К концу XIX века Москва стала крупнейшим транспортным узлом, в который со всей России стекались товары и сырье. Перемещение грузов между вокзалами и складами по оживленным улицам на большие расстояния вызывало множество затруднений. Вопрос о развязке Московского узла строительством Окружной железной дороги приобрел не только городское, но и государственное значение.
Московская Окружная железная дорога была сооружена под руководством инженера Петра Ивановича Рашевского (1849—1917?) после нескольких этапов изысканий и целого ряда организационных мероприятий. Движение по ней было открыто в 1908 году.
МОЖД представляла собой двухпутное кольцо длиной 50,64 версты (54,02 км) с однопутными ветвями к магистральным линиям Московского ж/д узла. На своем протяжении МОЖД имела мосты и путепроводы, станции, телеграфные пункты, жилые и служебные постройки, мастерские и т.д. Это был сложный инженерный объект с многообразной инфраструктурой и уникальный архитектурный ансамбль! Разработкой типовых проектов зданий для МОЖД занимались архитекторы Александр Никанорович Померанцев (1849—1918), Николай Владимирович Марковников (1869—1942), Иван Михайлович Рыбин (1873—1918?). Они создали, как мы сейчас сказали бы, оригинальный дизайн-код МОЖД, и который, как мы увидим далее, пытаются использовать до сих пор.
МОЖД прошла за пределами города, став его новой границей. На востоке, где смыкаются современные районы Преображенское, Измайлово и Соколиная Гора, пролег перегон от Черкизова до Лефортова. Рассмотрим этот участок.
За станцией "Черкизово"*, предназначенной для пассажирского движения и местных товарных операций, МОЖД пролегла под путепроводом Стромынского (ныне — Щелковское) шоссе. Стромынский путепровод, то есть мост для пропуска над ж/д путями автомобильного и гужевого транспорта, был устроен по типовому проекту: он имел три пролета, опирался на каменные устои по бокам и на две металлических опоры в центре, состоял из ферм со сплошной стенкой, был снабжен тротуарами для пешеходов. Дорожное покрытие было досчатым. Во избежание пугания лошадей путепровод был огражден металлическими заборами высотой 2 метра.
Южнее путепровода, на восточном откосе ж/д путей был построен сторожевой дом с деревянными сенями и ледником. При сторожевом доме имелся небольшой хозяйственный двор. На западном откосе находилась двухэтажная будка центрального управления стрелками и сигналами.
Стромынский (Щелковский) путепровод был перестроен, вероятно, в послевоенные годы с заменой конструкций на железобетонные. Сторожевой дом и будка также до наших дней не дошли.
Далее МОЖД пересекла мостом речку Серебрянку, из которой станция "Черкизово" снабжалась водой. В те годы Серебрянка свободно вытекала из Серебряно-Виноградного пруда и стремилась на встречу с речкой Сосенкой, чтобы объединиться и стать Хапиловкой.
Ж/д мост над нашей Серебрянкой удостоился отдельного листа в Альбоме исполнительных типовых чертежей (далее — Альбом), выпущенном Управлением по сооружению МОЖД. Это была изящная трехпролетная конструкция общей длиной 23,51 саженей (50,16 м). Мост опирался на два боковых устоя и два каменных быка в центре. Высота ж/д полотна от уровня водной глади была около 15 метров. Боковые пролеты были перекрыты сплошными металлическими фермами, а центральный пролет — арочными фермами с раскосами. Мост имел ажурное ограждение.
Судьба этого уникального моста также печальна, как и у многих других сооружений МОЖД. В 1960-е годы его металлические конструкции были заменены на ничем непримечательные новые. Но царские быки стояли до середины 2010-х годов! Они были необоснованно уничтожены строительством МЦК, ведь ширина проезда позволяла сохранить их.
Южнее Серебрянки по ходу МОЖД с запада от путей в Альбоме обозначен сторожевой дом, но его следов по известным материалам обнаружить пока не удалось.
Далее следовал мост** над Николаевской (ныне — Ткацкой) улицей. Он был однопролетным, длиной 5 саженей (10,67 м), также металлическим на каменных устоях. И также, как мост над Серебрянкой, он не сохранился. Последнее, что от него оставалось, — это устои, но и они были снесены при строительстве нового путепровода МЦК.
