Чистая акварельная живопись — это живопись прозрачными краc-
ками. Белила в акварельных красках не применяются.
Сравнивая технику акварели с другими техниками в живописи,
как темпера, гуашь, масло, прежде всего следует отметить основные ее
свойства: это прозрачность и легкость, одновременно чистота и интен-
сивность красок.
Эти все свойства обусловливаются прежде всего тем, что наноси-
мые на бумагу слои краски всегда тонки, а потому прозрачны для про-
никающих через них лучей света. Отраженный от белой бумаги свет,
окрашиваясь чистым цветом краски, возвращает в наш глаз ощущение
цвета во всей его чистоте и силе без замутнения. Разница будет зави-
сеть лишь от того в большей или меньшей степени окажется насыщен-
ным цветом данный красочный слой.
Эти технологические свойства акварели создают ей одной прису-
щую особенность и прелесть красочных звучаний. Начинающий рабо-
тать в акварели должен учитывать эти особенности и стремиться, что-
бы красочный слой был всегда прозрачен.
Плотно положенный слой краски, будучи ярким, сильным во влаж-
ном состоянии, при высыхании делается матовым, жухловатым, теряет сваю цветовую насыщенность воспринимается глухим и грязным.
В акварели пользуются как методом лессировок, так и меток
аля-прима.
Метод лессировок как метод многослойной живописи широ-
ко применялся в практике акварелистов девятнадцатого и начала двадцатого века. Ими созданы замечательные произведения, покоряющие нас легкостью, ваздушностью, общей тональной цельностью и цветовой гармонией. Этим методом с большей или меньшей последовательностью пользуются и теперь. Все прежние руководства по акварели, как правило, базируются на этом методе (У. Тернер в Англии, В, А. Лепикаш в России).
Метод лессировок основан на использовании прозрачности краски,
её свойства изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя
краски на другой прозрачный слой. Чтобы нижний слой не размыва-
лся перед последующим перекрытием ему дают хорошо просохнуть. Заметим, что изменения цвета могут состоять в развитии одного цветового тона — от слабо насыщенного к более насыщенному, а также в образовании сложных составных тонов; например, перекрывая желтый прозрачным синим, получим цвет с зеленым оттенком, красный желтым — с оранжевым оттенком и т, д.
В отличие от механического смешения изменение цвета путем наложения одного прозрачного слоя на другой основано на законе оптического сложения цветов.
Заметим попутно, что получение сложных цветов методом лессировки имеет свои пределы. Нельзя, например, получить насыщенным,
ярким по силе зеленый, оранжевый или фиолетовый. Поэтому, работая
и методом лессировки, нет нужды искать окольные пути для получения
цветов, которые есть в палитре или которые можно получить путем простого смешения красок.
Итак, при методе лессировок глубина и насыщенность цветового
тона, его общая сила достигаются путем последовательного перекрытия просохшего прозрачного слоя каждый раз прозрачным же слоем краски.
В начальной стадии наносятся светлые тона, по ним, вновь прозрач-
ным слоем краски, следующие по силе и т. д. до завершения.
Во второй части статьи мы остановимся на технике лессировки
применительно к работе с натуры. Здесь же оговоримся, что, посколь-
ку сам метод обязывает к постепенному усилению цвета, причем каж-
дый раз прозрачной краской, обычно нет необходимости использовать
силу краски до предела, так как тогда она становится матовой, как го-
оворят, жухлой.
Для учащегося, конечно, очень важно получить навыки в технике
лессировки, так как эта техника воспитывает выдержку, учит предви-
дению и расчету, потому что в целях образования нового по оттенку
цвета по закону оптического сложения используются не только меха-
нические смеси, но и способ наложения цвета на цвет; учащийся наиболее наглядным способом постигает особенность и своеобразную
прелесть многослойной живописи; наконец, метод лессировки позво-
ляет полнее изучить палитру красок, так как при нем совершенно необходимо соблюдать последовательность перекрытия прозрачных красок непрозрачными.
Конечно, и другие техники также предполагают и выдержку, и расчет, и знание палитры, но там уже в ином плане — исходя из учета особенностей конкретного метода.
С другой стороны, что так же важно, метод лессировки при пере-
крытии одного цвета другим предполагает установление точных границ для каждого вновь наносимого плана. Это приучает начинающего
художника органично увязывать цвет с формой. Перекрытие одного
цвета другим, знание свойств оптического смешения учит более строго
и логично использовать прозрачные и непрозрачные краски, учитывать
их свойства при механическом смешении.
После того как намечены тени, определяют полутона, сравнивая их между собой.
Сделаем некоторые выводы и дадим общие советы.
Красочный слой при всей его многослойности должен оставаться
достаточно тонким и прозрачным, чтобы пропускать через себя отра-
женный свет.
Каждый новый слой краски наносится по просохшему слою.
Первые прописки выполняют прозрачными красками и по возмож-
ности сходными по своим свойствам. Особенности красок необходимо
учитывать и при составлении красочных смесей.
Прописки начинают красками, обладающими большей цветовой
насыщенностью, с тем чтобы и в слабых растворах цвет не был анемичным.
Использование корпусных, укрывистых красок более уместно в за-
ключительной стадии работы для усиления материальной значимости,
предметности отдельных частей этюда.
Техника лессировок более подходяща в длительных по выполнению работах: с неподвижной натуры, например в натюрморте, а так
же в работе по представлению, при создании законченных компози-
ций, книжных иллюстраций, уместна и в прикладной графике при
решении орнаментальных задач.
Продолжение следует.
Многие иллюстрации и кадры с видеоуроков взяты из интернета.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ #акварель