6,4K подписчиков

Метаболический синдром: пандемия XXI века

200 прочитали

У любого терапевта и эндокринолога есть пациенты с характерным набором симптомов. Ожирение (особенно по типу «яблока», с преимущественным отложением жира вокруг талии), повышенное артериальное давление, повышенный уровень глюкозы в крови натощак, инсулинорезистентность и дислипидемия, – эти состояния объединены общим патогенезом и вместе составляют метаболический синдром.

Данное заболевание можно уверенно назвать пандемией XXI века. Распространенность метаболического синдрома в современном мире составляет 20–25% и постоянно растет. Это весьма актуальная проблема, грозящая серьезными последствиями. Например, у людей с метаболическим синдром в 3 раза повышен риск инфаркта миокарда и в 2 раза – риск смерти от различных причин.

Переходите в Библиотеку медицинских знаний

У любого терапевта и эндокринолога есть пациенты с характерным набором симптомов.

Между метаболическим синдромом и ожирением часто ставят знак равенства. В описаниях патогенеза, осложнений и методов лечения этих состояний сложно найти различия. На самом деле патогенетические механизмы метаболического синдрома весьма сложны и многообразны. Интегративный подход помогает глубже в них разобраться, выявить нарушения на ранних стадиях и провести более эффективную коррекцию.

Звенья патогенеза

Для полноценного понимания природы метаболического синдрома важно умение соединить большое количество на первый взгляд не связанных между собой биологических событий в единую патогенетическую картину. Как раз с такими задачами отлично справляется интегративная медицина.

Начать стоит с инсулинорезистентности. Именно ее часто называют краеугольным камнем. Всё начинается с того, что лишняя жировая ткань продуцирует большое количество жирных кислот. Они снижают чувствительность тканей к инсулину и ингибируют поглощение глюкозы. В ответ повышается активность островкового аппарата поджелудочной железы и возникает гиперинсулинемия. Параллельно в печени жирные кислоты усиливают продукцию глюкозы, триглицеридов и секрецию ЛПОНП. Инсулин обладает антилиполитическим действием, поэтому на фоне нарастания инсулинорезистентности усиливается липолиз, вырабатывается еще больше жирных кислот, и порочный круг замыкается.

Если инсулинорезистентность рассматривается как объединяющий патогенетический фактор, то, несомненно, ведущим причинным фактором метаболического синдрома является ожирение. Но речь не всегда о подкожном жире и избыточном весе. Куда опаснее ожирение висцеральное. Оно способно вызвать инсулинорезистентность даже у человека с нормальной массой тела. Современная наука предлагает такое объяснение: при разрушении жира внутри брюшной полости жирные кислоты быстрее попадают в печень через систему воротной вены.

Дальше нарастает «снежный ком» патогенетических событий. И если такие состояния, как дислипидемия (повышение уровня ЛПОНП, снижение ЛПВП) и артериальная гипертензия, рассматриваются как «стандартные проявления» метаболического синдрома, то другие изменения даже не входят в диагностические критерии (но о них, конечно же, стоит помнить):

  • повышение уровней фибриногена, ингибитора активатора плазминогена 1 типа (PAI-1);
  • повышение вязкости крови и склонности к тромбообразованию;
  • повышение уровня асимметричного диметиларгинина, ингибирующего синтазу оксида азота;
  • повышение уровня гомоцистеина, ведущее к повреждению сосудистой стенки, повышению риска атеросклероза и заболеваний коронарных артерий;
  • лейкоцитоз;
  • рост уровня провоспалительных цитокинов;
  • микроальбуминурия – маркер поражения почечных клубочков.

Интегративная медицина учит понимать роль каждого из этих изменений, своевременно их выявлять, правильно оценивать происходящие в организме процессы и подбирать оптимальную коррекцию на ранних стадиях. Многим пациентам, которым повезло попасть к такому врачу, удается избежать длительного лечения и борьбы с серьезными осложнениями в будущем.

Читайте полезные статьи в Библиотеке медицинских знаний

Читайте также:

Психосоматика: когда душа и тело болеют вместе

5 мифов об интегративной медицине

Биохакинг и интегративная медицина