Найти в Дзене
Солнечный маньяк

Убийственное соглашение: судьба тех, кто хотел мира с Израилем. Страх и безысходность в дипломатии "глобального юга".

Еврейское государство на Ближнем Востоке существует уже 70 с лишним лет. Оно практически такое же "старое", как Северная или Южная Корея, Сингапур, Камбоджа, ОАЭ, Кувейт, Йемен и другие. 20 век, как мы знаем, был богат на создание и на распад многих государств. Это нормально, когда распадаются империи, ведь так было с римской, с эллинистической, с австро-венгерской, с британской, российской и османской. Это нормально, когда наш мир существует от одной волны подъема правых сил до другой волны подъема левых сил, когда идеи объединения и коммунизма сменяются на национализм и самоидентичность. И это абсолютно нормально, когда на месте колоний, на месте стран в составе империи создаются новые и независимые государства, иногда даже с очень отличающейся идеологией. Все это нормально и уже никто ни с кем практически не спорит. Но только не тогда, когда речь идет об Израиле, споры о легитимности существования которого ведутся по сей день. Как происходило отрицание, торг и смирение арабских стран и что стало с теми, кто решился на мир с еврейским государством?

Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион зачитывает декларацию о независимости еврейского государства. 1948 г.
Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион зачитывает декларацию о независимости еврейского государства. 1948 г.

Израиль уникальная страна не только потому, что появилась, как и ряд других, после распада одной из империй, но в первую очередь потому, что только ей спустя много десятков лет все еще приходится доказывать свое право на существование. Пока граждане других государств, в том числе появившихся на карте мира в 20 веке или даже в начале нулевых, могут наслаждаться относительно мирной жизнью, заниматься промышленностью, развитием, улучшением инфраструктуры без оглядки на мировые события и намерения своих соседей, Израилю приходится делать все вышеперечисленное между одной войной и другой, между одним терактом и следующим. То, что происходило в России в 1990-х годах во время чеченской войны или то, что случилось в Нью Йорке в 2001, является единичным несчастным случаем и страницами трагического прошлого, тогда как для Израиля подобные зверства- это фактически ужасающая повседневность.

Теракт 7 октября 2023 года.
Теракт 7 октября 2023 года.

На самом деле, Израилю действительно просто географически не повезло. Потому что находится он не в кругу демократии и созидательных ценностей, которые он старается разделять, а тех, кто решает любые вопросы по принципу «зуб за зуб» и «брат за брата». Среди государств, которые изначально были сильнее всего оскорблены распадом их великой Османской империи по итогам Первой мировой войны. Страны, которые потом еще провели несколько десятков лет под реальной оккупацией «развитых» европейских стран, чувствуют себя оскорбленными, уязвленными и униженными. Традиционный уклад жизни, религиозные догмы, особенности менталитета- все это в совокупности делает арабский мир Ближнего Востока непримиримым врагом западной демократической цивилизации. Именно поэтому в 1947 году Лига Арабских стран не соглашается на создание двух государств ( страны палестинских арабов и палестинских евреев) и дает первую роковую ложную надежду палестинским арабам. Соседи Израиля выбрали убить Израиль в зародыше, а не создать мир для всех. Потому что для них не было проблемы в том, чтобы евреи или русские жили на этой земле. Они всего лишь хотели этой жизни ТОЛЬКО под управлением мусульман или даже норм шариата. И тут вдруг выдвигается предложение о том, чтобы терпеть эту «раковую опухоль", на которое ни одно гордое арабское государство пойти не смогло. совершив, с демократической точки зрения, роковую ошибку, арабские страны оставили палестинский народ в состоянии беженцев на долгие десятилетия.

Кадр Арабо-израильской войны 1948-1949 г.г.
Кадр Арабо-израильской войны 1948-1949 г.г.

Шли годы, десятилетия. И маленькая еврейская "опухоль" не только не исчезла, но и регулярно разбивала горделивых соседей в затеянных ими войнах, часто осаждая их пыл. Разумеется, это не могло не приводить к тому, что в дипломатии что-то должно было измениться. Ведь любой человек, которому сообщают о страшном диагнозе, не может всю жизнь отрицать его. Равно как и не может человек всю жизнь отрицать любое изменение, которое произошло в его жизни: рано или поздно приходит стадия смирения. А затем и вопрос, как жить дальше, как извлечь из этого выгоду и тд. Кто же согласился не рассказывать детям своей страны о страшном "апартеиде" Израиля, решился показать такую страну на своих картах и пошел на заключение союза с сионистской державой?

1) Иорданский король Абдалла. Убийство в Иерусалиме за стремление к миру.

Отношения с Иорданией могли быть успешными и дружественными еще фактически до официального провозглашения государства Израиль. Проблема была лишь в том, что этому не суждено было сбыться, и вместо 1940-х годов мир между Израилем и Иорданией был подписан лишь в 1994 году.

