Когда особенный ребенок воспринимает слова родителей слишком буквально

1,3K прочитали

Часто у себя на работе, в специализированном учреждении для детей с особенностями развития, мы с коллегами-педагогами видим детишек со сложными ментальными нарушениями.

Эти ребята - не просто не умеют выполнять определенные действия, положенные им по возрасту, а даже обращенную речь не понимают. И всё, что происходит вокруг них - тоже не понимают. А уж разговаривать - это уже что-то из области фантастики. И это очень печально!

А мамы и педагоги - радостно рукоплещут, если вдруг такой ребенок случайно(?) звукоподражает какой-нибудь кошечке или коровке из мультика, и вместе они обретают хотя бы небольшую надежду на то, что "всё еще будет".

Одна моя коллега из нашего кружкового отдела так и говорит:

- Пусть за весь трехнедельный курс пребывания в стационаре он сказал только "мяу"! Но зато он сказал это осознанно! Не просто ляпнул, а произнес, когда увидел куклу-котенка!

А уж случайно это или осознанно - об этом, наверное, не знает правду даже мама этого ребенка.

И, кстати, если что, такой ребенок действительно у нас был!

И почти весь педсостав вдохновенно наблюдал за его маленькими шажками. А отдельные педагоги - даже мамочку засыпАли рекомендациями по самые уши, писали, КАК дальше заниматься с мальчиком дома, закреплять, подкреплять, чтобы он до следующего курса не растерял того, что досталось ему тяжким трудом (и трудом педагогов и медиков, и его собственным).

Надеюсь, что мамочка хорошо постарается, и через полгода, на следующем курсе, мы порадуемся его успехам. Или кто-то другой порадуется, если я к тому времени уже уйду из учреждения… всё может быть, сотрудники всё уходят и уходят, позавчера вон еще один психолог уволился (упс, что-то я сейчас не в тему… а, хотя, все всё понимают, за минималку пахать мало кому нравится, а еще постоянно выслушивать и лицемерить). Но… успехам детей мы и правда искренне радуемся! И всячески желаем им развиваться дальше.

А есть еще и такие ребята!

Вроде как и разговаривают, и несложные каждодневные действия самостоятельно выполняют (одевание, туалет, прием пищи и т.д.) и даже буквы и цифры знают.

А чужую речь понимают как бы… Нет, отлично понимают! Очень четко и ясно, но слишком буквально!

Они не воспринимают иносказания, метафоры, фразеологические обороты для них - обычные фразы, которые по их логике могут быть нелепыми и вовсе дурацкими. А какие-нибудь модные словечки, которые изначально имеют другой смысл, могут вообще их ввести в ступор.

Например, если этот ребенок услышит от кого-нибудь фразочку "папа отжигает", он вовсе не подумает, что папа шутит и веселится! Он представит, что папа прямо таки зажженными спичками кидается. И может даже на папу рассердиться. Ведь этот ребенок четко знает правило: со спичками играть нельзя!

Да-да, еще эти дети отлично запоминают правила. И следуют им беспрекословно! А любое отступление от установленного порядка причиняет им жуткий дискомфорт…
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Была у нас недавно в стационаре похожая девочка… Вроде бы занимайся с ребенком да радуйся! Всё делает как положено, все инструкции чётко выполняет, и, что вызывает настоящее уважение к ребенку, любое дело доводит до конца, не бросая на полдороге.

Наташа

Да, на сегодняшний день довольно редкое имя для пятилетней девочки. Сейчас как-то больше Алин, Милан и Ангелин. Ну а у нас - Наташенька.

Симпатичная, светленькая девчонка. Ментальные нарушения (характеристики именно такие, о которых я сейчас писала).

А еще Наташа очень разборчива в контактах. Если человек (даже очень хороший!) ей по каким-то причинам не понравится, она с ним не будет общаться, а отвернется и будет всячески игнорировать.

На групповых занятиях и мероприятиях - несмотря на симпатию окружающих, держится особнячком, и в конкурсах участвует только индивидуальных, а быть в команде - не любит, категорически отказывается.

Десять или один?

Иногда, как и любой нормальный ребенок, Наташа не прочь пошалить, пошуметь… Например, ей нравится звенеть "колокольчиками-ветерками", которые висят возле окна у нас на "медицинском" этаже (там кабинеты врачей и процедурные).

