более 40 творческих объединений и часто студенты работают сразу в двух или трёх проектах, — поделилась директор по маркетингу и коммуникациям Юлия Шальнева. — А студенческое научное общество университета в 2022 году стало победителем конкурса «За верность науке». Высокую оценку получили яркие ролики о передовых исследовательских лабораториях, а также проекты «День со студентом» и «Открытия начинаются с тебя».
Аналогичный проект запустили и в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ». «Он привлёк немало ребят, работающих в медиацентре в итоге они стали настоящими популяризаторами науки, — отметила начальник Управления корпоративных и внешних коммуникаций университета Алина Горохова. — Студенты снимают видеоролики, участвуют в освещении крупнейших событий, создают подкасты с известными и молодыми учёными». Кстати, Алина Горохова отметила ещё один нюанс, важный для журналистики. Молодые люди, участвующие в освещении научных достижений — технически грамотные, инициативные. Проблема в другом — просто и ясно рассказать о сложных научных исследованиях и разработках. Так, чтобы было понятно и интересно широкой аудитории. Студенты поняли, что этому нужно учиться, и готовы принять вызов.
О креативности, нестандартности подходов рассказал и медиаменеджер, партнёр агентства К2 Георгий Лобушкин. По его мнению, «креативность — это то, что дает дополнительную стоимость вашему продукту». Также он признался, что с удовольствием читает бумажные газеты, хотя большинство людей сегодня узнают новости из телеграм-каналов и сайтов. Поддержал коллегу и директор проектов Центра молодежных инициатив АСИ Ярослав Паунов. «Нужно пробовать себя, искать, соответствовать духу времени и ваши идеи найдут поддержку», — призвал он студенческие медиа.
В обсуждении приняла участие и первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты» Марина Мишункина. Она затронула тему эффективного диалога государства и молодёжи. Как создавать и развивать такое пространство при помощи современных информационно-коммуникационных инструментов?
Открыть глаза на профессию
По словам М. Мишункиной, «молодые люди, штурмующие сегодня факультеты журналистики — совсем не романтики, убеждённые, что своими публикациями или программами станут помогать тем, кому трудно — как это было в советские времена». Сейчас ситуация изменилась. Большинство хотят стать блогерами, выкладывать прикольные посты и зарабатывать миллионы. И нам приходится для начала показать, что журналистика — отнюдь не только блогерство».
В том числе с этой целью на базе факультета журналистики МГУ была создана творческая мастерская ИД «Аргументы и факты». Туда регулярно записывается более 120 человек. «Первоначально задача формулировалась так: студенты получают на занятиях теоретические знания, а мы даём им практические навыки, вводим в профессию. Однако оказалось, что многим для начала, что называется, нужно на профессию открыть глаза, — отметила эксперт. — Да, блоги стали новыми медиа, но остались и "старые" — профессиональные, заточенные на жёсткий график производственного процесса, имеющие довольно большие коллективы и работающие по правилам журналистской этики».
Но, пожалуй, главное отличие традиционных медиа — ориентированность на социальную тему и строгий отбор фактов, лексики, интонаций, основанный на понимании сути и значения публично сказанного слова.
Как подчеркнула Марина Николаевна, «новые медиа приучают нашу молодёжь к тому, что важно огорошить аудиторию чем угодно: внешним видом, неестественными позами и движениями, нецензурной лексикой или фейками, — и тогда соберешь миллионы лайков и просмотров. Напротив, с нами ребята открывают для себя, что журналист — это тот, кто поднимает социальные проблемы и даже добивается их решения. Что факты требуют тщательной проверки и тщательного отбора. Что текст, написанный для публичного прочтения, должен разительно отличаться от рассказа на кухне, а значит до выхода в свет его прочтут несколько редакторов.
С погружением в нашу среду воспитывается одно из самых важных для журналиста качеств — ответственность за публично сказанное слово. Вместе с тем формируется и иной взгляд на мир. И в этом смысле студенческие СМИ облагают огромным потенциалом. Они могут быть первым шагом к пониманию того, что такое настоящая журналистика. Ведь это маленькие прообразы больших газет, радио- и телеканалов, а создаваемые тексты — первые ответственные публичные продукты.
«Формула успеха»
«Сам факт, что эти материалы будут читать не только друзья, студенты вуза, но и преподаватели, а может и более широкий круг, автоматически накладывает ответственность как на авторов, так и редакторов. Для ответственного молодого человека это уже повод задуматься о разных вещах. Вникнуть в вопросы государственного масштаба. С ним уже можно вести диалог, и он готов слушать».
«Понятно, что воспитание такой молодёжи не происходит в результате разовых акций. Это долговременная работа, которой занимается и Министерство образования и науки, общественные институты. У средств массовой информации тоже есть воспитательная функция и мы рады, что находим в этих вопросах понимание в Министерстве образования и науки».
Также Марина Николаевна рассказала о нескольких проектах ИД «Аргументы и факты», с которыми может познакомиться каждый желающий. Один из них — «Россия — миру!» Это ретроспектива развития российской и советской науки, а также рассказы о великих учёных — от Ломоносова до наших дней. Проект мудьтиформатный: он включает и виртуальный музей, и видеолекции, офлайн экспозиции. Первая уже работает в историческом парке «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге.
В первую очередь, как подчеркнула М.Мишункина, «мы готовили этот проект для молодёжи. Ведь представители старших поколений ещё со школьной скамьи знают многие открытия, которые Россия подарила миру. А у молодых людей таких знаний недостаточно. Поэтому мы их предоставляем, одновременно показывая современные креативные форматы подачи информационного материала. И это тоже своего рода урок, показывающий, как интересное может быть интеллигентным».
Ещё один спецпроект «100 семей, 800 детей» представляет молодых родителей, которые стали многодетными и счастливы этим. Проект «Династии московской промышленности» рассказывает, как интересна работа на предприятиях. А «Доброволец» знакомит с людьми, которых можно назвать героями нашего времени. И это всё — про воспитание, осмысление, формирование ответственного и широко мыслящего молодого человека.
Конечно, ещё остались вузы, куда сотрудники «Аргументов и фактов» не дошли, но там тоже есть студенческие СМИ и ребята, которые их выпускают. Думаю, для тех, кто хочет приобрести профессиональные навыки, окажутся весьма полезными лекции ведущих сотрудников «Аиф», записанные для спецпроекта «Формула успеха». Они изначально адресованы руководителям НКО, но помогут и студентам, пробующим себя на журналистской стезе. В них реальные профессионалы делятся своим реальным опытом и секретами, так что не упустите свой шанс.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