Король Иордании Абдалла I
Король Иордании Абдалла I

Изначально, незадолго до представления официального плана ООН 1947 года "О разделе Палестины" с королем Абдаллой обсуждали план, согласно которому он заберет всех арабов Палестины себе, равно как и все города Западного берега, а палестинские евреи образуют собственное государство. Король в принципе был согласен на это. В отличие от лидеров других арабских стран, он не испытывал врожденной ненависти к евреям или к сионистам. Кроме того, он в принципе лояльно относился к британской короне, которая сама, по сути, дала ему новосозданное государство- Трансиорданию, которое само появилось почти одновременно с Израилем. Но процесс переговоров был такими, что каждый раз что-то срывалось: то ему не очень понравилась Голда Мейр, потому что при всем уважении к ней, она была западной и ашкеназской, а кроме того женщиной. То он стал бояться, что за не вступление в войну против Израиля арабские «братья» заклюют его и отомстят. Однако переговоры всегда шли между странами, зачастую по тайным каналам. И вот в 1950-х настал момент Х, когда можно было согласиться друг с другом и зажить мирно. 20 июля 1951 года король Абдалла молился на Храмовой горе в Иерусалиме и готовился к очередной встрече с израильскими министрами. Но его убили прямо при выходе из мечети. Это был один из палестинских беженцев, который держал обиду на короля за желание подписать мир с евреями. Это событие стали роковым для всего Ближнего Востока: с тех пор на долгое время все страны забыли о мире с Израилем из-за страха за расправу и убийство.

Подписание иордано-израильского мирного соглашение. На фото: король Иордании Хусейн, президент США Билл Клинтон и премьер-министр Израиля Ицхак Раббин, 1994 год.
Подписание иордано-израильского мирного соглашение. На фото: король Иордании Хусейн, президент США Билл Клинтон и премьер-министр Израиля Ицхак Раббин, 1994 год.

2) Исторические соглашения с Египтом. Расправа за разворот на Запад.

Отношения Израиля с Египтом, в отличие от иорданских, не имели светлых надежд с начала существования еврейского государства. Социалистическая направленность государства, связи с советским союзом, который снабжал Египет оружием и разведданными, а также личные амбиции Насера не представляли удачной возможности для мира с "империалистическим" Израилем. Именно поэтому армия Египта становится прямым активным участником войны за независимость в 1948-1949, готовится к войне 1967 года, в которой катастрофически проигрывает Израилю и даже лишается огромной части своей территории- Синайского полуострова. В 1973 году, в священный для евреев праздник, Египет вместе с Сирией решает взять реванш и вероломно напдает на Израиль. Тем не менее, итоговый проигрыш в той войне заставляет нового лидера Египта, Анвара Садата, крепко задуматься. Сам Садат изначально был социалистом и прошел школу жизни вместе с Насером. Но несмотря на общий бэкграунд, он разочаровался в Советском Союзе. После нескольких военных неудач, после разгромного проигрыша армии Израиля Садат стал считать, что Советский Союз командует Египтом, при этом поставляя не самое современное и старое оружие, в котором не нуждается сама социалистическая страна. Он стал считать, что именно союз с Америкой сможет дать Египту славу и почет, сделать страну богатой и успешной. Так состоялась встреча Садата с американским госсекретарем Генри Киссинджером, и эта встреча была историческим разворотом Египта с Востока на Запад.

Встреча американского госсекретаря Генри Киссинджера и египетского президента Анвара Садата
Встреча американского госсекретаря Генри Киссинджера и египетского президента Анвара Садата

После этого лидер страны стал задумываться и о подписании мирного соглашения с Израилем. На решение Садата влияние оказали далеко не только США, которые пообещали большую помощь за мир с Израилем, но и глава Румынии Николай Чаушеску, к которому Садат из всего социалистического мира относился с наибольшей теплотой. Именно румынский лидер ответил на вопрос египетского президента о том, каким человеком является израильский премьер Менахем Бегин, что с ним можно иметь дело. Неожиданно для всех в 1977 году Садат изъявил желание посетить Иерусалим, став первым арабским лидером, посетившим Израиль с официальным визитом. В 1978 году Менахем Бегин и Анвар Садат встретились в американской резиденции в Кэмп-Дэвиде, в котором составили два мирных договора, а окончательный мирный договор между Египтом и Израилем был подписан в Вашингтоне в марте 1979 года в присутствии Джимми Картера в качестве свидетеля.

Подписание мирного договора между Израилем и Египтом, 1979 год. На фото: египетский президент Анвар Садат, президент США Джимми Картер и премьер-министр Израиля Менахем Бегин
Подписание мирного договора между Израилем и Египтом, 1979 год. На фото: египетский президент Анвар Садат, президент США Джимми Картер и премьер-министр Израиля Менахем Бегин

Это было историческое событие, которое изменило Ближний Восток. Египет не только повернулся в сторону Америки, но и стал бороться с радикальными исламскими течениями в своей стране ("Братья мусульмане", "Египетский исламский джихад"). Осенью 1981 года во время принятия парада на Садата было совершено покушение, из-за которого он скончался. Убийцей был член "Исламского джихада" в Египте, который сделал это в отместку за подписание мирного договора с Израилем. К счастью, следующий глава страны разделял взгляды Садата и продолжил его политику, решив расправляться с радикальным исламом, а не отменять мир с Израилем и США.