Прыгает, дергает за веревочку - ну и колокольчики бьются друг о друга, издавая приятный мелодичный звук…

Далее - со слов медсестры…

Эта медсестра работает в процедурном кабинете и делает "плановые" уколы тем ребятам, которым прописали. Очень милая и добрая девушка!

Дверь в процедурку обычно закрыта не очень плотно, и люди за дверью отлично слышат, ЧТО происходит в кабинете (а там, ясное дело, крики, плач и успокаивающее сюсюканье медсестры).

Ну а тому, кто находится в кабинете, в свою очередь, отлично слышно, что происходит в коридоре и какие разговорчики ведутся (между прочим, не всегда приятные, бывают и злобные обсуждения всего персонала).

Так вот… услышала раз медсестра голос Наташиной мамы из коридора:

- Наташа, быстро подошла ко мне! Я тебе говорила не шуметь и не трогать колокольчики?! Всё, я скажу доктору, чтобы она тебе сразу 10 уколов сделала, поняла?

И, видимо, так строго и эмоционально это было сказано, что даже другие ребята перестали гудеть, и за дверью стало в разы тише. Испугались, наверное…

Потом была очередь Наташи.

Нет, она не плачет, не кричит на уколе, терпит и понимает, что это "для её же блага". А когда медсестра отпустила ее и сказала звать следующего, Наташа растерянно спросила:

- А точно только один укол? Точно не десять?

И медсестре пришлось сказать Наташе, что мамочка пошутила. А Наташа - все равно так и не поняла, как можно вот так пошутить, чтобы 1 и 10 перепутать.

Или вот еще было…

Проводили мы как-то совместно с педагогом по игротерапии тематическое групповое занятие (про коррупцию, пхы-ха-ха, но не суть).

Хоть Наташа и не любит группы, однако, мы не могли не пригласить такую умнющую и аккуратную девочку!

И, когда мама Наташи привела её к нам в кабинет и посадила к другим ребяткам, сказала ей, пригрозив пальцем:

- Смотри у меня! Чтобы сидела, ясно?

Наташа кивнула, а мамочка - вышла.

Занятие

Ну, учитывая саму тему (а она же прямо детская-детская!) и состав участников (да, далеко не все ребятки хотя бы на уровне Наташи), занятие шло довольно неплохо.

Никто никуда не убегал, все дружненько смотрели презентацию, играли нарисованными денежками и хлопали, когда дядю-толстосума в мультяшном ролике забрали полицейские.

Но в середине занятия, по всем нормам и порядкам, надо было поднять ребят со стульчиков на физминутку! Ну так надо! Во-первых, засиделись! Во-вторых, нельзя постоянно в экран пялиться, правильно же?

Все встали… кроме Наташи.

Уж ее уговаривали, уж ее просили, а она только головой мотала. Коллега уже рукой махнула, не хочет - и не надо, время-то идёт.

А двое мальчишек из группы (тоже вполне милые и воспитанные детки) - потянули Наташу за руки со стула:

- Ну вставай уже!

И тут Наташка - как завизжит на весь кабинет:

- Неееет! Мама сказала сидееееть! Ааааа!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Ну вот и как объяснишь этому человечку, что мама, говоря ей эти слова, имела в виду, что надо тихо себя вести, не скакать и не ёрзать, слушаться педагогов и участвовать в занятии, а НЕ то, чтобы Наташа приклеилась к стулу на всё время урока и встала лишь тогда, когда мама придет и разрешит.

С одной стороны, мама - настоящий авторитет для Наташи. Да, строгая, даже очень. Да, заметно, что Наташа её даже побаивается.

Но с другой стороны, можно предположить, что если бы не мамина строгость, могла ли бы особенная Наташа выйти на такой уровень... Ведь она по своему уровню развития навыков (и даже знаний) - и правда на порядок выше всех своих "местных" сверстников, а то и деток постарше.

А вся её "буквальность" - это проявление особенностей. Но и их мама отлично переправила в то русло, которое Наташе нужно, чтобы хоть как-то, но уметь "встраиваться" в эту нелегкую жизнь…

А так хочется, чтобы она была легкой и приятной! У всех нас!

Вам, дорогие читатели, побольше легких и приятных событий, которые украшают наши будни!

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам