Количество электромобилей на территории нашей страны постоянно растет, появляются новые модели. Как следствие возрастает потребность в зарядных станциях с установкой на заправках, в паркингах, частных домах.
Установка зарядных станций для электромобилей
Востребованность в электромобилях неуклонно растет. Авто такого типа демонстрируют экологическую безопасность, не требуют постоянного обслуживания двигателей. Еще одним достоинством является низкая стоимость заправки с использованием электроэнергии.
Использование типовой розетки для зарядки электромобиля является неэффективным решением. Так как современные авто являются мощными потребителями энергии, заправка от бытовой розетки займет очень много времени. При этом не исключены перегрузки, перегрев и замыкания проводки, другие негативные последствия. Установка специализированной зарядной станции позволяет оперативно решить вопрос.
При выборе оборудования необходимо решить следующие вопросы
- В первую очередь рассчитывается доступная мощность имеющейся линии. Для этого сравниваются пиковые показатели энергопотребления и максимальная выделенная мощность на объект.
- Для однофазной и трехфазной сети показатели доступной мощности существенно отличаются.
- Оптимальным вариантом является выделение для заправки аккумуляторов отдельной линии, однофазной или трехфазной.
- Сечение проводов подбирается с запасом, что гарантирует работоспособность системы в условиях больших нагрузок.
- При наличии технической возможности, лучше использовать трехфазную сеть, способную выдать мощность в 3 раза больше однофазной.
Для частного и корпоративного использования подходят станции с медленной зарядкой. Заправка электромобиля с помощью таких устройств занимает от 6 до 12 часов в зависимости от модели оборудования, способа подключения к сети, емкости батарей транспортного средства.
Какая розетка нужна для зарядки электромобиля
Для зарядки электромобиля, могут подойти розетки на 120B или 240В. Подключаемые зарядные станции, использующие розетку 240 В, они могут заряжать автомобиль быстрее, чем стандартные розетки. Вилки на 120 В, называемые бытовыми розетками, обеспечивают гораздо более медленную зарядку.
Сечение провода для зарядки электромобиля
Алюминиевый провод дешевле медного, но провода должны быть толще, чтобы пропускать такой же ток. Кроме того, каждый тип крепления (выключатели, розетки и т. д.) должен быть специально рассчитан на использование с алюминиевым проводом (а многие из них этого не делают). Наконец, необходимо позаботиться о нанесении правильной антиокислительной пасты. Если алюминиевая проводка установлена неправильно, со временем это может привести к опасному перегреву, приводящему к пожару! По этой причине мы настоятельно рекомендуем использовать медные провода для зарядки электромобилей, чтобы избежать риска неправильной установки.
Использование провода с подходящим сечением гарантирует отсутствие потерь напряжения и обеспечивает нужную мощность.
Руководство по выбору сечения провода в зависимости от силы тока и мощности:
- При силе тока 16 Ампер (мощность 3,7 кВт) оптимальное сечение составляет 2,5 мм².
- Для 25 Ампер (5,7 кВт) рекомендуется сечение 4 мм².
- При 32 амперах (7,2 кВт) желательно использовать провод сечением 4 мм² или увеличить до 6 мм².
- Для 40 Ампер (9,2 кВт) наилучшим выбором будет сечение 6 мм², но для лучшей производительности можно увеличить до 10 мм².
Указанные параметры подходят для линий длиной до 50 метров. Для линий от 50 до 100 метров следует выбирать провод с большим сечением.
Помимо этого, важно учитывать тип прокладки кабеля. Различные условия эксплуатации, будь то прокладка под землей, крепление к тросу или использование в качестве смотанного на катушку кабеля, требуют соответствующего типа кабеля. Для дополнительной защиты целесообразно применять защитные гофры или системы каналов для эффективной и безопасной прокладки электросетей
Из каких комплектующих нужно собирать щиток?
Внутреннее устройство электросети можно разделить на две ключевые группы: защитное оборудование и устройства учета.
- Необходимо обеспечить надёжную защиту как от перегрузок, так и от утечек тока.
В этом контексте можно рассмотреть установку автоматического выключателя или, как альтернативу, дифференциального автомата, который комбинирует обе функции в одном устройстве. При этом дифавтомат занимает меньше места, хотя и стоит немного дороже. Для дифавтомата подбирается номинальный ток в зависимости от общей нагрузки на сеть, и для большинства случаев подойдёт устройство на 16А. - Если же планируется установка отдельного автомата и устройства защитного отключения (УЗО), то последнее должно иметь номинал на одну или две ступени выше, чтобы обеспечить должный уровень безопасности.
Нормой является установка УЗО с током утечки 30 мА, что достаточно как для предотвращения поражения электрическим током, так и для минимизации риска возникновения пожара. Стоит отметить, что утечки могут возникать даже в новых сетях, однако обычно они незначительны. - Дополнительно рекомендуется установка устройства защиты от импульсных перенапряжений (УЗИП), которое будет защищать сеть от сверхтоков, возникающих в результате, например, ударов молний.
В таких случаях целесообразно выбрать устройства второго класса защиты (тип «С» или «С+D»), которые способны справляться с разрядными токами от 15 кА до 40 кА.
Пример схемы для однофазной и трехфазной сети:
Как выбрать щиток для электромобиля?
При выборе щитка для электромобиля следует учитывать несколько важных факторов.
- Для установки внутри гаража хорошо подходит пластиковый щиток, устойчивый к пыли и влажности. В таком случае, минимальная степень пылевлагозащиты должна быть IP31 или IP40, если гараж оборудован хорошей вентиляцией. Это важно, потому что пыль, оседающая на токопроводящих контактах, может удерживать тепло и привести к перегреву или даже возгоранию.
- Для наружной установки важно выбрать щиток с более высокой степенью защиты, как минимум IP54, чтобы обеспечить защиту от влаги. Если в доме есть дети, рекомендуется установить щиток с дверцей, которая закрывается на ключ для дополнительной безопасности.
- Важно также оценить вместительность щитка. В среднем, щиток на 12 модулей будет оптимальным выбором, но если планируется установка дополнительного оборудования в будущем, лучше выбрать щиток на 18 модулей. Однако, важно помнить, что без правильно установленного заземления нельзя эксплуатировать такую мощность, поэтому необходимо обеспечить надежное заземление системы.
СИСТЕМА ТОКОПРОВОДЯЩЕЙ ЗАРЯДКИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013
Размещение зарядных станций
До установки зарядной станции необходимо не только провести расчеты и определить доступную мощность, но и выполнить ряд обязательных работ, связанных с оформлением разрешающей документации. Монтаж оборудования выполняется в следующем порядке:
- если устанавливается стационарная зарядная станция, в обязательном порядке подготавливается бетонное основание для надежной фиксации оборудования;
- при монтаже компактных устройств корпоративного или частного использования оборудуется подходящее место. Установка возможна на стену, стойку или столб;
- к месту монтажа прокладываются необходимые коммуникации, подводится электрическая сеть;
- установка осуществляется сертифицированными специалистами. После монтажа выполняется подключение станции с электросети;
- на финальном этапе осуществляется пуско-наладка оборудования, проверяется работоспособность станции, оформляются документы.
Размещение зарядной станции не занимает много времени. Стоимость рассчитывается индивидуально, зависит от типа оборудования, варианта монтажа, технических особенностей проведения работ.
Установка зарядки для электромобиля в паркинге
Наземные и подземные паркинги могут использоваться также для зарядки электромобилей. Законодательно данная возможность закреплена с марта 2022 года. В обязательном порядке площадка для парковки транспортных средств должна быть оснащена системой автоматического пожаротушения. До монтажа оборудования потребуется проведение следующих мероприятий:
- на общем собрании собственников принимается решение об установке зарядного оборудования и его подключении к системе электропитания здания;
- установка и подключение оборудования возможны только после согласования с организацией, осуществляющей подачу электроэнергии в здание;
- для паркингов в многоквартирных домах требуется получение разрешения на перепланировку и обустройство помещений, в которых устанавливаются зарядные устройства;
- после монтажа и подключение зарядной станции оформляются документы о выполнении работ.
- Также требуется установка электросчетчика для учета потребляемой энергии. Оборудованием можно пользоваться для заправки батарей электромобилей.
Для безопасной эксплуатации зарядки потребуется специализированное защитное оборудование. Если паркинг расположен в коммерческом или офисном здании, порядок действий аналогичный. При этом отсутствует потребность в собрании жильцов. Решение принимается собственником объекта недвижимости.
Установка зарядки для электромобиля в частном доме
Практически все собственники электромобилей имеют потребность в зарядных станциях, расположенных рядом с местом проживания. Для частных домов использование недорогих медленных зарядок позволяет заряжать батареи в ночное время и использовать транспортное средство днем.
От собственника объекта недвижимости потребуется расчет доступной мощности. Если самостоятельно определить параметры не удается, необходимо обратиться в специализированную организацию. Также квалифицированные инженеры помогут выбрать оборудование, подходящее под параметры заказчика и особенности системы электропитания объекта.
Установка зарядки в большинстве случаев осуществляется на стену внутри гаража. Это самый практичный и востребованный вариант. При отсутствии помещения для парковки электромобиля выбирается монтаж на столб или внешние стены здания.
После проведения расчетов и выбора зарядки прокладывается кабель электропитания с необходимым запасом мощности. Также потребуется установка и подключение дифференциальное реле УЗО, автоматический выключатель. После завершения работ и оформления соответствующего акта зарядным устройством можно пользоваться в любое время суток. При этом необходимо понимать, что расходы на электроэнергию существенно возрастут. Зарядка будет самым мощным потребителем в доме.
Стоимость установки зарядной станции
Предлагаемые на рынке зарядные станции отличаются техническими характеристиками и ценой. Мощные стационарные устройства для ЭЗС являются наиболее дорогими, как при покупке, так и при монтаже. Для частного дома и паркинга выбирают медленные станции. Однозначно определить цену реализации такого решения сложно. Стоимость зависит от следующих факторов:
- большую часть затрат необходимо резервировать на комплект оборудования. Настенные модели малой мощности с подключением к однофазной сети стоят дешевле всего;
- также от заказчика потребуются расходы на приобретение комплектующих. К ним относятся провода необходимого сечения, защитные устройства, автоматы, другие расходные материалы;
- стоимость монтажа рассчитывается устанавливающей организацией, определяется типом оборудования и сложностью подключения.
На сайте нашей компании можно ознакомиться с тарифами на монтаж и подключение зарядного оборудования для электромобилей. Окончательная стоимость рассчитывается индивидуально, после обследования объекта, выбора и согласования с заказчиком конкретной модели зарядки.