Найти в Дзене
Геодезист в Лесу

Калининградская тоска (часть 1)

Слышал, что многие гоняют в наш российский полуэксклав «посмотреть на Европу». Лично у меня такие формулировочки вызывают некоторое недоумение: а в остальных городах РФ, по-вашему, что? Чисто азиатский стиль? Не считая золочёных куполов. Я-то всегда думал, что это просто две такие основные популярные градостроительные концепции, воплотившие в двадцатом веке мечты европейских урбанистов века девятнадцатого: Соцгород, с его децентрализацией и стремлением обеспечить каждому району полные самостоятельные условия для всех трудящихся масс от молочной кухни до столовой и дворца культуры на рабочем месте. И Город-сад: централизация, основные административные здания и богатые усадьбы – в центре, а дальше, за бульварным кольцом – рабочий класс и промышленные зоны. Я описал различия достаточно примитивно, существует множество внутренних направлений и противоречивых стилей во всём этом, но суть должна быть понятна – исторические районы Кляйн Амалиенау и Ратсхоф являются наследием градостроительной

Слышал, что многие гоняют в наш российский полуэксклав «посмотреть на Европу». Лично у меня такие формулировочки вызывают некоторое недоумение: а в остальных городах РФ, по-вашему, что? Чисто азиатский стиль? Не считая золочёных куполов.

Я-то всегда думал, что это просто две такие основные популярные градостроительные концепции, воплотившие в двадцатом веке мечты европейских урбанистов века девятнадцатого: Соцгород, с его децентрализацией и стремлением обеспечить каждому району полные самостоятельные условия для всех трудящихся масс от молочной кухни до столовой и дворца культуры на рабочем месте. И Город-сад: централизация, основные административные здания и богатые усадьбы – в центре, а дальше, за бульварным кольцом – рабочий класс и промышленные зоны. Я описал различия достаточно примитивно, существует множество внутренних направлений и противоречивых стилей во всём этом, но суть должна быть понятна – исторические районы Кляйн Амалиенау и Ратсхоф являются наследием градостроительной концепции «Город-сад», а большая часть наших любимых типовых микрорайонов – наследие концепции «Соцгород». Вместе же: то, и другое – интерпретации чисто европейского градостроения.

Не буду напоминать читателям какие интересные города и архитектурные находки мирового уровня есть в других регионах России, а целиком и полностью посвящу эту статью нашему путешествию в Калининградскую область в разгаре июля 2022 года. Вот уже белогривые лошадки подразбегаются за окном нашего самолёта и распадаются на одинокие пушинки серой, как моя жизнь, глади Балтийского моря и Куршского залива.

Нашему взору предстала Куршская коса: заметные с самолёта огромные песчаные дюны и бесконечные незастроенные дикие пляжи. Признаться, именно за этим лично я и летел в Калининград, напевая песенку Цоя «Сосны на морском берегу», а не за интересной архитектурой (которой здесь практически нет).

По мере снижения мы увидели поля с густой сетью осушительных мелиоративных каналов: дело в том, что большая часть Калининградской области обладает плоским низменным рельефом, при избыточном увлажнении и средней абсолютной высотой поверхности суши над уровнем моря всего 15 метров. В этом плане несколько выделяется Самбийская возвышенность на Калининградском полуострове, с высотами около 90 метров в районе Светлогорского леса. Возвышенность эта представляет собой типичную морену, то есть смесь обломочного материала, спрессованного под глетчерным льдом во время ледниковых периодов.

Вот, на этой Самбийской возвышенности, на северо-западе Калининградского полуострова, между Светлогорском и Донским можно увидеть клифы (абразионные обрывы) до 50 метров в высоту, в нижней части которых полоски эрозионных пляжей составляют тот самый «янтарный берег».

К сожалению, в это наше двухнедельное путешествие не вписались ни Филинская бухта, ни мыс Таран, ни сказочное Янтарное, ни даже светлый город Светлогорск. Зато, у нас были: Балтийская коса и город Балтийск, Куршская коса и город Зеленоградск, славный город Калининград и ещё бонусом: лёгкая прогулка вдоль берега из Зеленоградска в Пионерское, примерно на 17 километров.

Подозреваю, что в районных городках Калининградской области, например –в Советске, есть много локаций с аутентичной атмосферой, а в отдалённых посёлках, например – Железнодорожном в Правдинском районе, можно бесконечно окунаться в историю и затерянные артефакты минувших эпох, но мы с Машей, на этот раз, были едины в желании окунаться в море, а не в тевтонскую романтику, поэтому в другой раз мы попрёмся в Пруссию за туманными замками, которые ещё пока пощадила реконструкция и не уничтожил вездесущий «бизнес». А теперича – в пути из аэропорта по новому гладкому шоссе нас встречал номер в отельчике на дне пучины маркетинга в самом центре города Кёнигсберга.

