152,7K подписчиков

Одни в тундре: Как два полярника выживают на полярной станции в Арктике и обеспечивают навигацией весь СевМорПуть

14K прочитали

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками.

- Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает. Птицы вот полетят. Рыбалку начнём. Ну давайте, заходите в гости к нам на станцию, чего на морозе стоять!, — рассмеялись мужики и позвали нас в гости

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.

Посредине "нигде"

Мы не знали, что здесь на побережье западного Таймыра, где-то примерно посредине между Диксоном - самым северным населённым пунктом России и мысом Челюскин - самой северной точкой Евразии, недалеко от полярной метеостанции "мыс Стерлегова" РосГидромеда находится ещё одна действующа полярка. С ума сойти, 400 км на запад до Диксона и столько на восток до Челюскина, где есть хоть какие - то люди.

Хотя до распада СССР между Диксоном и Челюскиным можно сказать "кипела" жизнь и было с десяток действующих станций, военных баз и пограничных застав.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-2

Для чего?

Но что за станция? Откуда она здесь и для чего нужна? В Арктике существует шесть таких "секретных" и необозначенных на картах объектов. Все они были запущены в работу около десяти лет назад.

Официально - это контрольно — корректирующие станции для определения и выдачи корректирующей информации к сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-3

Где такие станции расположены? Вдоль береговой линии Северного Морского пути на островах Олений, Андрея, Столбовой, Каменка, мысе Стерлегова и в устье реки Индигирки.

Основная задача таких станций заключается в высокоточном и надежном определение места судов, высокоточном определении места бедствий, крушений судов и помощи для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях.

Где находится?
Где находится?

Простыми словами, эти станции вносят важные поправки, чтобы все корабли здесь ходили правильно, никуда не отклонялись, без всяких эксцессов и происшествий. Чтобы точность координат измерялась не десятками или сотнями метров, а метрами.

Ведь все современные суда идут по Глонасс/GPS на автопилотах по рекомендованным трассам и крайне важно иметь суперточность определения координат.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-5

Тем более в условиях плавания по СевМорПути.

Также спутниковая навигация Глонасс и GPS используется сейчас в системах разделения движения судов, особенно в районах с ограниченными возможностями маневрирования.

А как же это всё было в "доспутниковую" эпоху навигации?

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-6

Так вот и было, бороздили моря и океаны гидрографы, летали самолёты ледовой разведки , работал без устали Штаб Морских Операций на Диксоне.

Там прокладывали маршруты для плавания по фарватерам, разрабатывая рекомендованные пути в акватории Арктики.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-7

Кто эти станции построил и кто ими управляет? То же ведомство, которое осуществляет сейчас эксплуатацию СевМорПути. Ага, Росатом с его дочерними гидрографическими учреждениями. Вполне небедная и технологичная компания.

Но вернемся к мужикам и станции посредине белого "ничто". Перед нами открылась привычная картина. Белое ничто, пара емкостей под топливо, груды советского металлолома на берегу Карского моря, антенные поля и несколько одноэтажных домиков.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-8

Что из себя представляет?

Здание полярки было построено в середине 1970-х годов. По сути это модульная станция с названием "Горизонт". Какое-то время она была заброшена и вот когда Росатом вернулся сюда, модули оживили.

Мы большой компанией выпрыгнули из двух вездеходов Бурлак и пошли в основное здание станции. Нас по пути важно сопровождали пару собак. Без собак здесь никуда, территория белых медведей как-никак.

Внутри довольно уютно. Несколько жилых комнат, покажу их отдельно. Просторная кухня, склад и ряд технических помещений. Включая дизельку и место, где находится разнообразная аппаратура. Половина станции нежилая и отключена от отопления.

На станции есть спутниковый интернет, радиосвязь и в принципе всё, что требуется для автономной зимовки.

Мужики - полярники оказались весёлыми и разговорчивыми. Да и как иначе, увидеть сразу двенадцать гостей после долгой полярной ночи нечасто такое бывает. Гости здесь бывают чуть чаще, чем почти никогда. Медведи гораздо чаще.

Летом иногда приезжают волонтеры на корабле для сбора металлолома, и редкие туристы проходят мимо по морю. Ну и соседи с полярной метеостанции в 6 км на восток отсюда. Можно иногда ходить в гости.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-11

Первый наш герой - Лёха. Он по профессии моряк и сам из Питера. Много лет провёл в море судовым механиком на Балтике.

Есть и вторая профессия - водолаз. В Арктике с уже больше десятка лет. Вахта на полярной станции у них длится год, но Лёха здесь уже более 12 лет. У него должность механика контрольно - корректирующей станции ГЛОНАСС. Отвечает полностью за электричество на станции и работоспособность "сердца станции" - дизеля.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-12

Вся жизнедеятельность этого оплота цивилизации посреди бескрайней арктической пустыни на берегу Ледовитого океана зависит только от него. Интересный человек, с позитивным взглядом на жизнь. Видно, что профессионал и ратует за своё дело.