Затем МОЖД перекинулась мостом над Михайловской (ныне — Щербаковская) улицей. Он был таким же, как и мост над Николаевской, но просуществовал и того меньше: значение Щербаковской улицы возрастало, в 1925 году по ней пошел трамвай, а после войны она стала мыслиться главной улицей Сталинского района. Узкое "горлышко" на выезде в Измайлово не уже отвечало этому положению. Мост был снесен, и на его месте возведен новый путепровод.
У моста через Щербаковскую улицу был построен так называемый двойной сторожевой дом. Его проект также известен из Альбома. В нем было два помещения для сторожей, кухня и сени. Этот домик сохранялся вплоть до 1970-х годов.
На вылете Измайловского шоссе был запроектирован остановочный пункт "Измайлово", строительство которого было намечено во вторую очередь. Однако эти планы реализованы не были.
Следующий ж/д мост был устроен на вылете Кирпичной улицы в сторону 2-го переулка Измайловского зверинца. Этот мост был таким же, как и два предыдущих. Его металлические конструкции были тоже заменены в советское время, а при строительстве МЦК он полностью исчез. Выезда в Измайлово здесь теперь не предусмотрено.
Далее между Кирпичной и Вольной улицами находился сторожевой дом. Он был снесен, вероятно, в 1960-1970-е годы при строительстве на этом месте жилых домов.
На вылете нынешней 8-й улицы Соколиной Горы устроен путепровод в сторону Измайловского зверинца. Он был сконструирован по типовому решению, таким же, как и Стромынский путепровод, но имел длину 11,69 саженей (24,94 м). Рядом был возведен сторожевой дом. Все это не сохранилось.
В районе нынешней 5-й улицы Соколиной Горы на западном откосе ж/д путей находилась будка центрального управления стрелками и сигналами. В 2013 году на ее месте появился новодел, притворившийся историческим зданием МОЖД.
Далее следовал комплекс построек станции "Лефортово". Примерно на месте дома №40А по улице Уткина находился сторожевой дом. Он, судя по окружающей застройке, был утрачен в 1960-е годы.
Далее следовал двухэтажный жилой дом типа №5 по Альбому. На первом этаже располагались помещения для дворника, сторожа, младшего телеграфиста, сигналиста, жандарма, сцепщика, а также квартира старшего телеграфиста. На втором этаже размещались квартиры начальника станции и двух его помощников. Здание отапливалось голландскими печами и было оборудовано теплыми ватерклозетами.
К счастью, этот дом дошел до наших дней! Сейчас его адрес — улица Уткина, 40. Он является уникальным и единственным объектом МОЖД своего типа в наших местах! Участок жилого дома был окружен низким забором, на нем также находились хозяйственные постройки, пожарный сарай и здание водоснабжения с колодцем. При доме был сад.
Далее шло здание станции "Лефортово". Оно также сохранилось. Здание пострено по одному из типовых проектов МОЖД. По этому же проекту построены станции "Ростокино" и "Угрешская". В здании располагались пассажирский зал, телеграф, контора начальника станции и туалеты. При станции также были построены типовые наружные отхожие места и погреб для керосина.
Далее, ближе к Владимирскому (ныне — Энтузиастов) шосее находилась будка центрального управления стрелками и сигналами.
Владимирское шоссе было перекинуто ж/д мостом длиной 7,19 саженей (15,34 м). Конечно, этого пролета стало очень скоро не хватать для шоссе городского значения. В советское время здесь появился новый, более широкий путепровод.
До недавнего времени у шоссе Энтузиастов на западном откосе ж/д путей сохранялось еще одно историческое здание МОЖД. И, хотя оно к нашим двум районам не относится, тем не менее вспомним и его. Здание казарм с небольшим участком и хозпостройками предназначалось для дорожных рабочих. Оно было уничтожено между 2011 и 2015 годами при строительстве СВХ.
Итак, мы установили 19 разнообразных объектов МОЖД, которые находились в пределах Щелковского шоссе и шоссе Энтузиастов. Подавляющее большинство из них утрачено.
Если бы эти постройки и сооружения сохранились до наших дней, получился бы прекрасный экскурсионный маршрут для преображенцев, измайловцев и соколинцев. Но нам остается довольствоваться лишь редкими фотографиями этих уникальных образцов промышленной архитектуры и инженерного искусства начала ХХ века.
Примечания:
*В этой статье сооружения станции "Черкизово" не рассматриваются.
**Названия и типы сооружений и построек МОЖД приняты по Альбому исполнительных типовых чертежей 1903-1908 гг. Том I.