Все владельцы транспортных средств, имеющие газобаллонное оборудование, обязаны в определенное время проходить освидетельствование баллонов. В соответствие с правилами Ростехнадзора, баллон должен проверяться на срок годности, на соответствие его требованиям безопасной эксплуатации, герметичности и прочности.
Освидетельствование баллона
Сроки освидетельствования баллона зависят от его наполнителя:
· оборудование с метаном – если баллон произведен из легированной стали, 1 раз в 5 лет, если из стали, не имеющей легирующих добавок – 1 раз в 3 года;
· оборудование с пропаном (смеси пропан-бутан) – 1 раз в 24 месяца.
В соответствие с Кодексом об административных нарушениях, а именно ч.1 пп. 12.5 и 7.14, запрещено эксплуатировать транспортное средство, имеющее газобаллонное оборудование, если на поверхности баллонов нанесенные данные не совпадают с данными, указанными в техническом паспорте. А также не нанесены сведения, касающиеся даты последней проверки и планируемой.
Первое, что необходимо сделать, это уточнить, вышел или нет срок годности сосуда, который установлен производителем. Данные сведения указаны на самом оборудование. Если со сроком годности все нормально, можно приступать к процедуре переосвидетельствования.
Если объем сосуда менее 100 л, дату очередного освидетельствования можно посмотреть на специальной табличке, она выполнена из металла и прикреплена к самому оборудованию. Если объем сосуда более 100 л, дата указана в приложении, выдающемся при установке самого баллона.
Как только даты были уточнены, можно приступать непосредственно к самой процедуре.
Процедура освидетельствования
Обращаясь к ПБ 03-576-03, в котором прописаны правила эксплуатации баллонов, находящихся под давлением, можно сделать вывод, что основное освидетельствование баллона состоит из аттестации, опрессовки и проверки оборудования.
Итак, процедура включает в себя выполнение следующих действий:
· визуальный осмотр оборудования, проверка срока годности и даты следующего освидетельствования;
· в некоторых случаях, если требуется, баллон снимают;
· далее его очищаю от грязи, моют, стравливают газ;
· затем проводится аттестация, которая заключается в исследовании на пригодность, соответствие всем нормам и стандартам, поиск дефектов;
· если были обнаружены дефекты на поверхности, а именно коррозия, баллон зачищают, покрывают грунтовкой и красят;
· опрессовка оборудования заключается в проведении испытаний на герметичность и прочность оборудования;
· конечным этапом становится проверка баллона, а именно постановка клейма и занесения сведений в паспорт;
· если производилось снятие баллона с транспортного средства, его устанавливают обратно.
Стоимость данных действий зависит от того, какие манипуляции будут проведены. В особенности, требуется ли снятие и установка оборудования, будут ли найдены дефекты и требуется ли их устранить и т.д.
Снятие системы с транспортного средства
Проверка и освидетельствование газобаллонного оборудования на транспортном средстве занимает срок до 2-х дней. Данный срок обусловлен тем, что требуется проведение технологических работ, а именно проведение испытаний на прочность и водонепроницаемость с дальнейшим принятием решения об эксплуатации.
После того, как баллон был снят, проверены все сроки годности, можно подготавливаться к процедуре аттестации.
Первое, с чего начинают – из баллона спускают газ и снимается запорная арматура. Для того, чтобы дальнейшие действия по проведению гидравлических испытаний были безопасны, при помощи специального аппарата проверяют, остался ли газ в баллоне или нет.
Аттестация оборудования
Основная задача аттестации заключается в проведении испытаний, направленных на соответствие оборудования всем нормам и стандартам.
Для начала тщательно осматривают наружную и внутреннюю поверхность оборудования. Все баллоны, на которых имеются дефекты, такие как сколы, коррозии и царапины, отсеиваются. Для последующей эксплуатации такие баллоны не пригодны.
Для того чтобы допустить оборудование до процесса опрессовки, оно должно соответствовать следующим значениям:
· все дефекты должны иметь глубину не более 10% от самой стенки;
· коррозия также должна быть не более 10% от всей поверхности;
· если баллон соответствует выдвигаемым требованиям, он разрешен для дальнейшей эксплуатации.
Осуществлять аттестацию баллона можно, как метанового, так и пропанового. В первом случае действия проводят 1 раз в 5 лет, во втором случае – 1 раз в 24 месяца. Если сосуд с метаном изготовлен из углеродистой стали, переаттестация проводится 1 раз в 36 месяцев.
Если на оборудовании имеется коррозия, которая не препятствует дальнейшей работе сосуда на транспортном средстве, перед проведением процедуры по опрессовке, требуется предварительно подготовить баллон.
Для начала проводится зачистка и покрытие грунтовкой сосуда. После этого можно приступать к нанесению краски и технической надписи.
Опрессовка ГБО
Опрессовка предназначена для выявления водонепроницаемости и прочности газобаллонного оборудования.
Если говорить о методах проведения данной процедуры, испытания проводят воздухом и водой.
Испытание водой заключается в том, что для начала из сосуда откачивается весь имеющийся воздух и его заполняют водой. Подают на сосуд давление. Таким образом, можно определить герметичность. В конце сосуд просушивают.
Испытание воздухом заключается в том, что сосуд погружают в воду и проверяют при помощи инертного газа или сжатым воздухом. В соответствие со стандартами, один газ может быть заменен на другой. Суть такая же, как и при испытании водой – проверить на герметичность.
Если процедура опрессовки ГБО прошла успешно, оборудование пригодно для установки на транспортное средство и дальнейшей эксплуатации. Следует поставить клеймо и внести данные в паспорт.
Проверка системы
Проверка метанового и пропанового оборудования является подтверждением того, что сосуд полностью соответствует всем требованиям по безопасной эксплуатации.
Как только были проведены испытания водой и воздухом, все данные вносятся в паспорт. В документе указано разрешение на допуск и дальнейшую эксплуатацию. При успешном прохождении всех процедур на корпусе чеканится надпись, в которой указываются: даты проведения испытания и следующей проверки, а также клеймо фирмы, проводившей тестирование.
Клиент получает:
· свидетельство о том, что ГБО прошло все испытания;
· в паспорте ставится отметка об очередном переосвидетельствовании.
В документах, которые прилагаются к газобаллонному оборудованию на транспортное средство, указывается, что сосуд был подвергнут не только наружному и внешнему осмотру, но и прошел все испытания. В результате всех проведенных действий выдается заключение о пригодности баллона для работы.
Данный результат, а именно свидетельство по форме Справка №207 должно всегда находиться в транспортном средстве. Его могут потребовать сотрудники ГИБДД, оно необходимо при прохождении технического обслуживания автомобиля и при выдаче диагностической карты. Также некоторые заправки требуют акт проверки оборудования.