Автобус от аэропорта высадил нас на бывшей площади Адольфа Гитлера, ныне – площадь Победы. Наша гостишка располагалась на улице Генерал-фельдмаршала Румянцева, и мы с радостью прогулялись один километр, вдыхая запахи Первого хлебзавода и погружаясь вместе с чемоданами в робкое Калининградское гостеприимство. Я не мог не отметить сохранившиеся следы от былых обстрелов на Аусфальских воротах. Мне нравится, когда подобные следы истории не забываются и не замазываются евроремонтами. Даже у нас, в Приднестровских Бендерах, долгое время на городских зданиях сохранялись следы от конфликта 1992 года, в общем, не влияющие на их несущую способность, и мы этими следами от выстрелов гордились и смотрели на них, когда проходили мимо. Но потом кому-то пришла в голову светлая идея всё замазать и закрасить и больше детки уже не спрашивают: «Папа, а что это такое и почему?». Надеюсь и верю, что при нынешней активной реставрации фортов и прочих памятников эпохи красного кирпича все эти вмятины и пробоины так же заботливо сохранят.

Наш отель занимал вполне бюджетную нишу, находился при каких-то банях и саунах, но в смежной секции, с видом на железную дорогу из-под зарослей туй. По предложениям в ту пору это было лучшее, что жене удалось найти. Но нам и так недолго предстояло там куковать. Через дорогу напротив находился астрономический бастион, я обошёл его и констатировал факт, что он закрыт. Однако, в вечернее время оттуда раздавалась громкая музыка и световые эффекты. «Закрытая фортовая вечеринка», – подумал Штирлиц.

В первый вечер мы немного прошлись по городу, музеи были уже закрыты, в районе эстакады Ленинского проспекта на острове Канта мне понравилась спортивная зона для молодёжи «Мост». Столько отсылок к американским фильмам 80-х и 90-х годов: «Белые не могут прыгать», «Выходной Ферриса», «Беспечные времена в Риджмонт Хай». Вот у меня, как раз, Калининград больше попадал в американское сердечко, чем в европейское, почему-то.

В центре понравилось здание Дома Советов, жаль, что его не достроили. Я обожаю советский брутализм. Глядя на это здание, ассоциации возникали со Звёздными Войнами, опять Америка, что ж поделать. Затемно полил дождь, мы зашли поужинать в ресторан недалеко от Дома Советов, который был отмечен «хорошее место Яндекс», под названием «Тётка Фишер». Что я могу сказать: из всех мест где мы бывали с пометкой «хорошее место» это было самое худшее. Я в первый раз голодный даже не смог доесть мясо, Маша своё блюдо какое-то тоже не смогла доесть, даже вспоминать не хочется. Нет, в Калининграде есть шикарные кафешки, я обязательно порекомендую некоторые достойные и оригинальные, но это место «Тётка Фишер» я не знаю, как оно попало в рейтинги, – его надо обходить стороной, – это обыкновенная пивнушка с вчерашними разогретыми обедами и соответствующим запашком.

Следующий день был пасмурным, снова моросил дождь, мы решили не ехать к морю, а потратить время на музеи. Оказалось, что музей Мирового океана разделён на 15 штук отдельных локаций, в каждую из которых нужен отдельный билет за отдельную плату, ну либо есть два абонемента оптом, в которые предприимчивые маркетологи заложили различные комбинации композиций, так, чтобы самые интересные не попадали в один абонемент, а нужно было брать хотя бы два. Я прикинул и посчитал, что лучше мы возьмём билетики отдельно туда, куда успеем и куда будет желание:

Пока у нас были силы и настроение мы посетили:

- музей подводную лодку Б-413: мне понравилось, есть похожая лодка-музей в Питере, если ни разу не был на подводной лодке – то очень круто для общего развития.

- музей на корабле связи космического флота Космонавт Виктор Пацаев: интересное историческое судно периода золотого научного расцвета нашей Родины. Само судно и оформление музея мне чем-то напомнило музей ледокола Красин в Питере, который так же относится к этому музею Мирового Океана.

- главный корпус музея мирового океана: вот тут прям ничего особенно не впечатлило, за исключением нескольких забальзамированных глубоководных ракообразных.

- пакгауз: здесь как геодезисту мне понравились всевозможные карты. Половина, если не больше, не были оригиналами, но всё равно очень интересно. Если выбирать из всех локаций этого музея одну, куда бы я хотел сходить с кем-нибудь, – я, пожалуй, выбрал бы именно пакгауз.

Вдоволь напитавшись информацией и музейными впечатлениями, мы решили пройтись, зашли в ЦПКиО, где на большой сцене на Певческом поле происходил концерт в честь дня Рыбака. Мне понравился местный «Зеленый театр», склоны ручья паркового, живописная полянка и памятник Высоцкому. Прошли мы мимо кирхи памяти королевы Луизы, переделанной под театр кукол и углубились в исторические районы Хуфен и Амалиенау.

Гуляли там, пока опять не пошёл сильный дождь и не загнал нас на ужин на этот раз в очень хорошее заведение, тоже «хорошее место яндекс», рейтинг 5,0, но теперь мы уже облизывали пальчики и тарелочки. Это была классическая итальянская кухня, ресторанчик «Пармезан» напротив сквера космонавта Леонова по нашему полюбившемуся трамвайному маршруту вдоль фестивальной аллеи.

Это были только два дня из нашего двухнедельного отдыха, следующая часть уже будет про то, как мы рванули из Калининграда на дизеле в славный город Балтийск, открывать Балтийский купальный сезон и гулять по Балтийской косе в сторону Польши.