Сегодня рассказываем о выдающемся мастере русской классической гравюры XIX века, рисовальщике, акварелисте, авторе галереи портретов выдающихся современников — Николае Ивановиче Уткине (1780–1863).
Будущий гравер был внебрачным сыном Михаила Никитича Муравьева, впоследствии знаменитого писателя и общественного деятеля, и дворовой женщины его отца. Мать Николая Ивановича была выдана замуж за управляющего имением Муравьева — Ивана Степановича Уткина. Вскоре Уткины переехали в Петербург, и вся семья 16 июля 1785 года получила вольную. Николай Иванович поступил в воспитательное отделение Императорской Академии художеств, учился у Г. И. Угрюмова, И. С. Клаубера и А. Я. Радига. Уткин в числе лучших учеников окончил гравировальный класс воспитательного училища, получил «аттестат со шпагою» и был оставлен при Академии художеств еще на три года для конкурсной работы. В 1802 году получил большую золотую медаль за гравюру «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» с оригинала А. Р. Менгса. В 1803–1808 годах — пенсионер Академии художеств во Франции. В 1810 году на выставке в Париже награжден золотой медалью за гравюру «Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои» с оригинала Доменикино: на гравюру Уткина обратил внимание Наполеон и выразил восхищение мастерством русского гравера. Императору Александру I рассказали о похвале Наполеона, и он пожаловал Уткину бриллиантовый перстень, а Императорская Академия художеств в 1810 году произвела художника в звание «назначенного в академики».
В 1814 году Н. И. Уткин продолжил обучение в Лондоне. После возвращения в Петербург получил звание академика гравирования на меди, в 1831 году — профессора, в 1840 году — заслуженного профессора. В 1817–1855 годах руководил гравировальным классом Академии художеств, в 1817–1860 годах был хранителем отделения эстампов Императорского Эрмитажа, с 1841 по 1854 год хранил также эстампы в Академии художеств. Состоял членом академий художеств Стокгольма, Антверпена, Дрездена.
Александр Григорьевич Варнек и Николай Иванович Уткин одновременно учились в Академии художеств, их связывала многолетняя дружба. Портрет написан до отъезда молодого гравера во Францию и тогда же подарен ему автором. Близкие отношения связывали обоих художников и их семьи и в зрелые годы, оба работали в Академии художеств и в Императорском Эрмитаже. Портрет подарен Академии художеств в 1868 году наследниками Н. И. Уткина.