Несмотря на то, что и Россия, и Беларусь оказались в одинаковой ситуации и пытаются развивать национальные экономики в условиях санкционных ограничений, в наших двух странах наблюдаются разные процессы. Если Россия пытается ограничивать рост инфляции рыночными методами и старается сбалансировать спрос с производством за счет ужесточения денежно-кредитной политики, то в Беларуси правительство основную ставку сделало на ценовое регулирование, а Нацбанк поддерживает мягкие монетарные условия, стимулирующие кредитную активность банков.
ДВЕ СТРАНЫ – ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА
7 июня 2024 г. Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на прежнем уровне 16% годовых, хотя половина аналитиков ожидала ее повышения до 17% годовых из-за сохраняющегося инфляционного давления.
Как отмечается в официальном пресс-релизе Центробанка РФ, текущие темпы прироста цен в России перестали снижаться и остаются вблизи значений I квартала 2024 г. Увеличение внутреннего спроса продолжает значительно опережать возможности расширения предложения товаров и услуг. В апреле 2024 г. текущий рост цен с поправкой на сезонность составил 5,8% в пересчете на год после 5,7% в среднем за I квартал 2024 г. Показатель базовой инфляции с поправкой на сезонность в апреле прибавил до 8,3% в пересчете на год после 7,1% в среднем за I квартал 2024 г.
Вместе с тем Банк России указывает, что вклад в рост цен в апреле-мае текущего года вносили и разовые факторы, связанные с индексацией тарифов на услуги связи и повышением цен на автомобили российского производства. Тем не менее годовая инфляция, по оценке на 3 июня 2024 г., выросла до 8,1% после 7,8% по итогам апреля. Увеличиваются инфляционные ожидания населения и участников финансового рынка. Лишь ценовые ожидания предприятий не изменились. В связи с этим усиливается инерция инфляции, что также замедляет влияние мер, принимаемых регулятором.
Инфляция в РФ все еще не побеждена. Поэтому Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании и предупреждает, что для возвращения инфляции к целевым значениям (4%) потребуется существенно более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий, чем прогнозировалось в апреле. То есть сохранение текущего значения ключевой ставки является скорее временной передышкой, чем сигналом к возможной смене денежно-кредитной политики в РФ.
На фоне России ситуация в Беларуси, на первый взгляд, кажется стабильной. В апреле 2024 г. годовой прирост потребительских цен сохранился на уровне 5,6%, при этом базовый индекс потребительских цен к соответствующему месяцу 2023 г. сложился еще ниже – 4,1%. Значения инфляции могли быть меньше, если бы не опережающий рост административно-регулируемых цен и тарифов, которые за последние 12 месяцев прибавили 8%. Декомпозиция прироста потребительских цен показывает, что 2,7% роста приходится на продовольственные товары, 1,2% – на непродовольственные товары, 1,7% – на административно-регулируемые цены и тарифы.
Таким образом, в РБ получилось максимально «ужать» компонент потребительских товаров, который до введения ценового регулирования был главным виновником высоких темпов роста цен. Благоприятный инфляционный фон позволяет Нацбанку сохранять мягкие стимулирующие условия, что способствует снижению стоимости кредитования и повышению его доступности.
ТРЕВОЖНОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ
Казалось бы, причин для беспокойства нет, и в Беларуси впервые за много лет наступил благоприятный период низких ставок и инфляции, способствующих росту производства и потребления.
Однако не все макроэкономические аспекты демонстрируют успокаивающие значения. Прежде всего, отметим ухудшение финансового состояния организаций как в целом в стране, так и по отдельным отраслям.
По данным Белстата, в I квартале 2024 г. предприятия увеличили объем выручки на 12,9%, однако прибыль от реализации продукции сократилась на 10,3%, а рентабельность реализованной продукции – с 9,7% до 7,5%. Еще хуже ситуация выглядит в отдельных отраслях: в промышленности прибыль от реализации сократилась на 11,8%, розничной и оптовой торговле – на 39,3%, в сельском хозяйстве – на 39,7%.
По сути белорусские компании не могут в полной мере перенести в цены возросшую стоимость материалов и затрат, связанных с производством продукции, а их стоимость значительно прибавила по многим статьям. Например, затраты на оплату труда выросли на 18,1%, сырье, материалы, покупные комплектующие изделия – на 20,2%, в т.ч. импортные – 32,4%. Лишь стоимость топлива и энергии показала незначительный рост за последние 12 месяцев – на 2,1%. И это притом, что благодаря снижению стоимости кредитов предприятия получили доступ к более дешевому финансированию.
Однако это несущественно повлияло на их финансовую устойчивость: количество убыточных организаций не сократилось – отрицательный финансовый результат по-прежнему демонстрируют 16,4% предприятий, охваченных статистикой, а сумма их среднего убытка добавила с 1085,2 тыс. руб. до 1600,8 тыс. руб. (+47,5%).