Убийство президента Анвара Садата исламистскими боевиками во время военного парада
Убийство президента Анвара Садата исламистскими боевиками во время военного парада

3) Бесперспективность войны на севере: как в Ливане окончательно победил терроризм.

Несмотря на то, что северные соседи Израиля остались единственными, с кем Израиль не подписал соглашения о мире и признании, Ливан не всегда ассоциировался лишь с шиитской террористической группировкой "Хезболла", оккупировавшей весь юг Ливана. Само устройство Ливана имеет такую же сложную конструкцию, как Босния и Герцеговина: значительную часть населения занимают христиане, равно как и мусульмане-сунниты, а также друзы. В 1950-х годах Ливан принял к себе огромное количество палестинских беженцев, которые изменили обстановку в стране, устраивали беспорядки и мешали правительству. Такая ситуация не могу понравиться ливанскому правительству, и поэтому многие христианские лидеры, в частности, заявляли о том, что лучше объединиться с Израилем в борьбе с терроризмом, чем самим стать заложниками террора.

Лагерь палестинских беженцев в Ливане. Наши дни.
Лагерь палестинских беженцев в Ливане. Наши дни.

Таким человеком был Башир Пьер Жмайель, избранный лидер право-христианского сектора Ливана. В одном из своих интервью он сказал, что не имеет ничего против того, чтобы подписать соглашения с Израилем. Благодаря нему и посредничеству США удалось провести несколько раундов переговоров с Израилем в Кирьят-Шмоне, Нетании и других городах.

Башир Пьер Жмайель
Башир Пьер Жмайель

В 1982 году для обеспечения безопасности Израиль проводит операцию на юге Ливана с целью выдворения оттуда палестинских беженцев из организации ООП ( "Организации освобождения Палестины"), которые до этого регулярно устраивали теракты и обстрелы территории еврейского государства. Однако в сентябре 1982 года в Ливане произошел взрыв в одной из штаб-квартир, в котором погиб и Жмайель. Террористом оказался молодой человек, завербованный сирийскими спецслужбами. Во многом убийство единственного настроенного на мир ливанского лидера обосновывается и его непримиримой позицией как к мусульманам, так и к палестинским беженцам, а также его желанием иметь мирную границу с Ливаном. В 1983 году после первой ливано-израильской операции подписываются мирные соглашения, которые расторгаются уже в 1984: сирийские силы оказывали огромное давление на ливанский парламент, в связи с чем не получилось одобрить договор. После этого в Ливане разгорается большая межконфессиональная война. Несмотря на то, что Израилю удалось уберечь свой север от террористов палестинского или сирийского происхождения, вакуум быстро заполнился проиранскими шиитскими силами по имени "Хезболла", которая изначально позиционировала себя как одна из политических партий. На сегодняшний день "Хезболла" является не только фактически самостоятельной армией, располагающей в своем арсенале около миллиона ракет разной дальности, но и крупнейшей проиранской силой, с которой невозможно договориться.

Шиитская террористическая организация "Хезбола", то есть "партия Аллаха"
Шиитская террористическая организация "Хезбола", то есть "партия Аллаха"

Время лечит?

Чем больше проходит времени, чем дольше "стоит" Израиль, тем больше лидеров арабского мира все же соглашаются и принимают эту страну. Так, фактически все страны Персидского залива (ОАЭ, Бахрейн, Кувейт) заключили с Израилем дипломатические отношения и зачастую выступают в роли посредников при переговорах для урегулирования конфликта с теми, кто не нашел в себе мужества и сил переступить через принципы мести, двигаясь в сторону мира и демократии. Парадоксально, но страны Ближнего Востока, никогда не воевавшие с Израилем или смирившиеся с его существованием отличаются определенным уровнем благосостояния и довольно высоким уровнем жизни.

Подписание израильско-эмиратского мирного договора при посредничестве президента США Дональда Трампа.
Подписание израильско-эмиратского мирного договора при посредничестве президента США Дональда Трампа.

В то же время те страны, которые после иранской исламской революции вступили на путь войны с империализмом и западными ценностями, все чаще пропадают в пучине бедности и раздробленности. Вопрос лишь в том, когда дипломатия "глобального юга" смирится с тем, с чем нужно было смириться несколько десятков лет назад, и перестанет отрицать то, что успешно существует уже очень долгое время. Чем больше стран Ближнего Востока начнет понимать, что мир и процветание граждан важнее, чем гордыня и мнимое признание арабских "друзей", чем больше стран Ближнего Востока потратит время на развитие своей страны, а не воинственной идеологии и чем больше таких стран станет показывать детям актуальную карту мира, а не снабжать его оружием с ранних лет, тем вероятнее мы приблизимся к миру и спокойствию в самом неспокойном месте на земле.