Найти тему

Дипломная работа: "Прокурорский надзор за исполнением законов в практике прокуратуры Волгоградской области".

"Магистр 34". Помощь студентам.
"Магистр 34". Помощь студентам.

Поможем написать на заказ курсовую, дипломную работу по прокурорскому надзору на тему "Прокурорский надзор за исполнением законов" в короткие сроки. Консультационная компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В РФ 6

1.1 Сущность, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов 6

1.2 Основные цели, задачи и принципы организации прокурорского надзора за исполнением законов 16

1.3 Правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов и акты прокурорского реагирования 25

1.4 Основные теоретические проблемы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и пути их разрешения 33

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОКУРАТУРЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 39

2.1 Состояние и основные направления прокурорского надзора за исполнением законов в практике прокуратуры Волгоградской области 39

2.2 Организация работы по надзору за исполнением законов в прокуратуре Волгоградской области 51

2.3 Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности прокуратуры Волгоградской области и пути повышения его эффективности 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства ‑ постепенно выходит на первый план среди основных задач прокурорского надзора. Вместе с тем, в современной науке многие нюансы, связанные с теоретическим и практическим осмыслением роли прокурора в РФ до сих пор размыты, термины подвергаются необоснованной критике, функционал в доктрине понимается по-разному и т.д.

Особенно явно подобная позиция прослеживается при определении различных нюансов, связанных с определением роли прокурора в связи с осуществлением им надзора за соблюдением законов. В связи с чем возникла необходимость в устранении обозначенных проблем путем проведения дополнительного исследования терминологического аппарата и правового положения прокурорских работников в отечественном уголовном процессе при надзоре за соблюдением требований норм отечественного законодательства.

Актуальность работы обусловлена в первую очередь важностью и кругом решаемых задач Прокуратурой РФ.

Цель настоящей работы ‑ рассмотрение теоретических и практических аспектов профессиональной деятельности прокурора, определение основных понятий, функций при реализации одного из приоритетных направлений деятельности прокурорского надзора ‑ надзора за исполнением законов.

В качестве объекта следует указать правоотношения прокурора и соответственных должностных лиц, руководства предприятий, возникающие в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства РФ. Предметом выступают проблемы в области обеспечения эффективности реализации полномочий прокуроров в рамках осуществления надзора за исполнением требования законодательства РФ.

Достижение поставленной цели в работе планируется посредством решения следующих задач:

1. Определить сущность, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов;

2. Выделить ключевые цели, задачи и принципы организации прокурорского надзора за исполнением законов;

3. Определить правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов и акты прокурорского реагирования;

4. Выявить основные теоретические проблемы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и сформулировать предложения по их устранению;

5. Проанализировать текущее состояние и основные направления прокурорского надзора за исполнением законов в практике прокуратуры Волгоградской области;

6. Рассмотреть организацию работы по надзору за исполнением законов в прокуратуре Волгоградской области;

7. Выявить основные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности прокуратуры Волгоградской области и пути повышения его эффективности;

8. Сформулировать выводы по изученной теме.

Необходимо отметить, что вопросами, связанными с определением значения прокурорского надзора за исполнением требований отечественного законодательства в отечественной науке занимались такие исследователи, как Н.Н. Апостолова, Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, Ф.Н. Багаутдинов, Б.Т. Безлепкин, С.Д. Белов, В.П. Беляев, Г.С. Беляева, Н.Ф. Бережкова, А.И. Британов, О.Л. Васильев, А.Ю. Винокуров, С.И. Винокуров, Т.Н. Воробьев, А.П. Гуляев, Н.А. Громов, В.Г. Даев, Р.С. Дмитриев, С.П. Желтобрюхов, Ю.А. Зюбанов, К.А. Короленко, Л.Н. Куровская, Л.А.Лазутин, М.М. Магомедрасулов, О.М. Олейник, Д.В. Осинцев, Д.Е. Патлаев, В.И. Рохлин, А.П. Рыжаков, А.Ф. Смирнов, А.Ю. Ульянов, С.В. Филипенко, Ю.М. Юбко и ряд других ученых. Труды данных авторов, наряду с действующим законодательством РФ и правоприменительной практикой составили методологическую базу исследования.