- Алексей, дети есть у вас?
- Двое, сын и дочка взрослые уже. А ещё шесть внуков.
- Вы всегда мечтали о такой профессии и работе?
- Нет, конечно. Но так получилось и совсем не жалею. Зато в такой работе много плюсов. Я знаю свою работу, мне она нравится и я её люблю.
- И какие же это плюсы?
- Много времени для саморазвития между исполнением рабочих обязанностей. Можно за год подучить языки. Почитать книги, подтянуть старые профессиональные навыки. Есть время и поразмышлять о жизни. А самое главное - здесь тишина и покой.
- Не надоедает столько лет в Арктике работать?
- Не надоедает столько лет в Арктике работать?
- Нет, я год здесь, год работаю дома в Питере. Разнообразие.
- Какие у вас увлечения?
- О, их много. Занимаюсь лыжами, борьбой и плаванием. И увлекаюсь фотографией. Особенно подводными съемками на большой "телеобъектив". Даже выиграл один международный конкурс и в качестве приза мне подарили фотоаппарат Nikon. Весной сюда приплывают белухи, фотографирую вот.
- О чём вы мечтаете?
- Купить или построить яхту и сходить в путешествие по Средиземному морю
- Домой хочется?
- А как же, жду и скучаю по внукам.
- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-13

И второй герой и кремень, Алексей. Он начальник станции и инженер. Сам живет в Архангельске, поэтому здесь почти как дома и к Русскому Северу и Арктике привычен.

Работал давным-давно в Северном УГМС метеорологом на Новой Земле больше шести лет, потом связистом. Потом на время завязал с высокими широтами. И не так давно вернулся в эту жизнь. Раньше вспоминает, что было сложнее.

Здесь отвечает за всю работу станции Глонасс/GPS. Правда оборудование сейчас отключено, какие-то блоки вышли из строя и ждут теперь запчастей. Запчасти смогут привезти только летом во время навигации.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-14
- Арктика - это призвание, романтика или просто работа?
- Сложный вопрос и его многие задают. Не знаю на него ответа. А потом приходит осень, ты сидишь дома и тянет снова ехать сюда. Вот и думайте сами, что это...
- Но это точно не про деньги?
- Ну как, деньги это тоже есть. Мы же все люди. Но без тяги куда - то ехать не было бы этого. То есть деньги не главное, но важное.
- А семья у вас есть?
- Есть. У меня большая семья. Супруга, сын и трое дочерей.
- Как семья относится к вашей работе?
- Ну как...Двояко. Говорят сиди дома, ты здесь нужен. И деньги дома заработаешь. А я что, дома ты деньги зарабатываешь и сразу тратишь. А тут не тратишь на жизнь и только копишь в семейный бюджет.
- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-15

Немного о быте и жизни

Полярников сюда доставляют вертолётами с корабля раз в год. Весь завоз топлива и провианта раз в год и только морем. Провизия на год вполне достойная. Мне показалось, что сильно лучше, чем у соседей в Росгидромете. Разгружают провизию тоже вертолётом.

В остальное время отсюда никуда выбраться нельзя. До ближайшего посёлка Диксон 400 км, до Норильска почти 700 км на юг. Если что - то произойдет нештатное - вся надежда на себя. Они и техники, и повара и сами себе врачи.

Но на станции есть всё для комфортной работы и жизни. Центральное отопление по всему периметру, банька, туалет хоть и с "дырой в полу", но тёплый. На кухне есть холодильник, хлебопечка, запас продуктов и вкусностей на год, микроволновая печь, разная бытовая техника и электроника. Нет только "зомбоящика", чтобы мозги были чище. Фильмы скачивают на год вперёд и смотрят на компьютере и читают книги в свободное время.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-16

Хотя времени свободного почти нет. Постоянно заняты на обслуживании станции, дизелей, аппаратуры.

По штату положено три человека на станции. Вдвоём мужикам здесь не скучно, хотя тяжеловато. Для подстраховки нужен третий. Но в этом году на зимовку третьего не набрали.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-17

Они многое умеют, умеют выживать, знают своё дело.

А молодёжь совершенно не хочет ехать работать на полярные станции. Да это полбеды. Нет наставников, кто мог бы их обучить всем нюансам и выживанию в таких местах. Они же сейчас заканчивают учебные заведения и ничего не умеют. Не могут шуруп от гвоздя отличить.

Что будем делать, когда старая гвардия и опытные полярники уйдут на пенсию? Риторический вопрос, но на него надо искать ответ. Тем более, что сейчас тема Арктики и круглогодичного использования СевМорПути снова в фокусе. Вот на Таймыре Роснефть развернула строительство морского порта и теперь газовозы с СПГ идут все на восток.

- Здорово мужики, ну как вы тут посредине белого "нигде"живёте?, — выглянув из окна своих вездеходов, мы поздоровались с двумя полярниками. - Да отлично! Как и все, весну ждём и когда всё растает.-18

Ну а мы пожелали удачи мужикам в их не лёгком, но важном деле и продолжили свой путь на восток. Впереди у нас было ещё тысячи километров бескрайних и безжизненных километров до финиша на Камчатке.

Подписывайтесь на мой телеграм - канал, там много интересного из путешествий и просто наблюдений из жизни.