47,1K подписчиков

САУ быстрого реагирования. Дотягивает ли колесная "Мальва" до западного "Цезаря"?

9,9K прочитали

Появление тяжелой колёсной техники на службе вооруженных сил стран мира произошло далеко не вчера. Пожалуй, корректнее будет сказать, что броню и пушки первыми поставили именно на колёса, а не на гусеницы.

Для справки, первый бронеавтомобиль для Русской армии создал подъесаул 7-го Сибирского казачьего полка князь Михаил Александрович Накашидзе, а было это во время русско-японской кампании 1905 года.

С тех пор вес брони рос, увеличивался и калибр штатного орудия, пока вес боевых машин не стал одним из главных препятствий при реализации проектов. Таким образом, первые танки примерили гусеницы, а с ними стала гусеничной и первая самоходная артиллерийская установка (САУ), к которой можно отнести САУ Gun Carrier Mark I.

Появление тяжелой колёсной техники на службе вооруженных сил стран мира произошло далеко не вчера.

После этого гусеничная монополия продлилась почти 60 лет, пока в 1977 году в Чехословакии не была представлена САУ D vz.77 «Дана» калибра 152 мм. В целом, самоходка получилась удачной и разошлась по миру довольно большим тиражом.

Важно заметить, что популярности немало способствовала существенно более низкая цена колёсных САУ в сравнении с их гусеничными собратьями, а также способность самоходки перемещаться по дорогам общего пользования на своих восьми колёсах, что недоступно для тяжёлых аналогов на гусеничном ходу.

Мы в Telegram

Что интересно, за успехами чехословацких разработчиков следили в ЮАР, где в 1988 году была создана собственная система G6 «Rhino», ставшая идеальным решением для африканского грунта и развитой сети дорог Южной Африки.

В начале 2000-х французы, которые регулярно участвуют в столкновениях с различными группами партизан по всему миру и поэтому нуждаются в мобильной артиллерии, пересмотрели концепцию колёсных САУ и создали CAESAR на шасси автомобиля Unimog U2450L.

В сравнении с броневой рубкой традиционных САУ, платформа гражданского грузовика стоит в десятки раз дешевле, а мобильность такой системы значительно выше.Только подумайте, в 2017 году стоимость одной САУ составила около 2,9 миллиона долларов против 14 миллионов долларов у немецкой бронированной САУ Panzerhaubitze 2000 (PzH 2000).

При этом, имея посредственное противопульное бронирование кабины, CAESAR обладает более высокой мобильностью и впечатляющей дальнобойностью до 41 км, что достигается благодаря использованию снарядов с донным газогенератором.

Появление тяжелой колёсной техники на службе вооруженных сил стран мира произошло далеко не вчера.-3

Надо сказать, что CAESAR, несмотря на слабую броню, весьма неплохо себя зарекомендовал и заставил многие страны пересмотреть традиционные подходы к мобильной артиллерии.

В России колёсные САУ долгое время не получали должного развития. Отчасти это связано с низким качеством дорожного полотна в значительной части страны, отчасти — с иными представлениями о роли артиллерии на современном поле боя.

Как итог, долгое время всерьёз этими работами никто не занимался и лишь в 2019 году, согласно открытым источникам, стартовали работы над 152-мм САУ 2С43 «Мальва».

Главное преимущество «Мальвы» — это использование колёсного шасси. С его помощью и двигателем ЯМЗ-8424.10 мощностью 470 л. с. она способна развивать скорость до 80 км/ч по шоссе, а формула 8х8 обеспечивает должную степень проходимости.

Появление тяжелой колёсной техники на службе вооруженных сил стран мира произошло далеко не вчера.-4

Из тех же публичных источников можно сделать вывод, что первые образцы колёсных САУ уже пошли в серию и понемногу начинают обкатываться в реальном деле.Буквально сразу напрашивается вопрос: а чьи САУ на колёсном ходу лучше? Пожалуй, на этот вопрос нет однозначного ответа, ибо здесь нужно рассматривать и системы управления огнём, и дальность выстрела, проходимость и надёжность платформы.

Другое дело, что ряд современных экспертов среди ключевых показателей артиллерийских систем XXI века выделяет дальность ведения огня, а здесь советская школа традиционно проигрывает западной. К примеру, тот же CAESAR закидывает снаряды на недостижимые 41 км, что позволяет обеспечивать большую выживаемость установок.

В любом случае, колёсные САУ доказали свою эффективность, и не может не радовать, что Россия не отрицает эти важные нововведения, а старается идти в ногу со временем.