После начала вторжения французской армии под руководством Наполеона Бонапарта на территорию Российской империи в июне 1812 года русская императорская армия постоянно отступала. Постепенно это вызывало недовольство не только в народном сознании, но и в высших кругах. В связи с этим император Александр I сместил главнокомандующего русской армией Барклая-де-Толли и назначил на его должность генерала от инфантерии Кутузова. Тот, однако, продолжил стратегию изнурения противника. К 3 сентября русская армия решила дать генеральное сражение у села Бородино в 125 км от Москвы.
Русские войска заняли позиции в форме буквы "Г", с целью контроля Старой и Новой Смоленских дорог силами 1-й Западной армии Барклая-де-Толли, 2-й Западной армии Багратиона и 3-его пехотного корпуса генерал-лейтенанта Тучкова.
Сражение началось в 5 часов утра атакой вице-короля Италии Богарне на позиции Егерского порта у села Бородина. Главный удар был направлен на армию Багратиона. К 9-ти часам наполеоновские армии овладели укреплениями левого фланга и смертельно ранили Багратиона. С 9 до 11 часов сильным ударам подверглась батарея Раевского, находившаяся в центре русских войск. В полдень Кутузов направил казаков и кавалерию в тыл Наполеона. Это позволило перегруппировать русские силы и выставить свежие войска. К двум часам дня была полностью занята батарея Раевского. Однако новый фронт обороны русских войск не был прорван.
Общие потери русской армии составили до 40 000 человек из 110 000, французские - до 30 000 человек из 130 000 солдат и офицеров, приведённых к Бородино.
Бородинское сражение стало одним из самых кровопролитных сражений XIX века, но при этом оставило смешанные результаты. Оно не совершило коренного перелома, но составило достаточные предпосылки для него. Потери французской армии делали невозможным её дальнейшее продвижение вглубь России, а русская армия, хоть и вынуждена была продолжить отступление, сохранила силы, достаточные для дальнейшего сопротивления.