Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Криг» Стива Лайонса: у нас орки, возможен ВАААГХ!!, по коням!

С мертвой планеты взлетает корабль. То есть совсем-совсем мертвой. Вообще без ничего и без никого. Поверхность планеты наглухо радиоактивна, никакая жизнь на ней невозможна в принципе, так что ничего живого и не осталось. Какие корабли… стоп. Эта планета полна сюрпризов. Главный из них — превосходно обученные солдаты на аугментированных лошадях и в противогазах. Как вы уже догадались, планета называется Криг, подразделения солдат — Корпус Смерти Крига, а книга за авторством Стива Лайонса о них носит незамысловатое название «Криг». Сегодня у меня о ней есть немного очень личного мнения.

Открывая тексты по Вархаммеру, ожидаешь найти под обложкой фантастический боевик. И в случае «Крига» ожидания полностью оправдываются. У нас боевик, у нас элементы научной фантастики и космооперы, а также пост-апа. Лайонс ввел в книгу две основные сюжетные линии. В первой из них рассказывается, как случилось, что некогда вполне обитаемая и даже процветающая планета превратилась в выжженную радиоактивную пустыню, жители которой забились в аркологии. Эта линия посвящена истории Крига, событиям, случившимся за полторы тысячи лет до актуального таймлайна. Во второй повествуется о событиях из собственно актуального таймлайна: криговцы и кадианцы осаждают мир Октариус, пытаясь отбить его у орков, а затем еще и тиранидов.

Стив Лайонс специализируется на историях об Имперской Гвардии, о Корпусе Смерти он уже писал ранее, поэтому тема ему хорошо знакома. Уж о Криге он все факты бэка знает вдоль и поперек, да и о кадианцах тоже… Поэтому обе линии изобилуют интересными подробностями, плотно завязанными на бэковых фактах.

Криговцы. Худ. tazmar
Криговцы. Худ. tazmar

Октариус — заштатный, в общем-то, мир, не столько важен он сам для Империума, сколько то, что, захватив его, ксеносы ломанутся дальше и дальше. Поэтому отступать нельзя. И криговцы для этого подходят как нельзя лучше (после предательства Железных Воинов, конечно). В рассказе о гвардосах, противостоящих ксеносам, Лайонс очень ярко сыграл на контрасте. Кадианцы — стойкие, упрямые, непоколебимые воины с отменной подготовкой, но они хорошо знают, что иногда нужно отступить, что не следует бросаться напролом и что вера в Императора не компенсирует нехватку боеприпасов и медикаментов. Командиры кадианских полков стараются по возможности минимизировать боевые потери. Но не таковы криговцы. Это тоже стойкие, упрямые и непоколебимые воины. Однако ими движет не только страсть к победе, патриотизм и вера в Императора — ими движет еще и глубокое чувство вины, которую они стремятся искупить во что бы то ни стало. Желательно ценой собственных жизней. Кадианский полковник, видя это, слегка обалдевает, понимает, что на фоне криговцев кадианцы выглядят недостаточно героическими, и… тоже яростно бросается в битву. Вопреки тактическим соображениям. На пользу это, конечно, не идет. Лайонс использует интересный прием: криговцы показаны глазами кадианской сержанта Реник. Нельзя сказать, что ее внутренний мир раскрыт глубоко, но все же раскрыт. Она — живой человек с чувствами, переживаниями, обдумывает боевые действия, эмоционально переживает их ход. Кстати, это то, чего мне не хватило даже в «Прощай оружие» — а ведь это признанная классика, тут Лайонс большой молодец. Криговцы же кажутся практически безликими. Это не ошибка, а намеренный ход автора. Реник задумывается, горюют ли они по погибшим товарищам — ведь со стороны этого совершенно не видно. На самом деле, конечно, это вполне чувствующие и мыслящие люди, но все в их душе и разуме подчинено одной-единственной цели.

Искуплению.

Пылкая воинственность и фанатичность криговского полковника оказываются заразительными. Вот только орки имеют огромное преимущество в живой силе…

Меж тем на месте работает еще и инквизиция. Лайонс немного расскажет нам о борьбе самолюбий и амбиций в этой среде.

Впрочем, ничего необычного в этой сюжетной линии мы не увидим. Что такое Корпус Смерти Крига и каков он в бою, мы знаем, каковы кадианцы — тоже, орки… ну, это орки. Читать увлекательно, кровищи по колено, натуралистических подробностей хватает, а чего еще нужно от боевика? Гораздо интереснее экскурсы в историю Крига. Лайонс сделал их перекликающимися с современными эпизодами, так что одна глава оттеняет другую и добавляет глубины.

Кадианцы. Худ. Dmitriy Mironov
Кадианцы. Худ. Dmitriy Mironov

В отличие от многих предателей, которые продались Губительным Силам, руководство Крига — обычные сепаратисты. Им нравится покровительство Империума, но не нравится, что нужно платить десятину. Однако они даже не сумели сформулировать, что именно предложат гражданам взамен — а многих очень даже прельщала возможность военной карьеры в Астра Милитарум. Тем не менее их верхушка не намерена отступать. Мы увидим не только войну на уничтожение, но и психологический поединок между лидером сепаратистов — генералом Краузе и верным Императору полковником Юртеном. Парадоксально, но больше ничем, кроме представлений о будущем Крига, эти люди не различаются. Оба не представляют иного пути решения проблем, кроме военного, оба очень мало считаются с жизнями гражданских, не говоря уж о подчиненных. Мягкотелые (или здравомыслящие?) штатские руководители с обеих сторон были физически истреблены в первые месяцы противостояния. Это Вархаммер, детка. И если нормальные люди, по идее, должны искать какой-то консенсус, то Криг получил экстерминатус.

Эта идея в книге просматривается, но не педалируется. Лайонса больше увлекают батальные сцены и остросюжетные эпизоды. Это он писать умеет, героика в стиле Астра Милитарум — его конек, ради этого «Криг» и стоит читать. К сожалению, его книги не блещут особой глубиной мысли. Поэтому мы получаем достаточно занимательную, по-вархаммеровски мрачную книгу с масштабными трагедиями и безысходностью, то есть со всем тем, за что мы любим гримдарк фа фьюче. Однако если вы настраиваетесь на шедевр словесности с глубоким смыслом… не стоит. Это просто боевик.