Данная статья является пособием по крикету и обьяснением часто используемых терминов.
Отметим, что в словаре термины выделеные курсивом имеют свое определение, которое можно также в словаре посмотреть.
Блок (block) - тип удара, при котором отбивающий блокирует мяч битой в качестве защитного маневра.
Викет (wicket) – три палки, стоящие за каждым бэтсменом. Викет состоит из стампов (stumps), трех вертикальных палок, и бейлов (bails), двух кусков дерева на них. Иногда переводится как калитка. Задача подающего (и филдеров (fielders) – разбить викет, так чтобы бэйлы упали на землю. Это называется взятие викета (taking the wicket) или вывод бэтсмена в аут (getting the batsman out). Однако на самом деле для того чтобы взять викет необязательно его разбить. См. соответствующее определение. Для того, чтобы закончить иннингс в многодневной форме крикета, надо взять 10 викетов (в команде 11 человек, но у 11-ого не будет партнера для набора ранов, поэтому иннингс прекращается после взятия 10 викетов и один игрок всегда останется невыбитым). У викета есть офф-стамп (на стороне оф-сайда (см. оф-сайд)), миддл-стамп (палка посередине) и лег-стамп (на стороне лег-сайда (см. лег-сайд).
Викет-кипер (wicket-keeper) – игрок защиты (филдер), стоящий за викетом. Его задача – ловить мячи, поданные боулером, которые не были отбиты отбивающим. Если бэтсмен вышел за пределы криза (см. питч) чтобы отбить мяч и не попал по нему, викет-кипер может разбить викет до того, как бэтсмен вернется за криз (бэтсмен должен лишь дотронуться битой до земли внутри криза). Это называется стампинг (stumping). Также викет-кипер должен ловить мячи, дотронувшиеся до биты бэтсмена. Умение кипера сделать стампинг или не уронить мяч, когда есть возможность вывести бэтсмена в аут, а также блокировать неверные подачи боулера, чтобы они не укатились за границу поля – весьма важно и викет-кипер, умеющий все это хорошо делать, может быть важной частью команды, даже если он не очень хорошо отбивает.
Взятие викета (taking a wicket) или вывод бэтсмена в аут (getting the batsman out) – действие, при котором бэтсмен больше не может отбивать и его должен заменить следующий бэтсмен в линейке. Задача защищающейся стороны – вывести в аут всех бэтсменов соперника. Есть главные четыре способа это сделать.
1. Подающий попадает мячом в викет и разбивает его (клин боулд – clean bowled).
2. Защищающая команда ловит мяч с лёту (кот аут – caught out).
3. Защищающая команда ловит мяч и доставляет его к одному из викетов до того как туда добежит отбивающий (или его товарищ) (ран аут – run out)
4. Мяч попадает отбивающему в ногу и судья считает что если бы это не случилось, мяч попал бы в калитку (лег бифор викет - LBW) (другими словами, защищать калиту можно только битой, а не ногой).
Драйв (drive) – тип удара, при котором отбивающий отбивает мяч битой прямо перед собой.
Иннингс (innings) – отрезок игры, при которой одна из сторон играет на бите, а вторая выходит на поле подающими и филдерами. В следующих иннингс команды меняются ролями. Отметим, что в многодевном крикете, иннингс четыре (каждая команда выходит на биту дважды и подает дважды), а в однодневном крикете и крикете формата 20/20 их два (по одному на каждую команду). В этих последних двух видах крикета выигрывает команда, набравшая больше ранов. В многодневном крикете, выигрывает команда, набравшая больше ранов, однако игра ограниченна четырьмя или пятью днями. См. статью про ничью-дроу (https://t.me/cricketsport/1025) чтобы узнать больше информации о том, как это работает.
Кат (cut) - тип удара, при котором отбивающий отбивает мяч так, что он укатывается за отбивающего.
Лег-спиннер (leg-spinner) - боулер, делающий упор на кручение мяча. Офф-спиннеры подают мяч на лег-стамп, после чего после отскока он летит на оф-стамп (см. викет).
Линейка (batting order) – очередность, по которой бэтсмены выходят на биту (см. отбивающий). В линейке находятся все игроки команды, в том числе и боулеры. Чем выше в линейке находится игрок (как скоро он выходит отбивать), тем лучше он умеет это делать. По этой причине обычно боулеры ставятся в конец линейки. Порядок выхода на биту можно менять во время матча (см. ночной сторож). Игроки, выходящие на биту в начале матча, называются опенерами.
Лив (leave) – когда бэтсмен дает мячу пролететь мимо. Также называется shouldering arms. Обычно бэтсмен высоко поднимает руки с битой, чтобы мяч случайно ее не задел.
Ночной сторож (nighwatchman) – игрок из нижней части линейки, который выходит на биту в конце дня многодневного матча, когда отбивать труднее. Имеется ввиду что нет смысла рисковать бэтсменом, а продержаться до конца дня. Тогда бэтсмен из верхней части линейки может выйти следующим утром, когда “ночной сторож” выйдет в аут (см. взятие викета).
