Это был печально известный поселок, где в 90-х и начале 2000-х цыганские семьи почти в открытую торговали веществами. На прибыль от продажи зелья они возводили себе шикарные дворцы в стиле "цыганское барокко". Для пущего шика барыги украшали особняки вензелями, башнями и статуями. Дома в поселке застраивались стихийно и самовольно.
После развала СССР Екатеринбург стал перевалочной точкой, откуда наркотики из Азии распространялись по всей стране. Нapкотики привозили таджики, а продавали цыгане. С 1986 года в городе начали торговать шалой Танька Морозовская и ее муж — цыган Чухманя. Через несколько лет супруги перешли на торговлю опием.
Вскоре на ул. Тельмана, 48 Чухманя с женой принялись строить особняк — что-то среднее между пагодой и готическим собором. Все цыгане завидовали им, и в 89-м братья из клана Оглы — из крымских цыган — тоже взялись за торговлю нapкотиками.
К 1999 году цыгане торговали "гepычем" по всему городу в открытую. Милиция уверяла, что бороться с наркоторговлей невозможно.
Все местные правоохранители были с потрохами куплены диаспорой и не совались сюда. Да и люди, которые волею судьбы здесь жили по соседству с цыганскими хоромами, вспоминают те времена с дрожью в голосе.
"Когда цыгане нapкотой стали заниматься, начался ад. Толпы «наркош». Кто не видел — тот не поверит. Я лет 5 с топором под кроватью спал", рассказывает Е1 екатеринбуржец Геннадий Качинский. "Они когда обдолбанные, совершенно ничего не соображают, забор — не забор — лезут куда глаза глядят. Раза три по всему огороду бегал, выгонял. ППС-ники ездили дань с цыган снимать (видел сам лично и не раз), ничего не предпринимали. Короче, это был реальный кошмар, у меня три одноклассника на том свете из-за нapкоты."
Легендарный "Уралмашевский рейд" в цыганский поселок
Летом 1999 года бывший нapкоман с 11-летним стажем Андрей Кабанов, поэт и будущий мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман* и бизнесмен Игорь Варов объединили усилия, чтобы создать фонд "Город без наркотиков". Их целью было объявить войну наркоторговцам от имени жителей города.
С самого начала борьбы против наркоторговли, фонд получил поддержку от Александра Хабарова и ОПС "Уралмаш". В сентябре 1999 года произошло знаменитое "стояние в цыганском поселке", где более 500 человек, включая фондовцев и "братков", стояли плечом к плечу.
Это произвело впечатление на цыган, и хотя акция прошла спокойно, уже на следующий день торговля была заметно сокращена, по крайней мере днем. 14 октября, уже без поддержки "уралмашевских", фондовцы на 20 машинах объехали "особо непонятливых" цыган и предупредили: "Если кто продаст еще хоть грамм - пусть не обижается".
Из книги Евгения Ройзмана* «Город без нapкотиков»: «На следующий день в цыганском поселке нас было человек 50. А уралмашевцев — 500. Одни мужики. Постояли, помолчали. Цыгане были в ужасе».
В декабре 1999 года, тогдашний начальник управления внутренних дел Екатеринбурга Николай Овчинников высказал острой проблемой цыганского поселка в официальном письме городскому прокурору Юрию Фролову.
После этого заявления, правоохранительные органы провели проверку 102 особняков, построенных в период с 1995 по 1999 год в данном поселке на Юго-Западе. Только у девяти владельцев были предоставлены соответствующие документы на застройку. В результате этого Николай Овчинников обратился с просьбой о возбуждении искового производства и о признании этих особняков самовольными строениями с последующим сносом.
Суд принял решение по данному вопросу. Активисты фонда приняли участие в разрушении двух зданий — одно на улице Военного флота, 10, и второе на улице Автономных Республик, 58. Процесс сноса домов в цыганском поселке был остановлен после 2005 года.
Одна диаспора сменила другую
К 2017 году цыганские наркобароны и их подельники съехали из Цыганского поселка, уступив место русским и езидам, – свои особняки они были вынуждены продать.
Одно из мест, связанных с наркоторговлей, находится на адресе улица Тельмана, 48. Этот особняк был приобретен в 2006 году у цыганской семьи русским бизнесменом, который уезжал из города.
Другие цыганские дома приобрели езиды, представители небольшой национальной диаспоры, проживающей здесь.
Как рассказали в поселке, цыгане были вынуждены продать свои дома из-за потери доходов от наркоторговли. Поддержание дворцов, построенных скорее для показа богатства, стало слишком дорогим из-за неправильно выполненных коммуникаций. В результате им пришлось продавать их за символические суммы. Теперь подавляющее большинство дворцов заняты новыми обитателями, которые не имеют никакого отношения к прежним хозяевам.
В переулке Транзитном находится бывший цыганский коттедж, который занимал частный дом престарелых. Несколько лет назад здесь находился приют "Дом старчества", однако в 2016 году произошел скандал, связанный с недостаточным уходом за престарелыми. старики жаловались, что их не кормили, а за неходячими никто не ухаживал. Было возбуждено уголовное дело, и приют закрыли..
В дальнейшем, мэрия Екатеринбурга решила изъять недвижимость в Цыганском поселке. В список попали 11 домов и 9 земельных участков неподалеку от улицы Московской.
И сегодня начался снос хором, построенных цыганами на деньги от торговли смертью.
В ближайшие полтора года на месте частного сектора появятся две высотки — одна высотой 15 этажей, другая — 29. Информацию об этом подтвердил застройщик компании "База Девелопмент". Они сообщили, что получили разрешение на строительство от администрации города.
"Каждый кирпич в этих домах чья-то жизнь...", комментирует новость екатеринбуржец.
Сам поселок, расположенный на Юго-Западе Екатеринбурга, представляет собой привлекательный участок земли недалеко от центра города. В 2018 году три крупных застройщика - «Брусника», «Московский квартал» и «Гринвич» - получили возможность развивать эту территорию.
*Признан Минюстом иностранным агентом