Найти в Дзене
Андрей Ортега

Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Разбираем религиозную уловку

Оглавление

Как-то на просторах Интернета мне попалась такая идея: мол, какими бы подлыми и гадкими ни были христианские служители, в наших интересах уважать их и повиноваться им даже таким. Потому что только они могут отпустить нам грехи, и без них нам нет спасения.

Идея отпущения грехов основана на сведениях из Евангелий, согласно которым Иисус дал такую власть своим ученикам:

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите* на земле, то будет разрешено на небе.
(Евангелие от Матфея, глава 18)
* разрешите — в другом переводе «развяжете».
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
(Евангелие от Иоанна, глава
20)

Современные христианские служители традиционных деноминаций, формально будучи преемниками учеников Иисуса, считают себя наследниками той же власти.

И это убеждение очень удобно для контроля над паствой. При всём уважении к порядочным служителям я не могу не отметить, что такой менталитет развязывает руки непорядочным и поощряет зло.

Выходит эдакое коррумпированное Божье царство, в котором важные духовные шишки могут злоупотреблять своими полномочиями для неограниченной эксплуатации и шантажа остального человечества. Не согласен? Ну так я тебе тогда грехи не отпущу, будешь гореть в огне, и никто меня, Божьего человека, не остановит. Муахаха!

Разумеется, такая картина божественного меня не устраивает — и не только потому что от нее веет греховной гнилью, но и потому что она идет вразрез с тем, что мне известно о прощении грехов из Библии.

Сегодня я хочу поговорить об этом подробнее.
Для этого предлагаю выяснить:
а кто вообще может прощать грехи?

Начнем с самого простого.

Простить может тот, кого вы обидели

В песне «Генералы песчаных карьеров» группы «Несчастный случай» есть такие слова из уст сироты:

За что вы бросили меня, за что?
Где мой очаг, где мой ночлег?
Не признаёте вы мое родство,
А я ваш брат, я человек!
Вы вечно молитесь своим богам,
И ваши боги всё прощают вам.

Подобная идея легла в основу негативного стереотипа о религиозных людях как о бесстыжих существах, которые, провинившись перед человеком, бегут мириться со своими вымышленными господами, вместо того чтобы поступать порядочно с ближним.

Не берусь судить, насколько справедлив этот стереотип в отношении христиан. Но в противовес ему Иисус учил израильтян, приносивших Богу жертвы, прямо противоположному:

23 Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
(Евангелие от Матфея, глава 5)

Со слов Иисуса выходит, что примириться с обиженным тобой братом важнее, чем услужить Богу.

Когда вы миритесь с тем, кого обидели, он получает хороший повод простить вам ваш грех перед ним, хоть и не обязан этого делать. В этом акте прощения все решения принимают люди, и необходимость участия Бога здесь не подразумевается.

Возвращаясь к нашей теме, стоит уточнить вопрос. Если человек виновен конкретно перед Богом, кто может его простить?

Насчет учеников Христа вы уже видели ответ в начале, но сейчас я предлагаю рассмотреть еще один вариант.

«Прощать» может любой проходимец

Практически каждый человек имеет возможность сказать вам, будто ваши грехи Бог простил и забыл. Не нужно иметь священный сан или особое помазание, чтобы произнести эти слова. Достаточно уметь говорить.

Другое дело, что эти слова могут ввести вас в заблуждение. Как говорил один иудейский раввин: мол, вот сказали тебе, что твои грехи прощены. А как ты узнаешь?

Этот же вопрос возникает и в отношении христианских служителей. Действительно ли они имеют Божью власть, на которую претендуют, или же прикидываются ради личной выгоды и уважения людей?

Как объективно отличить Божьего человека от проходимца

Разницу между этими двумя категориями «прощателей грехов» мы можем наблюдать в евангельском сюжете, в котором к Иисусу через крышу дома спустили парализованного парня.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав её, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
(Евангелие от Марка, глава 2)
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/arkhiv_pravoslavnogo_kalendarja/view/id/1208952
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/arkhiv_pravoslavnogo_kalendarja/view/id/1208952

Естественно, окружающие усомнились, что человек вроде Иисуса может так дерзко говорить и решать за Бога столь важные вещи.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
(Евангелие от Марка, глава 2)

Если бы Иисус был мошенником и попался на лжи, то мог бы напомнить народу о важности веры: мол, почему вы усомнились? Надо верить, что ваши грехи прощены! Верьте, верьте! (Иначе обман не состоится.)

Но Иисуса от обманщиков отличала одна важная особенность.
Он действительно имел власть от Бога.

