Найти в Дзене

Современные иконы с провокацией

Сразу скажу, что я не знаток православной иконографии. Но некоторая насмотренность у меня всё же есть. Да, на иконах Страшного суда изображаются дьявол и бесы, хватающие грешников. Но никто из иконописцев до сей поры не изображал так этих нечистых, чтоб можно было по неосторожности к ним приложиться какой-нибудь подслеповатой бабушке.

Но вот прецедент в Дивеевском храме случился: на фреске в полный рост изображён то ли Антихрист, то ли Иуда. На стенах притвора нового собора изображены сцены Страшного суда. Однако, несмотря на трагичность темы, мозаики выполнены в ярких тонах и на золотом фоне.


«Над Мозаикой работали около 80 мастеров, начиная от заготовки материала до самого исполнения, – рассказывает в релизе руководитель монтажной белорусской группы предприятия «Артель-арт» Игорь Гоменюк.


С открытием собора монахини из Дивеево с ужасом начали сообщать, что, не разобрав что к чему, прихожане то и дело прикладываются к стопе самого сатаны. Выяснили, что за исходник авторы взяли фрагмент мозаики «Страшный Суд» Торчелло, Италия, XII в. Получается, в Дивеево использовали католичсесую традицию?

Добавим, что в католическом оригинале дьявол ввержен в огненное озеро и мучается, держа на руках Антихриста. В Дивеево же образ вырван из контекста: огромные ангелы, попирающие его копьями, отрезаны, а сатана спокойно восседает на троне, лицо его весьма торжественно и благообразно.

Фреска в Дивеево
Фреска в Дивеево

Прихожане написали письмо нижегородскому владыке Георгию с призывом удалить эту фреску. Икону пришлось завесить, а потом убрать, видимо.

Далее - история с иконой, которую заказал для своего петербургского храма игумен Евстафий (Жаков). На ней был изображён Сталин, которого благословляет блаженная старица Матрона Московская. Сталин, правда, без нимба.

Блаженная Матрона благословляет Сталина. Современная икона
Блаженная Матрона благословляет Сталина. Современная икона

Но возмущены были многие православные. Во-первых, именно при Сталине были разрушены храмы и умучены многие епископы и священники, не говоря о мирянах. Во-вторых, возникают вопросы, была ли эта встреча во время Великой Отечественной с главнокомандующим. Если была, то это вовсе не означает, что это иконописный сюжет. Почему? Потому что слишком много исторического контекста надо вспоминать, нет здесь иконописной прозрачности смыслов.

Мы знаем иконы с похожим сюжетом: святой благословляет святого полководца. Например, святой Сергий Радонежский св. Дмитрия Донского. И это войско православных против язычников. Что касается личности Сталина и войска так сказать нельзя. Это был вождь советского народа. На что благословляет св. Матрона Сталина? Хотя и были послабления верующим, но православным правителем православного государства Иосиф Виссарионыч не стал.

Следующая икона находится в петербургском храме св. равноапостольной Ольги в Михайловской даче. Изображение распятия с предстоящими. По канонам рядом с Господом у креста стоят Богородица и св. апостол Иоанн Богослов. А что мы видим здесь?

Распятие с предстоящими в исполнении современного иконописца.
Распятие с предстоящими в исполнении современного иконописца.

Слева от Господа находятся совсем несвятые люди. Патриарх Сергий (Страгородский), который провозгласил приветствие советской власти в разгар репрессий - "ваши радости - наши радости". А рядом епископ Никодим (Ротов). Что мы знаем про него?

В 1965 г. митрополит Никодим повстречался с блаженной старицей Пелагей Рязанской, которая ему прямо сказала: «Сдохнешь, как собака, у ног своего папы». И вот, спустя 13 лет митрополит Никодим отправляется в Ватикан на аудиенцию к новому папе Иоанну Павлу I. Полон желаний поскорее приблизить заветное соединение, Ротов исполняет обязательный для всех обряд, целуя папскую туфлю. После непродолжительной беседы, Ротову стало плохо, и он, склонившись на колени перед римским первосвященником, испустил дух. При этом папа-еретик прочитал молитву над умирающим митрополитом.

Долгий путь предательства Православия Никодимом Ротовым которого стали:
1. Сотрудничество с КГБ под оперативным псевдонимом «Святослав» («Частное определение Комиссии Президиума Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП»).
2. Вовлечение Русской Православной Церкви в еретический Всемирный Совет Церквей, который преподобный Иустин (Попович) назвал «еретическим, гуманистическим и человекоугодническим собором, состоящим из 263 ересей (1961 г.), каждая из которых означает духовную смерть».
3. Совместное служение с еретиками в нарушение церковных законов на Западе и в Ленинградской духовной академии, причащение еретиков Святых Христовых Таин.
4. Воспитание новой прослойки архиереев, готовых ради карьеры предать Православие.
5. Псевдобогословские труды, в которых Ротов оправдывает коммунистический атеизм и призывает к единению со всеми иноверцами и еретиками.
6. Гонение на твердых в Православии архипастырей и пастырей.

Рядом ещё один несвятой архиерей. Спрашивается: что они здесь делают? Без нимбов, правда, стоят. Не являются ли такие иконы провокацией для верующих? Как будет прикладываться обыкновенный прихожанин? Он ведь как раз к ризе этих несвятых и приложится, ближе всего они.

Знаете ли вы похожие случаи "свободной" современной иконографии? Свободной от канонов и чистоты веры. Или это такое творчество и самовыражение современных иконописцев и их заказчиков?

-4