Найти тему
МРТК

Советы психолога КШИ им. Г.Н. Трошева: «Как перестать бояться новой школы и подготовить к ней ребенка».

Советы психолога КШИ им. Г.Н. Трошева: «Как перестать бояться новой школы и подготовить к ней ребенка».
Советы психолога КШИ им. Г.Н. Трошева: «Как перестать бояться новой школы и подготовить к ней ребенка».

Тревога из-за перехода ребёнка в новую школу возникает, даже если в старой все было хорошо. А если уж там было что-то не так, то тем более. Но любые риски можно оценить заранее и подготовить своего школьника ко всем возможным неожиданностям.

В средней школе на первый план выходят отношения с одноклассниками. И все тревоги связаны в основном с этим. Найду ли я себе новых друзей? Смогут ли они заменить старых?

Во-первых, объясните ребенку, что для вхождения в любые новые отношения надо сначала завершить старые. «Завершить» — не означает порвать или прекратить, нет. Твоя подруга с пеленок навсегда останется твоей подругой. Но если ты будешь всю свою любовь вкладывать в переписку с ней, ты не сможешь прижиться здесь. То же самое относится к любым переменам в жизни.

Осознать, что определенный этап закончен и пройден — очень важно. И самим тоже отнестись с пониманием к тому, что первое время подросток будет рваться назад, организовывать встречи, постоянно звонить и переписываться с друзьями, оставшимися на прежнем месте. Это должно пройти, дайте ему время.

Во-вторых, параллельно расставанию идет процесс знакомства с новым миром. И тут вам в помощь воспоминания и осознавания раннего возраста вашего ребенка: мы все реагируем на новое своим особым образом. Увидеть этот повторяющийся рисунок легко, если приглядеться. Как ваш малыш пробовал новую еду? Любил ли он гулять по одному и тому же маршруту или требовал каждый день другую площадку? Носит ли он один и тот же свитер, пока тот не истлеет, или переодевается по пять раз на дню?

Все эти вещи демонстрируют вам способность его нервной системы к адаптации. То, как мы приспосабливаемся к любым изменениям внешней среды, быстро или медленно, не очень-то зависит от нашего желания. В основном эта характеристика врожденная, называется «темперамент».

Так вот, если ваш школьник относится к типу медленно адаптирующихся или залипающих людей, вам придется ему помочь.

Подготовьте ему поле для действий. Сходите в школу заранее, выясните неписаные и негласные школьные правила, познакомьтесь с одноклассниками. Купите именно тот рюкзак, который он выберет сам, это важно.

Объясняйте и обсуждайте возможные варианты развития событий. Если вы разбираетесь в групповой динамике — расскажите сыну о том, по каким законам происходит принятие человека в сообщество. Или расскажите хотя бы, как сами это все проходили. Только это должна быть история успеха, а не история о том, «как меня сначала избили, потом окунули головой в унитаз, а потом-то, конечно, все подружились».

Маленькие подарочки на каждый школьный день, просто для поднятия настроения. Объятия и поцелуи в утроенном количестве, звонки, сообщения. Только не переусердствуйте, ни к чему устраивать грандиозную вечеринку для всего класса, да и новые фирменные кроссовки тоже лучше заслужить. Так, чуть повысить общий градус поддержки, пункта на два, не больше.

Аплодировать успеху. В зависимости от того, насколько высока была тревога у вас и у ребенка, вы можете отмечать его победу и достижения: подружился с одноклассником, например, безусловно, победа для замкнутого тихони. А для гиперактивного «я-друг-всем-вокруг» победой будет день без замечаний в дневнике.

Одним из самых простых вариантов адаптации считается знакомство с кем-то из учеников класса до перехода в него. Простое общение поможет наладить контакт детям, но такая возможность есть не всегда. Если ребенок первый раз встречается с одноклассниками сразу в школе, то ему советую вести себя следующим образом:

Не замыкаться. Нужно стараться познакомиться с учениками нового класса, а не сидеть в сторонке. Если вести себя как одиночка, то такого ребенка посчитают плохой компанией.

Взять угощения. Новичок воспринимается другими как гость, поэтому создать хорошее впечатление помогут взятые из дому конфеты, печенье или шоколадка.

Соблюдение установленных правил класса. Чрезмерно активные действия со стороны нового школьника могут быть не приняты другими учениками, так как они будут нарушать существующие нормы. Лучшим поведением считается спокойное и доброжелательно наблюдение за обстановкой. Постепенно ребенку нужно вникать в жизнь класса, находить общие темы ля разговоров с другими школьниками.

Наладить отношения с соседом по парте. Чтобы завязать разговор, можно задать простые вопросы или попросить помощи. Остальные постепенно подтянуться, так как новички интересуют всех, но инициативу они могут не проявлять.

Не стоит менять в угоду коллективу. Определенные изменения в поведении допустимы, но полностью перестраивать личностные качества не стоит. Это не пойдет на пользу, новичка не станут воспринимать всерьез.

Всегда иметь необходимые вещи для учебы. Родители не всегда могут знать о правилах новой школы, поэтому школьнику нужно сообщать обо всех нюансах заранее. Отсутствие необходимых предметов может негативно отразиться на авторитете ребенка.

Внешний вид. Новичок не должен сильно выделяться на фоне других учеников, иначе ядро класса может воспринять это как вызов. У старших школьников уже давно распределены роли, поэтому они будут стойко отстаивать свои позиции. Яркий образ приведет лишь к конфликту, особенно это касается перехода ребенка в другую школу в 10 или 11 классе.

Проблемы со сном или здоровьем. Не всегда психика школьника способна самостоятельно справиться с возникшим стрессом при переводе в другое образовательное учреждение. О своих проблемах дети должны сообщить родителям, которые совместно с врачом подберут наиболее безопасные варианты успокоительных препаратов.

Мыслить позитивно. Если видеть в переводе только негативные моменты, то можно пропустить интересные знакомства, приятное и увлекательное времяпровождение.

Родители должны помнить, какой бы взрослый не был ребенок, он нуждается в их поддержке. Даже при условии наличия не очень хорошей характеристики при переходе в другую школу они не должны оставлять школьника наедине с проблемами.

Инна Васильченко, педагог-психолог КШИ.

Медиацентр ГАПОУ РС (Я) «МРТК» филиал «Кадетская школа-интернат им. Г.Н. Трошева».

#КШИТрошева #МРТК #ЯкутияГП #Психолог