Стыдно сказать, но я за всю жизнь не увидел "живьём" ни одного автомобиля этого производителя. Хотя название встречалось мне очень часто - как правило, в произведениях западных авторов.
Итак, БЬЮИК - один из первых автомобильных брендов, чьё имя неразрывно связано с таким монстром как General Motors. Но мало кто знает, что как раз General Motors и появился, благодаря БЬЮИКУ.
Впрочем - давайте по порядку.
В 1899 году Дэвид Данбар Бьюик основал компанию "Buick Auto-Vim and Power Company", которая выпустила довольно интересные машины, спроектированные инженером Уолтером Марром. Однако самому Бьюику это направление показалось не слишком перспективным, он хотел сосредоточиться на производстве стационарных и судовых двигателей. То есть изначально эта компания была вообще задумана именно как разработчик и производитель ДВС.
В результате Марр ушёл, но его двигатель остался, и новый инженер, Юджин Ричард, тут же запатентовал его. Знакомая история, согласитесь. Что интересно, Марра потом опять приняли на работу, а компанию в 1904 году переименовали в "Buick Motor Company". Примерно с этого момента можно говорить о ней именно как об автомобильной фирме.
Производство автомобилей БЬЮИК росло потрясающими темпами, и скоро компания стала столь же крутой, как и ФОРД, ОЛДСМОБИЛЬ, МАКСВЕЛЛ.
Любое дело требует хорошего финансирования. БЬЮИК подпитывался деньгами самого владельца, а также его друга и коллеги, Бенджамина Бриско. Но потом Бриско решил отойти от дел и продал бизнес Джеймсу Уайтингу, который производил фургоны. С фургонами дело продвинулось не особенно успешно, деньги опять закончились, и пришлось привлечь ещё одного инвестора - Уильяма Дюранта, сколотившего состояние на производстве вагонов.
Искренне считая, что у его компании нет будущего, Бьюик в 1906 году продал её за очень приличные по тем временам деньги. И был счастлив.
Но ещё больше был счастлив Дюрант, который на базе приобретённой компании в 1908 году основал уже упомянутую General Motors. И кабы не замечательные проекты Марра, вряд ли GM сумел бы раскрутиться до невиданных высот.
К слову, Дюрант действовал как настоящий руководитель. Помимо БЬЮИКА он приобрёл ещё несколько компаний, которые организовал так, чтобы все они работали на достижение единой цели и при этом не мешали друг другу, удовлетворяя запросы самых разных слоёв населения.
Не буду перечислять все марки машин, которые были выпущены за минувшие 120 лет, остановлюсь лишь на тех, которые считаются "топовыми моделями".
БЬЮИК Модель 10 производили с 1908 по 1910 годы. Машина сразу же завоевала популярность, принеся широкую известность и коммерческий успех фирме. Рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,7 литра развивал мощность 22,5 л.с. и обеспечивал максимальную скорость в 65 км/ч.
Модель Buick Roadmaster выпускалась с 1936 по 1938 годы в двух версиях: 4-дверный седан и 4-дверный кабриолет. Солидная модель была значительно дешевле соплатформенников, поэтому сразу стало хитом. За первый год было продано более 16000 экземпляров.
Выпущенный в 1938 году концептуальный Buick Y-Job был средоточием дизайнерских и технических идей. И хотя в серию он не пошёл, на его базе в дальнейшем было создано много чего другого от General Motors.
Дадада, это тоже произведено на базе БЬЮИКА! Истребитель танков M18 Hellcat, он же M18 GMC, был создан в 1943 году и использовался как во Второй мировой, так и в Корейской войнах.
Выпуск модели Roadmaster Skylark был приурочен к столетнему юбилею компании БЬЮИК, и поэтому этот 2-дверный кабриолет было решено отнести к классу «personal luxury car», что объясняло его небывало высокую цену - свыше 4000 долларов. При этом, помимо шика-блеска, у машины были отличные показатели - мощность двигателя 200 л.с. и скорость 170 км/ч.
Buick Electra был, конечно же, никаким не электрическим, ибо оснащён V-образным 8-цилиндровым двигателем Wildcat с четырьмя карбюраторами и мощностью в 325 л.с.
Исключительно удачная модель Buick Riviera относилась к классу люкс. Её выпускали с 1963 по 1999 годы и всего произвели более 1,1 миллиона штук.
Выпущенная в 1965 году модель Skylark Gran Sport располагала двигателем V8 объемом 401 кубический дюйм (6,6 литра), который выдавал 325 л.с. Позже машину стали просто называть GS 400.
В 1987 году компания выпустила модель GNX с мотором в 276 л.с., имевшим очень значительную крутящий момент в 488 Н/м при 3000 об/мин. Хотя на самом деле эти показатели оказались ещё круче.
...На сегодняшний день можно констатировать, что БЬЮИК продаются во многих странах мира, но почему-то особенно сильно его полюбили в Китае. Только в 2016 году General Motors продала в Китае более 1,1 миллиона машин этой марки. А до Второй мировой войны, говорят, каждый пятый автомобиль в Поднебесной был тоже БЬЮИКОМ.
Дэвид Данбар Бьюик (17 сентября 1854 – 5 марта 1929) - американский изобретатель, производитель автомобилей.
Родился в Арброте, Шотландия, в семье столяра. Семья переехала в США, когда ему было два года.
Как и все нормальные люди, Дэвид ходил в школу, но потом бросил это дело и пошёл работать в компанию по производству сантехники. В какой-то момент оказалось, что компания на грани банкротства, а у Бьюика и его школьного товарища Уильяма Шервуда есть деньги, чтобы её приобрести. Что они и сделали, основав компанию Buick & Sherwood.
Начиная с 1882 года друзья начинают производить множество полезных изделий, преимущественно, в продолжение сантехнической темы. Например, благодаря внедрённой Бьюиком технологии, появилась возможность покрывать чугунные ванны стекловидной эмалью.
Потом Бьюик заинтересовались двигателями внутреннего сгорания, однако его партнёру это не понравилось, ибо Шервуд считал, что надо продолжать продавать ванны. В итоге они рассорились и продали компанию.
Зато теперь у Бьюика появился стартовый капитал, на который он и создал в 1899 году "Buick Auto-Vim and Power Company". Правда, изначально целью компании был вывод на рынок двигателей для сельскохозяйственного использования. Как уже было сказано, выпуск автомобилей не планировался, но поскольку машина всё-таки была создана, это произошло в ущерб основному делу. В итоге деньги закончились, и пришлось брать кредит в размере 5000 долларов (что эквивалентно 170 000 долларов в 2023 году). Сумму любезно согласился дать Бенджамин Браско, который хоть и был другом Бьюику, но всё-таки поступил как инвестор.
Ну, а потом Бьюик решил выйти из игры. В 1906 году он оставил себе всего одну акцию, а остальные продал Дюранту за 100 000 долларов (что эквивалентно 3 400 000 долларов в 2023 году).
К сожалению, эта колоссальная сумма не принесла ему ни счастья, ни богатства. Часть средств он потерял, неудачно вложившись в калифорнийскую нефть и земли Флориды. Потом пытался производить карбюраторы и даже ненадолго вернулся в автомобильный бизнес в 1921 году в качестве президента недолговечной Lorraine Motors.
Но в 1928 году он потерял всё, заболел раком и умер.
В 1974 году Бьюик был включён в Зал автомобильной славы.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!