14 июня в Верховном суде Республики Крым состоялось заседание по иску о признании права на компенсацию морального вреда в результате водной блокады и перекрытия Северо-Крымского канала Украиной. Подробности — в материале krym.aif.ru.
«Коллективное наказание»
У крымчан разные воспоминания о самых сложных в новейшей истории Крыма годах — 2018-2020-м: самых засушливых и вододефицитных. Бытовые нужды людей власти постарались обеспечить.
Но были города и районы, где воду включали по графику. Многие сельские жители потеряли возможность что-то выращивать на огородах: поливать было нечем, избавлялись от скотины. Фермеры теряли деньги, «перестраиваясь» на выращивание других культур, предприниматели «сворачивали» прудовое рыбоводство.
У каждого крымчанина — свой личный список потерь, связанный с водной блокадой полуострова.
Организованная «незалежной» водная блокада Крыма только не так давно оформилась в официальные аргументированные претензии.
В марте Арбитражный суд РК удовлетворил иск Совмина РК о взыскании ущерба бюджету республики на 157 млрд рублей. Поступили также требования от крымских предприятий, которые требуют, чтоб Украина возместила им более чем 2,5 трлн рублей.
Нынешний иск инициирован Общественной палатой Крыма.
«Крымчане должны получить компенсацию за то, что натворила Украина, организовав водную блокаду, — считает первый заместитель председателя Госсовета РК Ефим Фикс. — Если иск будет удовлетворён, жители республики получат право обращаться в суд с требованиями о компенсации морального ущерба, который был причинён».
Точная сумма, на которую могли бы претендовать пострадавшие, пока не оглашается — её установит суд. Но на стадии подготовки иска оглашалась информация о том, что общая сумму ущерба всем жителям Крыма исчисляется в триллионах рублей.
Дальнейшие заседания суда по рассмотрению этого иска пройдут в закрытом режиме.
«Ряд конвенций ООН, принятых в рамках международного гуманитарного права, запрещают применение любых блокад, которые угрожают жизни мирных жителей в условиях военных конфликтов, — напомнила руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселёва. — А Украина применила различные блокады даже не в условиях войны, а в качестве «коллективного наказания» за голосование крымчан на референдуме. Конечно, никакой реакции со стороны Киева на эти иски мы не ожидаем, но должно быть всё зафиксировано и задокументировано на будущее. Как это было с оценкой ущерба после освобождения Крыма от нацистскихзахватчиков во время Великой Отечественной войны».
«Незалежная» заплатит по счетам?
Самих крымчан, конечно, интересует практическая сторона всей этой работы. Реально ли взыскать огромные деньги с государства, которое не признаёт решений наших судов и существует на грани банкротства?
«В случае с исками Украине речь идёт, скорее, о прецеденте: если виновность этого государства в злонамеренных действиях доказана в судебном порядке, то все пострадавшие имеют возможность взыскать с него на причинённый вред, — пояснил политолог, доцент кафедры политических наук и международных отношений Крымского федерального университета Андрей Никифоров. — И, конечно, речь идёт не о том, что режим Зеленского немедленно начнёт принимать к исполнению подобные судебные решения. Но, как говорится, режимы приходят и уходят... Уходят и государства, конечно. Особенно — если речь идёт о такой трудноуловимой субстанции как украинское государство. Если оно растворится без осадка и в этот раз, то нам останется только испытывать чувство морального удовлетворения. Что тоже, согласитесь, немало».
Однако, предположил эксперт, имеется вероятность, что в каком-то виде украинское государство после СВО сохранится. Вот ему и будут предложены к оплате все эти иски. «Да, это репарации. И, думаю, кроме нашей республики и крымчан на них имеют право другие российские регионы и граждане, а также Российская Федерация в целом. Крым просто и в данном случае показывает всем дорогу, по которой эти все вслед за нами обязательно пойдут», — считает Андрей Никифоров.
Интересно, что украинская сторона, которая обычно любое событие в Крыму старается «вывернуть наизнанку» и преподнести своим гражданам «как надо», тему судебных исков республики обходит стороной. Как и зарубежная пресса.
«В условиях массовой русофобии коллективного Запада бессмысленно рассчитывать на соответствующую реакцию на деяния киевской власти даже в том, что касается блокад Крымского полуострова, — пояснила Наталья Киселёва. — Но все-таки русофобия хоть и массовая, но не тотальная. Даже в Европе есть не только обычные люди, но и политики, которые видят и адекватно оценивают действия нацистского режима Украины».