Текущая монетарная политика делает предприятия зависимыми от благоприятных монетарных условий, что в будущем может усилить шок, если Нацбанк в целях сохранения финансовой стабильности вынужден будет повысить ставки.
КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ
Широкая денежная масса (ШДМ) за I квартал 2024 г. увеличилась на 3,9% в номинальном выражении (среднее за I квартал 2024 г. к среднему за IV квартал 2023 г.) или на 2,3% в реальном (с устранением сезонности). Рост ШДМ продолжил обеспечиваться рублевой составляющей, которая приросла на 6,4% и 4,8% соответственно.
Значения, на первый взгляд, небольшие, но не стоит забывать, что за прошлый год ШДМ выросла на 23,5% и даже нынешние небольшие цифры показывают, что она продолжает увеличиваться. Динамика ШДМ продолжает заметно опережать рост ВВП, и данное опережение фиксируется уже шестой квартал подряд (с IV квартала 2021 г.). Без перехода денежно-кредитных условий хотя бы к нейтральному состоянию динамика денежной массы может оставаться завышенной относительно роста ВВП, что будет поддерживать избыточный спрос в экономике и усиливать проинфляционное давление.
Еще в начале года Нацбанк обратил внимание на риски нарастания макроэкономических дисбалансов, хотя и отрицает их образование в текущей ситуации. Однако регулятор принял несколько решений, направленных на ограничение рисков. Так, в I квартале 2024 г. Нацбанк увеличил резервные требования по обязательствам банков в иностранной валюте и вернул допуск банков к постоянно доступным операциям регулирования ликвидности.
Эти меры способствовали ограничению избыточной ликвидности банков и устранили стимулы к размещению свободных ресурсов на межбанковском рынке (далее – МБК) по ставкам меньше нижнего порога процентного коридора Нацбанка (ставка по депозитам овернайт – 4% в I квартале 2024 г). В результате ставка МБК поднялась с 2,4% в IV квартале 2023 г. до 4,8% в I квартале 2024 г. Вместе с тем, т.к. профицит ликвидности в банковской системе сохранялся, а Нацбанк не проводил аукционных операций по ее изъятию и не повышал ставку рефинансирования, ставка МБК оставалась ниже своего нейтрального уровня.
Как итог, денежно-кредитная политика в I квартале 2024 г. оставалась стимулирующей для экономической активности, но размер стимула сократился. Оценки экспертов показывают, что даже при действующем ценовом контроле ставка МБК должна быть в диапазоне 7–8% для ограничения рисков макроэкономической стабильности.
Еще одним показателем возвращения Нацбанка к осторожному ограничению монетарных стимулов стало повышение ставки РВСР. В апреле 2024 г. регулятор после трехмесячного перерыва повысил значения РВСР для новых кредитов юрлиц на 0,37 п.п., до 11,98%, и на 0,59 п.п. для физлиц. Последний раз значения РВСР повышались в январе 2024 г. (на 0,27 п.п. и 1,19 п.п. соответственно), затем регулятор взял трехмесячный перерыв. В мае значения РВСР также были оставлены без изменений.
Данные решения лучше всего демонстрируют осторожную политику Нацбанка по монетарному регулированию в условиях его подчиненности правительству и ограниченности возможных решений для обеспечения поступательного роста экономики.
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО. ИЛИ НЕТ?
Такое положение дел приведет к тому, что Нацбанк может запаздывать с реакцией на инфляционные риски, а монетарное регулирование будет рассматриваться менее приемлемым методом сдерживания роста цен по сравнению с ценовым регулированием, которое приобретает опасную репутацию «эффективного» инструмента.
Тем не менее в условиях нарастания перегрева белорусской экономики и рисков ценовой стабильности Нацбанк будет задействовать другие инструменты воздействия на инфляционные процессы. Вероятным видится применение пруденциальных мер – повышение РВСР, применение иных ограничителей кредитной нагрузки, а также медленное, при отсутствии сильных шоков, поднятие ставки по депозитам овернайт.
Следствием станет повышение ставки межбанковского рынка, рост доходности банковских вкладов в белорусских рублях и дальнейшее удорожание рублевого рыночного кредитования, которое будет компенсироваться расширением директивного кредитования. Средняя ставка по рыночным рублевым кредитам прогнозируется на уровне 10,7% в 2024 г. Стимулирующее влияние процентных ставок на экономическую активность сузится в 2024 г., а к концу года возможно их приближение к нейтральным значениям.
Следует подчеркнуть, что о переходе монетарной политики к умеренной жесткости после ее экстремальной мягкости в 2022–2023 гг. пока речи не идет, а именно это было бы «здоровой» реакцией на аккумулирование инфляционного навеса и перегрев потребительского спроса. Остается рассчитывать на то, что внешние угрозы финансовой стабильности не потребуют от Нацбанка более оперативных мер, т.к. в текущей ситуации любые шоки для белорусской экономики весьма болезненны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Нацбанк предупреждает о рисках накопления макроэкономических дисбалансов
На фоне «перегрева» экономики Нацбанк начал модификацию денежно-кредитной политики