Найти тему

Умирали, сходили с ума, срывали голос – как советские артисты переносили тяжелые съемки

Кино приносит в нашу жизнь праздник, особенно если это хорошее кино. Но некоторые советские фильмы снимались в таких экстремальных условиях, что участникам съемочной группы было совсем не до праздничного настроения.

Юрий Никулин и Людмила Гурченко в фильме "Двадцать дней без войны", 1978
Юрий Никулин и Людмила Гурченко в фильме "Двадцать дней без войны", 1978

У нас очень холодная страна. И чаще всего именно холод становился главной причиной проблем на съемочной площадке, особенно при работе на натуре. Юрий Никулин вспоминал, что для съемок ленты "Двадцать дней без войны" режиссер-перфекционист Алексей Герман отыскал настоящий вагон военного времени и три недели гонял его по морозу в степи между Джамбулом и Ташкентом. Окна теплушки покрывались льдом изнутри – холод стоял неимоверный, вся съемочная группа клацала зубами. В какой-то момент измученные, насквозь продрогшие Юрий Никулин и Людмила Гурченко всерьез обсуждали возможность уйти со съемок или написать на Германа жалобу на "Ленфильм" за "истязания артистов". Но они дотерпели до конца, а когда фильм вышел на экраны, оба артиста признали, что режиссер был прав в своем стремлении к максимальной реалистичности.

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили на съемках фильме "Вокзал для двоих", 1982
Людмила Гурченко и Олег Басилашвили на съемках фильме "Вокзал для двоих", 1982

Бедной Людмиле Гурченко снова досталось в картине "Вокзал для двоих" Эльдара Рязанова, которую начинали снимать со сцены бега главных героев из деревенской избы по направлению к колонии. К слову, колония была совершенно настоящая (правда, для несовершеннолетних), она располагалась в Дмитровском районе Московской области, хотя по сценарию это было чуть ли не за Полярным кругом. Но в период съемок зима в Москве и области выдалась такая крепкая, что стрелки термометра опустились почти до минус 30 градусов. В интервью Гурченко признавалась, что им с Басилашвили не только было холодно вдвоем, обоим еще и безумно хотелось в уборную. Но кругом было голое поле и гора, так что пришлось терпеть.

Георгий Милляр в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки", 1960
Георгий Милляр в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки", 1960

А вот великий сказочник Александр Роу почему-то решил снимать "Вечера на хуторе близ Диканьки" не по месту действия повести великого Гоголя, а под Мурманском, где декораторы и возвели "типичную украинскую деревушку". Мороз был сорокоградусным, и хуже всего его переносил игравший Черта актер Георгий Милляр, ведь весь его наряд состоял из тонкого тренировочного костюма, обклеенного шерстью. А несчастному Милляру приходилось бухаться с высоты в снег, нырять в прорубь и даже выдерживать воздействие мощнейшего ветродуя, который усиливал и без того ледяной ветер. Но вот волшебная сила искусства - Милляр все выдюжил и даже не заболел.

Иннокентий Смоктуновский, Евгений Урбанский, Василий Ливанов и Татьяна Самойлова в фильме "Неотправленное письмо", 1960
Иннокентий Смоктуновский, Евгений Урбанский, Василий Ливанов и Татьяна Самойлова в фильме "Неотправленное письмо", 1960

Тяжелейшим образом проходили съемки фильма Михаила Калатозова "Неотправленное письмо". Такой оглушительной славы, как "Летят журавли", эта лента режиссера не получила, но сил отняла у него намного больше. Следуя принципу максимального реализма, Калатозов повез съемочную группу в настоящую тайгу, а не снимал все где-нибудь в подмосковном лесу, как это делают в наши дни. И здесь температура иногда опускалась до минус 40, а оператор Сергей Урусевский вообще чуть не сгорел заживо, когда полез снимать в огонь сцену пожара в тайге. По слухам, тяжелые условия съемок через годы негативно отразились на психическом здоровье Татьяны Самойловой. Зато именно благодаря этому фильму Василий Ливанов сорвал голос и обрел свой неповторимый тембр, благодаря которому его знают все отечественные зрители.

Виктор Авдюшко в фильме "И на Тихом океане...", 1973
Виктор Авдюшко в фильме "И на Тихом океане...", 1973

А для замечательного актера Виктора Авдюшко съемки фильма "И на Тихом океане..." и вовсе стали роковыми. По сюжету он должен был неоднократно входить в ледяную воду, что и делал, несмотря на то что застудил организм и заболел. У актера развилось двустороннее воспаление легких, но Авдюшко переносил его на ногах. А потом сразу поехал к Юрию Озерову сниматься в "Солдатах свободы", где из-за пронизывающего холода у него развился плеврит. После завершения работы в фильме Авдюшко, наконец, лег в больницу, но было поздно - стремительно развивалась аллергическая астма, из-за которой он начал задыхаться от малейших нагрузок. В ноябре 1975 года актер умер после очередного приступа астмы в возрасте всего 50 лет.