Структура работы сложная. Включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.

В качестве методов исследования в работе были использованы: сравнительно-правовой, метод системного анализа, индукции, дедукции и некоторые другие.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при подготовке законопроектов о внесении изменений в действующее законодательство РФ, а также использовать в качестве лекционного материала либо докладов на научно-практических конференциях по прокурорскому надзору и уголовно-процессуальному праву.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В РФ

1.1 Сущность, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов

В Российской Федерации, под прокурором понимают "должностное лицо, которое уполномочено в рамках компетенции, предусмотренной статьями Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее в работе ‑ УПК РФ) и специализированного федерального законодательства осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия"[1].

В нормах ст. 5 УПК РФ прокурорами как должностными лицами считаются: Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее ‑ Закон о Прокуратуре)[2].

Таким образом, из этого можно сделать вывод, что все полномочия прокуроров должны вытекать из специального федерального законодательства, регулирующего данные правоотношения, а именно из Закона о Прокуратуре. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 1 и ст. 7 УПК РФ должностные полномочия прокуроров нельзя трактовать в сторону их расширения. Однако в Законе о прокуратуре перечень полномочий более широк и детален.

Основные направления любой деятельности, в том числе и уголовно-процессуальной определяются их функциями.

По словам Короленко К.А. главными задачами правоохранительной функции прокурора являются "предотвратить нарушение прав участников уголовного процесса, восстановить нарушенные права, возместить причиненный нарушением закона вред, привлечь лиц, виновных в нарушении прав субъектов уголовно-процессуальных правоотношений, к соответствующей ответственности"[3].

В целом, в науке, выделяют круг основных функций прокурора, к которым относят, в основном следующие[4].

1. Надзорная функция.

Данная функция выражается в обеспечении "верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации". Для чего, в соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен государством "надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия".[5]

Суть надзорной функции в выявлении прокурором "совершенные или готовящиеся нарушения законов в уголовном процессе, задача – эффективно использовать предоставленные полномочия, а также научные методы и способы для их выявления".

2. Борьба с преступностью.

Данная функция выражается том, что прокурор "в каждом случае обнаружения признаков преступления, также, как следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления" (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

3. Уголовное преследование.

Данная функция выражается том, что прокурор "в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ" (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОКУРАТУРЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Состояние и основные направления прокурорского надзора за исполнением законов в практике прокуратуры Волгоградской области

Прокуратура Волгоградской области осуществляет прокурорский надзор за исполнением законов по различным направлениям.

Анализ работы прокуратуры Волгоградской области показал, что в период с 2016-2018 гг. он осуществлялся как в "традиционных" направлениях, например, в сфере соблюдения федерального законодательства в сфере экономики, образования, строительства, так и в "новых" направлениях, например, в сфере реализации приоритетных национальных проектов, предотвращения легализации денег, добытых преступным путем.

Организация надзора за соблюдением законодательства РФ в прокуратуре Волгоградской области строится исходя из требований приказов Генеральной прокуратуры РФ, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры области и направляется на обеспечение единства и укрепления законности на территории области, защиту прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Проанализируем состояние работы по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законов в период с 2016 по 2018 годы[1].

По итогам 2016-2018 гг. главным основным направлением прокурорского надзора Прокуратуры Волгоградской области выступало обеспечение конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве.

В 2016 году на областном уровне существенных положительных сдвигов удалось добиться в борьбе с коррупцией, противодействии проявлениям экстремизма и терроризма[2].

Систематическим проверкам подвергались финансово-бюджетная и налоговая сферы, жилищно-коммунальный комплекс.

В неразрывной связи с экономическими процессами и учетом результатов работы уполномоченных органов осуществлялось обеспечение прав представителей бизнеса.

Акцент в работе органов прокуратуры области сделан на надзоре за соблюдением трудового и социального законодательства, в том числе:

- в вопросах оплаты труда работников;

- охраны прав инвалидов, престарелых граждан;

- предотвращение несоблюдения законодательства в сфере выплат пенсий и пособий.

