Найти в Дзене

ПСОГЛАВЦЫ В ФОЛЬКЛОРЕ ЛИТВЫ

Легенды о псоглавцах являются частью фольклора многих народов. Однако совершенно необычный колорит приобрели эти существа в народном творчестве Литвы. Сюжеты о них столь обыдены, что создаётся впечатление, что эти существа были столь же распространены, как некогда туры и львы в Восточной Европе. Была у Клейницкене избушка. Пришел этот песьеголовец, уселся на пороге — и не выйти из дому, руками так и размахивает. А баба печь топила, котел воды у нее закипел,— так она ему котел на голову! Вылезли у него глаза, и дело с концом. (Записано Э.Каралюте в 1949 году в деревне Криконис Игналинского района от Э.Багдонене, 70 лет) Или вот ещё пример того, как существа с собачьими головами расхаживали по лесу: Раньше не было до войны оружия, а были такие люди, которые назывались одноглазыми или песьеголовцами. Они людей ловили и пожирали. Так и воевали. А если человек от них бежать задумает, то, как от других, ему не убежать: нужно как можно быстрее переобуться: надеть обувь носками назад. Тогда пе

Легенды о псоглавцах являются частью фольклора многих народов. Однако совершенно необычный колорит приобрели эти существа в народном творчестве Литвы. Сюжеты о них столь обыдены, что создаётся впечатление, что эти существа были столь же распространены, как некогда туры и львы в Восточной Европе.

Была у Клейницкене избушка. Пришел этот песьеголовец, уселся на пороге — и не выйти из дому, руками так и размахивает. А баба печь топила, котел воды у нее закипел,— так она ему котел на голову! Вылезли у него глаза, и дело с концом.

(Записано Э.Каралюте в 1949 году в деревне Криконис Игналинского района от Э.Багдонене, 70 лет)

Или вот ещё пример того, как существа с собачьими головами расхаживали по лесу:

Раньше не было до войны оружия, а были такие люди, которые назывались одноглазыми или песьеголовцами. Они людей ловили и пожирали. Так и воевали. А если человек от них бежать задумает, то, как от других, ему не убежать: нужно как можно быстрее переобуться: надеть обувь носками назад. Тогда песьеголовцы одуреют и не смогут изловить человека.

А ночи дождавшись, роют глубокую яму, скидывают их вниз, закрывают досками и засыпают камнями. Дают им в пищу любое мясо — и конину и свинину.

Псоглавец или по-другому кинокефал святой Кристофор стал символом Вильнюса. Правда вместо существа с собачьей голове на гербе столицы Литвы изображён святой с бородой, переносящий младенца Иисуса на плечах.

Происхождение легенд о кинокефалах, как правило, связывают с пришлыми и дикими народами, чей внешний облик и традиции разительно отличались от местных. Так известный древнеримский автор Амиан Марцелин повествует об обнажённом по пояс сарацине, зарубившем одного из готов и выпившем его кровь, хлынувшую из горла.

Несколько иная версия происхождения кинокефалов состоит в том, что в фольклоре до сих пор живы воспоминания о древних тотемических ритуалах, в которых человек перевоплощался в волка либо в других животных.

Легенды о «песьеголовцах» или «псоглавцах» у народов Восточной Европы чаще всего объясняются заимствованием более древних легенд у прочих европейских народов. Считается, что произведение «Александрия» II-III вв. н.э., содержащее вымышленную биографию Александра Македонского, стало основой многих народных легенд о необычайных существах, включая великанов и песьеголовцев.

Ведь версии «Александрии» были известны на Руси, в Болгарии, Румынии и Сербии. А походы Александра Македонского, как известно связаны с Азией и Африкой, что несомненно является удобным объяснением происхождения образа кинокефаорв. К этому произведению также прибавляются апокрифические тексты, например, описание кинокефалов в тексте «Деяния Андрея и Матфея в городе людоедов». Местонахождение места обитания псоглавцев в этом апокрифе не совсем ясно, вполне возможно, что текст является притчей, хотя в нём фигурируют и реальные места – Иерусалим и Понт.

Наконец, в V веке н.э. складывается мифология о самом известном псоглавце – святом Христофоре. Таким образом, весь комплекс дохристианских и христианских сюжетов о песьеголовцах служит основой для всех последующих историй, возникших на территории Восточной Европы.

Любопытно, что в качестве основы сюжета о кинокефалах вовсе необязательно выступают народы Азии или Африки. Вспомнить упоминание о миссии епископа Праги Адальберта в Пруссии:

Когда Адальберт и некоторые его спутники добрались до Пруссии, проповедуемое ими Евангелие было в буквальном смысле перенято местными жителями. Язычники, среди которых было несколько человек в собачьих масках, ответили на проповедь собачьим рычанием и стуком палок о землю. Затем сердце миссионера было пронзено копьем, а голова отсечена топором. Всё это действо сопровождалось песней. Не была упущена и возможность нажиться: польского короля Болеслава язычники попросили заплатить за останки мученика.

Кстати очень похожая участь ждала католического миссионера Брунона Бонифация Керфуртского, казнённого на границе Литвы и Руси. Запись об этом числится в Кведлинбургских анналах под 1009 годом, благодаря этому впервые в истории фигурирует название Литвы.

Можно придти к следующим выводам: представления о псоглавцах возникли как на основе исконных представлений о необычных существах и чужестранцах, отличавшихся от местных жителей, с другой стороны, на формирование народных верований имели влияние литературные источники вроде «Александрии», апокрифов и прочих исторических текстов.

-2