И он эту власть доказал:

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»?
(там же)

Иисус противопоставил две власти:

а) неявную власть прощать грехи, которую никто не видит и не может проверить;

б) явную власть исцелять словом, которую могут видеть все.

Чтобы убедить народ в своем обладании неявной властью от Бога, Иисус показал им явную власть:

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
(там же)

По слову Иисуса Бог произвел явное действие и подтвердил его слова.
Этот акт исцеления мгновенно развеял все сомнения народа.

Прощать могут Божьи люди

Другие люди тоже могут иметь от Бога такую власть. Но от каждого такого человека целесообразно ожидать отдельного подтверждения его личных полномочий, дабы не спутать его с проходимцем.

Вот, например, как рассуждал апостол Иаков:

14 Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
(Послание Иакова, глава 5)

Схема рассуждения у Иакова похожая: сначала он заботится об исцелении страдающего брата или сестры, а уже потом по факту явного исцеления от Бога заключает, что его грехи прощены.

Значит ли это, что все больные непременно остаются под Божьим гневом?

На этот счет я бы не спешил с выводами. В Библии есть и Иов, и царь Езекия, которые проходили через болезни вопреки своей верности Богу, хоть и болели временно.

Одно могу сказать определенно: человек, не имеющий явной апостольской власти исцелять больных, напрасно претендует на неявную апостольскую власть прощать грехи. Бог никак не свидетельствует о таком человеке, поэтому он по факту неотличим от проходимца — даже если занимает высокую церковную должность.

Как же быть, если рядом с вами не осталось ни одного человека, явно уполномоченного Богом? Неужели вы обречены на погибель?

Для вас у меня есть хорошее известие.

Бог никуда не делся!

У Иисуса есть занятная притча о фарисее и мытаре:

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»
(Евангелие от Луки, глава 18)

Ни один из них не обратился за помощью к Божьему человеку, имеющему власть прощать грехи. Выходит, они оба молились напрасно?

Иисус утверждает, что это не так:

14 Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(там же)
Источник: https://elohov.ru/farisej-i-mytar/
Источник: https://elohov.ru/farisej-i-mytar/

С учетом этого простого рассуждения мы можем не надеяться на подачки смертных в вопросе нашего примирения с Богом, а мириться с Ним самостоятельно — напрямую, открывая перед Ним наши сердца в поисках исправления своих ошибок и принятия праведных решений.

Бонус: еще один важный человек, способный вас простить

Помню, как шесть лет назад я решился на очень гнусное и гадкое дело в отношении одного дорогого мне человека, который меня отверг. В результате вроде бы никто не умер и не пострадал, но факт в том, что я упал ниже своих моральных стандартов и чувствовал себя запятнанным, недостойным.

Я искал прощения у человека, которого обидел, — и не получил ответа. Я искал прощения у Бога — и не находил перемен. Я зачем-то искал прощения у других людей, которые к этому непричастны. Я написал на своей страничке публичное заявление с признанием своей скотской сущности и там тоже просил прощения. Но всё это никак мне не помогало. Я по-прежнему ненавидел свою мерзкую рожу в зеркале.

Источник: https://mind.se/wp-content/uploads/sjalvhat-bred-scaled.jpg
Источник: https://mind.se/wp-content/uploads/sjalvhat-bred-scaled.jpg

И тогда я понял: тот, перед кем я больше всего виноват, — это я сам.

Горечь непрощения к себе мучила меня многие дни, но не приносила никакого плода. Пока я мирился с окружающими, мой внутренний судья продолжал ненавидеть меня.

И тогда я посмотрел на эту ситуацию так, словно она случилась не со мной, а с другим человеком. Простил бы я другого, если бы он совершил такое, а потом осознал и раскаялся? Возможно, что да. А себя не простил.

Именно с прощения самого себя в тот период начался новый этап моей жизни.

Если вас терзают тяжелые проступки вашего прошлого, которые вы уже тысячу раз признали и извлекли из них все возможные уроки, я скажу вам: настало время простить себя и двигаться дальше. Вы еще многое в жизни можете сделать достойно, но горечь непрощения тормозит вас.

Не будьте как Иуда Искариот, который повесился. Будьте как Пётр, который даже после троекратного отречения вернулся к Иисусу — и перевернул мир.

Позвольте быть тому, что было: этого не вернуть. Простите себя и живите дальше — так, чтобы вы могли уважать себя и не стыдились перед зеркалом.

У вас всё впереди.

Источник: https://livingprettyhappy.com/2021/03/10/how-to-forgive-yourself/
Источник: https://livingprettyhappy.com/2021/03/10/how-to-forgive-yourself/