Мы тут подумали: что ещё, кроме книг, любим сильно-сильно. Ответ пришёл быстро – театр.
Поэтому мы решили познакомить читателей с этим волшебным миром и задали несколько вопросов актёру и режиссёру Владиславу Хоссудовскому.
Могут ли книги помочь полюбить театр, а театр – книги?
Здесь зависит от того, насколько человек начитан или на сколько близко знаком непосредственно с театром. На мой сугубо личный взгляд – да, книги могут помочь если не полюбить, то по крайней мере, лучше ознакомиться с театром, с особенностями драматургического жанра.
Литература и театр на протяжении многих веков всегда были неразрывно связаны. Драматические тексты практически постоянно, начиная с периода античности, находили применение на сцене.
И если вначале театральные представления имели в большинстве своём религиозный характер, как было, например, до 4 века до н.э. в Греции или до середины 17 века в ряде стран Центральной Европы, то затем театр постепенно стал более светским, полностью отойдя от религиозной парадигмы и реализуя на сцене работы авторов разных времён.
Мы же понимаем, что с течением времени и с развитием человечества, искусство тоже не стояло на месте. Эволюция происходила как с театром, так и с литературой.
Если вы любите читать и вам интересно увидеть, как бы выглядело действие вашей любимой книги на сцене, то, возможно, этот интерес позднее распространится и на театр как на явление в целом. Возможна ли обратная ситуация? Думаю, что тоже. Но, повторю, это индивидуальный момент, зависящий от начитанности и особенностей восприятия аудиовизуальных объектов.
Что вам нравится больше: читать пьесу, смотреть её в театре или на экране? Почему?
Я предпочитаю именно читать. Вполне возможно, что, заинтересовавшись пьесой (как и любым другим литературным текстом), человек захочет увидеть её интерпретации.
Как правило, удовлетворение такого рода любопытства приводит к разочарованию. В первую очередь, из-за разницы в пространстве. Читая пьесу, ты так или иначе представляешь себе лица героев, их одежду, окружающую обстановку, мебель, социальный статус и т.д… Можно представить себе даже погоду за окном или время суток (если оно прямо не указано в действии). Однако, ты никогда не знаешь, как артист воспроизведёт роль, а режиссёр представит тебе своё видение пьесы; эта мысль касается как театра, так и кино.
Разница между твоим собственным сложившимся представлением о произведении и увиденным на сцене / на экране, абсолютно естественна и в то же время настолько колоссальна, что порой бывает чревата большим разочарованием. Банальный пример: фильм – книга; такое вполне возможно и в театре.
Какие книги стоит почитать, чтобы начать знакомство с театром?
Мои любимые: «Театр жизни одного актёра», автор Владимир Фридман и «Во всём виноват режиссёр», авторства Иосифа Райхельгауза.
Что интереснее: играть по классической книге и ориентироваться на опыт предшественников, или поставить спектакль по современному роману и быть первопроходцем?
Опять же, зависит от первоначальной цели. Если учишься этому ремеслу, то лучше опираться на истоки. Если уже определённый опыт в театре имеется, то можно провести «эксперимент» и попробовать найти что-то своё.
Можно и классику поставить так, что окажешься первопроходцем, а можно взять современное произведение, поставить его по существующим «канонам», но зритель ничего принципиально нового при этом не увидит.
Какую современную книгу вы бы хотели воплотить на сцене?
Мне трудно сказать. Сейчас новая книга «пишется» чуть ли не каждый день. Её автор – наша жизнь. Хотите её прочесть? Загляните в любую новостную ленту… Но если нужен точный ответ – это роман польского писателя Януша Вишневского «Все мои женщины. Пробуждение». Он и очень театрален, и в то же время кинематографичен.
Значительная часть сюжета происходит в закрытом пространстве – больничной палате, в которой лежит главный герой. Можно ли такое пространство создать на сцене? Вполне. Показать жизнь, которую он прожил? Тоже возможно, даже в камерном пространстве.
Есть книги, о которых вы узнали благодаря театру? Какие?
Есть. Точнее, пьеса. Называется «В начале и в конце времён». Автор – украинско-немецкий драматург Павло Арье.
Какого книжного героя вы хотели бы сыграть? Может, Гамлета?
Конкретно нет. Хотел бы сыграть отрицательного персонажа, обладающего исключительным обаянием. Пока такая возможность ещё не представлялась.
Помогает ли актерское мастерство в повседневных делах?
Безусловно. Оно даёт ресурс для продолжения жизни в различных, даже крайне непростых ситуациях.
Искусство вообще хороший мотиватор. Конечно, если это более-менее качественный материал. После просмотра действительно хорошего фильма или спектакля, после концерта хорошей музыки всегда хочется жить. А порой и сворачивать горы.
Но бывает так, что искусство действует как охлаждающий душ, отрезвляет; заставляет взглянуть на некоторые вещи более приземлённо. Это тоже помогает.
Волнуетесь ли вы перед выходом на сцену?
Крайне редко. Бывают моменты перед премьерой, когда тебе надо максимально вспомнить все наставления режиссёра, все поправки, которые тебе давали; пробежаться по тексту. Но спокойно. Волнение отнимает энергию. А она очень нужна на сцене.
Ходите на спектакли в качестве зрителя? Как часто?
Честно признаюсь, не часто. Не хватало времени. Но несколько раз в год всегда пытался выбраться в театр. Кстати, в последнее время получается чаще, примерно 2 раза в месяц.
Забывали когда-нибудь слова во время спектакля? Что лучше делать в такой ситуации?
Если забыл какую-то реплику, тут главное не паниковать, не «сдуваться» на сцене и не бояться.
Как правило, между актёрами почти всегда есть негласная договорённость подсказывать друг другу реплики, если что-то пошло не так. Иногда приходится это обыгрывать, порой, бывает даже забавно и смешно.
Это не смертельная ситуация, на сцене во время спектакля разное случается. Однако, хороший актёр всегда найдёт выход из положения.