По итогам 2016 года в Волгоградской области посредством осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов в сфере труда и занятости перед работниками предприятий погашена задолженность на сумму более 154 млн рублей. К административной ответственности в связи с нарушениями сроков оплаты труда привлечено 13 работодателей, в отношении других работодателей, допускающих различные незаконные схемы ухода от социальных выплат и уплаты налогов было возбуждено 20 уголовных дел[3].

Заказать курсовую, дипломную работу по прокурорскому надзору. "Магистр 34".

Наряду с этим, работниками Прокуратуры Волгоградской области активизирован прокурорский надзор в сфере соблюдения требований норм жилищного законодательства в регионе. Так, по результатам осуществления прокурорского надзора в 2016 году в данной сфере были установлены:

- массовые факты нарушения законности в форме волокиты при рассмотрении вопросов расселения аварийного жилья;

- массовые факты вынесения межведомственными комиссиями нелегитимных заключений о состоянии многоквартирных домов в отсутствие представителей контролирующих органов;

- массовые факты необоснованных отказов должностных лиц органов местного самоуправления в рассмотрении заключений инспекции государственного жилищного надзора области о техническом состоянии жилых домов.

Необходимо отметить, что благодаря детальной проверке соблюдения требований жилищного законодательства застройщиками Волгоградской области в 2016 году, количество объектов незавершенного строительства или иных проблемных объектов долевого строительства выросло практически вдвое, с 10 до 18 объектов. За каждым из данных "проблемных" объектов в областной прокуратуре был установлен персональный надзор[4].

2.2 Организация работы по надзору за исполнением законов в прокуратуре Волгоградской области

Организацию работы по надзору за исполнением законов в прокуратуре Волгоградской области возглавляет прокурор Волгоградской области М.О. Ершов, государственный советник юстиции второго класса[1].

Решение прокурора, закрепляющее его реакцию на выявленные нарушения законов, оформляется путем принятия специального документа или акта прокурорского реагирования.

В случае внесения актов прокурорского реагирования в ходе проведения проверочных действий по поступившей информации о нарушении закона круг субъектов, с которыми возникают правоотношения, законом не ограничен, поскольку прокурор при исполнении возложенных на него обязанностей уполномочен на истребование любой интересующей его информации, касающейся проводимой им проверки. В данном случае прокурор реализует предусмотренное законом право требовать предоставления информации, а субъект, к которому направлено данное требование, обязан его исполнить в установленный срок.

В качестве актов прокурорского реагирования традиционно выделяют:

- протест;

- представление об устранении нарушений закона;

- постановление о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении;

- предостережение о недопустимости нарушений закона.[2]

Помимо этого, прокурор также имеет право обратится в суд с иском.

Требование прокурора или его заместителя о незамедлительном выполнении производства проверок и ревизий, закрепленное в Законе о прокуратуре, имеет важное значение для обеспечения квалифицированного и оперативного решения вопросов о состоянии законности в подзаконных прокуратуре органах. В большинстве случаев только итоговые материалы проверок и ревизий могут позволить сделать вывод о наличии или отсутствии фактов правонарушений или преступлений.

В соответствии со ст. 24 Закона о Прокуратуре представление прокурора представляет собой "акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий"[3].

В практике волгоградской прокуратуры представление подготавливается после проведенной проверки и вносится заместителем прокурора или прокурором непосредственно в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

При подписании представлений особое внимание заместителями прокурора Волгоградской области уделяется тому, чтобы подготовленные работниками прокуратуры рекомендации прокурора по устранению нарушений закона имели правовую направленность, а не оперативно-хозяйственную направленность.

Как правило, вносимые предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, основываются строго на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В числе требований в вынесенных представления нередко ставится вопрос о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, при условии, что основания для административного правонарушения или преступления ‑ отсутствуют.

Безотлагательность рассмотрения представления Прокуратуры Волгоградской области, указывается в сопроводительном письме, прилагаемом к представлению. На практике сроки проставляются там же и варьируются в зависимости от сложности реализации предлагаемых мер в диапазоне ‑ от 3 до 30 календарных дней[4].

Полная версия работы у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Поможем написать курсовую, дипломную работу, диссертацию с высоким процентом оригинальности. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты. Компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:

Т. 7-988-027-88-34.

-2

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц