С праздником, уважаемые читатели! Часто возникает вопрос, почему на иконах могут изображать оружие. Конечно, не современное, старинное, но всё же – правильно ли это – писать оружие на образе, который предназначен для молитвы?
Для ответа на этот вопрос нужно понять, является ли оружие только оружием или в символическом смысле ещё чем-то?
На изображениях многих святых воинов есть такой вид оружия, как копьё. Вообще оружие достаточно простое – длинное деревянное древко и наконечник, в эпоху письменной истории металлический. Оно предназначалось либо для метания, либо – в ближнем бою – для нанесения колющих ударов. Римские войска имели копья в качестве вооружения, поэтому центурион или сотник (командир отряда из ста воинов) Лонгин был вооружён копьём во время распятия Господа Иисуса Христа.
Поэтому копьё не просто оружие, оно напоминает о пронзенном ребре Спасителя: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:34). Понтий Пилат по просьбе иудеев велел перебить голени Христу и распятым с Ним разбойникам, чтобы они умерли до наступления субботы. Обнаружив, что Христос уже скончался, один из воинов решил удостовериться в этом, ударив Его копьем в грудь.
Имя воина в Евангелии не называется, имя Лонгин (вероятно, от греч. «лонхин» копьё) впервые названо в апокрифах четвёртого века. Потом появилось представление о том, что этого воина звали Кассий, новое имя он получил потому, что когда из раны Господа хлынули кровь и вода, попавшие ему на лицо, он исцелился от глазной болезни и уверовал в Иисуса Христа как Бога. Позже за христианскую проповедь он принял мученическую смерть.
Копье это находилось в Иерусалиме, было обретено равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого, перевезено в Константинополь. После взятия Константинополя крестоносцами в начале тринадцатого века в Европу было доставлено несколько реликвий, которые, как считалось, были копьём Лонгина или его фрагментами.
В память об этом копье во время богослужения используется копие - нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания частиц из просфор и для нарезания их на части перед причащением. Такая вот дополнительная символическая нагрузка у простого оружия - копья, поэтому его изображение на иконе даже вне контекста Распятия Господа напоминает о нём, указывает, что святой подражал Господу.
Из послания к Ефесянам апостола Павла мы узнаём, что у щита, шлема и меча тоже есть своя символика. Они связаны с тем, что христианин – воин духовный. «Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого: и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:16-17). Итак, щит является символом православной веры и молитвы, шлем означает спасение Божие. Их изображение на иконах святых воинов не только указывает на их воинские труды, но на их высокую духовную жизнь.
В Библии меч не раз символизировал Слово Божие (Еф.6:17, Откр.1:16); то есть это духовное оружие против зла. Кроме того, меч может служить символом власти, защиты и суда. Пример такого символизма можно увидеть в Послании апостола Павла. Начальник «есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим 13:4) Поэтому мечи изображаются в иконах власть имущим независимо от того, насколько активно и часто они воевали. Это касается и святых русских князей. Например, святые Борис и Глеб не подняли оружие на убивавших их, но как князья имеют на образах меч у пояса или в руках.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!