Обычно, когда мы видим индустриальный пейзаж какого-либо художника, то, за редким исключением, нам в голову лезут такие мысли, что: «картина выполнена строго на заказ», «висеть ей где-нибудь в кабинете директора крупного предприятия или в конференцзале министерства», «это не искусство» и т.п. Но сегодняшний гость канала, хотя и творил он относительно давно, далеко не таков. Его индустриальные пейзажи и даже «индустриальные натюрморты» и «индустриальные музы» выглядят очень современно и, как правило, вызывают эстетический отклик у зрителя.
Почти у каждого художника есть своя муза и иногда он предъявляет ее (в виде картин) широкой публике. И мы можем, глядя на ее образ как-то понять, что подвигает художника на ту или иную сюжетную стезю. Соответственно, глядя на муз художника (см. ниже), можно сделать выводы о конструктивном складе ума, и об его архитектонике пейзажа, приобретающего эстетическую ценность. И, не случайно, знакомые с его творчеством и самим художником отмечают, что его основным авторитетом в живописи был Пабло Пикассо.
Важно учитывать и биографические сведения о художнике, ведь у него можно выделить уфимский (уральский) период жизни и творчества и последний – вологодский период. Вместе с тем, он много ездил по стране и был за ее пределами. Так, в частности, появился небольшой итальянский цикл работ художника (конечно, в данном случае обошлось без индустриальной тематики).
По материнской линии корни художника берут начало в Вологодской области (губернии). Его мама родилась в Устюжне. И, конечно, родительское влияние (родители были театральными деятелями) проявилось в творчестве художника, и в том, что с 1958 г. он занялся оформлением спектаклей в уфимских театрах. Им, в частности, созданы эскизы декораций к операм («Хованщина», «Снегурочка», «Руслан и Людмила»), балетам («Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетта»), спектаклю «Дон Карлос».
Знающие художника отмечают, что для достижения необходимых композиционных решений той или иной работы он делал огромное множество карандашных набросков, старался найти наиболее выразительную точку общей композиции. В итоге художник отыскивал самый оптимальный композиционный вариант, в котором мог выразить сложившийся замысел.
Александр Васильевич Пантелеев родился в 1932г. в г. Великие Луки Псковской области в семье театральных работников. Детство проводил на Вологодчине. В 1948 г. поступил в Башкирское художественное училище (Уфа), окончив его через 5 лет. Работал учителем черчения в средней школе. Через 3 года был принят в Союз художников СССР, а в 1958 г. занялся оформлением спектаклей в уфимских театрах. В 1976 г. переехал в Вологду, где провел последние 14 лет своей жизни. Является графиком, монументалистом, сценографом. Работы художника неоднократно размещались на выставках, как в России, так и за рубежом. С 1989 г. он приступил к осуществлению серии «Русская северная серия», включающей картины с религиозной тематикой, с сюжетами о проблемах существования русских северных деревень. Сегодня он имеет самый высокий профессиональный рейтинг среди художников Вологодской области.
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Крайне признателен тем, кто оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается на канал. Рекомендую Вам также (если вам 18 лет и более) заглянуть в дочерний канал с возрастным ограничением Onega-ART(18+) и в родственный канал по живописи Галерея АRTist.
#культура #искусство #живопись