В прошлом году китайские автомобильные компании впервые продали больше автомобилей, чем их американские коллеги. В 2023 году китайские автопроизводители реализовали более 13 млн новых автомобилей, тогда как американские — менее 12 млн. Это стало первым случаем, когда Китай обогнал США по продажам автомобилей на их внутреннем рынке. Лидером продаж стала базирующаяся в Шэньчжэне компания BYD.
Рост продаж в Китае стимулировался возрождением экономики на развивающихся рынках и увеличением спроса. В то же время недостаточная гибкость политики старых американских автопроизводителей привела к завышенным ценам на их автомобили, что позволило потребителям переориентироваться на более доступные китайские альтернативы.
Китайские автопроизводители во главе с брендом BYD активно расширяют свою экспансию по всему миру. Конкуренция на внутреннем рынке привела к снижению цен на электромобили и уменьшению нормы прибыли, что способствовало успеху китайских брендов на развивающихся рынках, где каждая пятая проданная машина была произведена в Китае. В прошлом году в этих странах было продано более 17 млн китайских автомобилей. Рост продаж зафиксирован на Ближнем Востоке, в Евразии, Африке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Аналитики отмечают, что продажи росли на фоне торговой войны между Китаем и Западом, конфликта в Европе и высоких процентных ставок.
В этом году китайские автопроизводители столкнулись с усилением торговых войн. В среду ЕС и Турция приняли меры по защите местной промышленности от дешевого китайского экспорта, объявив о повышении тарифов на китайские электромобили. ЕС повысил тарифы до 38%, а Турция ввела дополнительные пошлины в размере 40%. Незадолго до этого США увеличили тарифы на китайские электромобили в четыре раза — до 100%.
Китай заявил, что решение ЕС не имеет фактической и правовой основы и является протекционистским актом, обостряющим торговые разногласия и разрушающим честную конкуренцию.
Примечательно, что на следующий день после объявления ЕС о новых тарифах акции компании BYD выросли на 9%, а бумаги Mercedes-Benz Group упали почти на 2%. Вероятно, инвесторы оценили последствия возможных ответных шагов Китая и сочли, что перераспределение спроса в пользу китайских автопроизводителей продолжится. Китайские покупатели предпочтут подорожавшим европейским машинам автомобили местных производителей, а ведущий автоконцерн Китая, BYD, в итоге больше выиграет от увеличения внутренних продаж, чем потеряет из-за снижения поставок в Европу.