Сразу скажу, что я не знаток православной иконографии. Но некоторая насмотренность у меня всё же есть. Да, на иконах Страшного суда изображаются дьявол и бесы, хватающие грешников. Но никто из иконописцев до сей поры не изображал так этих нечистых, чтоб можно было по неосторожности к ним приложиться какой-нибудь подслеповатой бабушке.
Но вот прецедент в Дивеевском храме случился: на фреске в полный рост изображён то ли Антихрист, то ли Иуда. На стенах притвора нового собора изображены сцены Страшного суда. Однако, несмотря на трагичность темы, мозаики выполнены в ярких тонах и на золотом фоне.
«Над Мозаикой работали около 80 мастеров, начиная от заготовки материала до самого исполнения, – рассказывает в релизе руководитель монтажной белорусской группы предприятия «Артель-арт» Игорь Гоменюк.
С открытием собора монахини из Дивеево с ужасом начали сообщать, что, не разобрав что к чему, прихожане то и дело прикладываются к стопе самого сатаны. Выяснили, что за исходник авторы взяли фрагмент мозаики «Страшный Суд» Торчелло, Италия, XII в. Получается, в Дивеево использовали католичсесую традицию?
Добавим, что в католическом оригинале дьявол ввержен в огненное озеро и мучается, держа на руках Антихриста. В Дивеево же образ вырван из контекста: огромные ангелы, попирающие его копьями, отрезаны, а сатана спокойно восседает на троне, лицо его весьма торжественно и благообразно.
Прихожане написали письмо нижегородскому владыке Георгию с призывом удалить эту фреску. Икону пришлось завесить, а потом убрать, видимо.
Далее - история с иконой, которую заказал для своего петербургского храма игумен Евстафий (Жаков). На ней был изображён Сталин, которого благословляет блаженная старица Матрона Московская. Сталин, правда, без нимба.
Но возмущены были многие православные. Во-первых, именно при Сталине были разрушены храмы и умучены многие епископы и священники, не говоря о мирянах. Во-вторых, возникают вопросы, была ли эта встреча во время Великой Отечественной с главнокомандующим. Если была, то это вовсе не означает, что это иконописный сюжет. Почему? Потому что слишком много исторического контекста надо вспоминать, нет здесь иконописной прозрачности смыслов.
Мы знаем иконы с похожим сюжетом: святой благословляет святого полководца. Например, святой Сергий Радонежский св. Дмитрия Донского. И это войско православных против язычников. Что касается личности Сталина и войска так сказать нельзя. Это был вождь советского народа. На что благословляет св. Матрона Сталина? Хотя и были послабления верующим, но православным правителем православного государства Иосиф Виссарионыч не стал.
Следующая икона находится в петербургском храме св. равноапостольной Ольги в Михайловской даче. Изображение распятия с предстоящими. По канонам рядом с Господом у креста стоят Богородица и св. апостол Иоанн Богослов. А что мы видим здесь?
Слева от Господа находятся совсем несвятые люди. Патриарх Сергий (Страгородский), который провозгласил приветствие советской власти в разгар репрессий - "ваши радости - наши радости". А рядом епископ Никодим (Ротов). Что мы знаем про него?
В 1965 г. митрополит Никодим повстречался с блаженной старицей Пелагей Рязанской, которая ему прямо сказала: «Сдохнешь, как собака, у ног своего папы». И вот, спустя 13 лет митрополит Никодим отправляется в Ватикан на аудиенцию к новому папе Иоанну Павлу I. Полон желаний поскорее приблизить заветное соединение, Ротов исполняет обязательный для всех обряд, целуя папскую туфлю. После непродолжительной беседы, Ротову стало плохо, и он, склонившись на колени перед римским первосвященником, испустил дух. При этом папа-еретик прочитал молитву над умирающим митрополитом.
Долгий путь предательства Православия Никодимом Ротовым которого стали:
1. Сотрудничество с КГБ под оперативным псевдонимом «Святослав» («Частное определение Комиссии Президиума Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП»).
2. Вовлечение Русской Православной Церкви в еретический Всемирный Совет Церквей, который преподобный Иустин (Попович) назвал «еретическим, гуманистическим и человекоугодническим собором, состоящим из 263 ересей (1961 г.), каждая из которых означает духовную смерть».
3. Совместное служение с еретиками в нарушение церковных законов на Западе и в Ленинградской духовной академии, причащение еретиков Святых Христовых Таин.
4. Воспитание новой прослойки архиереев, готовых ради карьеры предать Православие.
5. Псевдобогословские труды, в которых Ротов оправдывает коммунистический атеизм и призывает к единению со всеми иноверцами и еретиками.
6. Гонение на твердых в Православии архипастырей и пастырей.
Рядом ещё один несвятой архиерей. Спрашивается: что они здесь делают? Без нимбов, правда, стоят. Не являются ли такие иконы провокацией для верующих? Как будет прикладываться обыкновенный прихожанин? Он ведь как раз к ризе этих несвятых и приложится, ближе всего они.
Знаете ли вы похожие случаи "свободной" современной иконографии? Свободной от канонов и чистоты веры. Или это такое творчество и самовыражение современных иконописцев и их заказчиков?