Овер (over) – иннингс разделены на оверы. Овер – это шесть подач. Отметим, что подающие по очереди подают мяч с разных концов питча. Если в первом овере, отбивающий А отбивает подачи боулера Б и после шестой подачи отбивающий А остался на том же конце питча, на котором он начал овер, во втором овере вы увидите отбивающего В, отбивающего подачи боулера Г. С другой стороны, если отбивающий А закончил овер на другом конце питча, то подачи боулера Г будет отбивать он. Количество оверов в многодневном крикете неограниченно. В однодневном крикете каждая команда подает 50 оверов, а в крикете формата 20/20 – 20 оверов.
Оф-сайд (off-side) – половина поля, куда указывает бита отбивающего, в обычной стойке на бите. Таким образом, это зависит от того, правша бэтсмен или левша.
Офф-спиннер (off-spinner) – боулер, делающий упор на кручение мяча. Офф-спиннеры подают мяч на оф-стамп, после чего после отскока он летит на лег-стамп (см. викет).
Он-сайд (oн-side) – половина поля, отличная оф-сайду. Таким образом, это зависит от того, правша бэтсмен или левша. Также называется лег-сайд.
Отбивающий – игрок с битой в руках. Задача отбивающего – отбить подачу (ball или delivery), поданную подающим (боулером). Отбивающий также называется бетсменом (batsman). Каждый игрок в команде должен быть готов выйти на биту и стать отбивающим, но только специально тренированные игроки становятся подающими. Порядок, в котором игоки выходят отбивать называется линейкой (batting order). Выход с битой называется выходом на биту (coming out to bat). На самом деле, русский перевод ближе к бейсбольному термину at bat, но как то изящнее писать так чем “выходить отбивать”.
Питч (pitch) – полоска дерна в середине поля. Вдоль него бегают бэтсмены чтобы набирать раны, а также от него отскакивает мяч при подаче. Состояние питча (насколько он сухой, есть ли в нем трещины, сколько на нем травы) имеет прямое отношение к тому, как при подаче поведет себя мяч. На каждом конце питча проведена линия, за которой бетсмен находится в безопасности от ран-аута (см. взятие викета). Также, при подаче, нога боулера не может полностью находится за линией, иначе подачу не засчитают. Эта линия называется кризом (crease).
Подающий – игрок, кидающий мяч. Также называется боулером (bowler). Боулеры делятся на разные категории в зависимости от стиля подачи.
Подача (ball/delivery) – траектория мяча, кидаемого боулером.
Пулл (pull) - тип удара, при котором отбивающий отбивает мяч в воздухе сбоку от себя.
Раны (runs) – иногда переводятся как пробежки. Очки, набираемые отбивающими. Задача отбивающих – набрать как можно больше ранов. Для того, чтобы набрать ран, необходимо пробежать от одного викета до другого (бэтсмен с другой стороны должен сделать тоже самое). Также можно набирать раны отбивая мяч за границы поля. Если мяч укатился за границу поля, это засчитывается как четыре рана (“четверка”), a если он летел по воздуху приземлился за границей, как шесть (иногда называется maximum)(“шестерка”). Отметим, что в обеих случаях бэтсмен остается на своем месте, в отличие от набора 1 рана, когда бэтсмены меняются местами и следующую подачу будет отбивать другой бэтсмен.
Сенчури (century) – отметка в 100 ранов. Набор сенчури в одном выходе на биту считается знаковым достижением для бэтсмена. Также есть халф-сенчури (half-century) – 50 ранов, дабл-сенчури (double century) - 200 ранов, трипл-сенчури (triple century) - 300 ранов. 150 ранов тоже считается достижением, но полтора сенчури не называется. Рекорд по количеству набранных ранов держит бэтсмен Вест-Индии Брайан Лара, набравший 400 ранов в один выход на биту против Англии в январе 2003 года.
Симер (seamer) - боулер, подающий с меньшей скоростью, но делающий упор на то, что мяч приземляется на шов, из за чего он отскакивает от питча в непредсказуемом направлении.
Свип (sweep) - тип удара, при котором отбивающий встает на одно колено и “подметает” мяч с питча, отбивая его вбок.
Тестовый матч (Test match) – матч многодневного крикета, проходящий между сборными двух стран. Имеется в виду что игра является как бы “тестом” выносливости и умения обеих команд. Тестовые матчи обычно продолжаются пять дней.
Фаст-боулер (fast bowler) – боулер, делающий упор на скорость подачи, вместо движения мяча в воздухе или насколько он закручивается, отскакивая от питча.
Мы надеемся что данный словарик поможет вам быстро посмотреть нужный термин. Но также обязательно прочитайте статьи для более полного понимания игры!
NB. Отметим, что многие термины крикета еще только начали переводится на русский и не всегда есть консенсус или общепринятая терминология. Например, в футболе принято говорить “угловой” и гораздо реже “корнер”, но также принято говорить “офсайд”, а не “неверное положение нападающего относительно защитников” или что-нибудь в этом роде. Так что принимая участие в обсуждении игр и участвуя в крикетных проектах, вы вносите свою лепту в формирование языка крикета, который возможно останется на поколения. Нам кажется, что это довольно круто J