Невский, 43. Рубинштейна ул., 1
Рвёт пространство таксомотор:
Петроградская, Стрелка, Невский —
Этот город, он до сих пор
Здесь всё тот же лихой, имперский.
Пусть хоть падают веки вниз,
Тяжелея от лишней водки,
Но и там, в темноте, он из
Улиц жёсткой прямой походки.
Сева Гуревич
В 1825 году на этом участке появился дом прославленного артиста балета и балетмейстера Шарля Луи Дидло. Год постройки выбит на полу у черного входа. Дидло вырос в семье танцовщиков шведского Королевского оперного театра. Его отец служил балетмейстером и преподавателем танцев в детском классе, именно он первым разглядел талант сына и отдал его в ученики Луи Фроссару, который помог маленькому танцовщику подготовить роль Амура. Дебют оказался настолько удачным, что мальчика заметил сам король. В 12 лет Дидло выступал на сцене с окладом 600 франков в год. Он много попутешествовал по свету и сделался настоящим мастером своего дела. Так что неудивительно, что 1801 году в возрасте 34 лет Дидло был приглашен в Россию возглавить Петербургскую балетную труппу Российских императорских театров. В апреле 1802 года Дидло поставил на сцене Большого Каменного театра балет «Аполлон и Дафна», потом были спектакли: «Фавн и Гамадриада», «Зефир и Флора, «Роланд и Моргана», «Амур и Психея», «Лаура и Генрих».
Дидло был настоящим новатором балетного искусства, он упразднил тяжелые костюмы танцовщиков, обязательные парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками и прочее, и ввёл обтягивающие трико и газовые туники. Благодаря этим переменам, танцовщики, которым уже не нужно было таскать на себе тяжелые костюмы и обувь могли совершенствовать свою технику. Пресса отмечала, что актеры работающие у Дидло научились прыгать и летать. Полеты обеспечивала специальная машинерия при помощи которой актеры вдруг взмывали в воздух или проносились над сценой. Конечно он не изобретал подъемные машины, они известны с древних времен, но на сцене именно Дидло впервые ввел групповые полеты.
Дом на Невском проспекте семья Дидло построила, когда балетмейстеру уже исполнилось 49 лет. В 1829 году архитектор Александр Давыдович Неллингер надстроил уже имеющихся дом.
1899 году дом № 43 по Невскому пр.приобрел великий князь Сергей Александрович. В 1900 году — архитектор Кащенко Александр Васильевич, перестраивает здание для нового владельца.
После того, как великий князь погиб в февраля 1905 года, здание перешло его вдове великой княгине Елизавете Федоровне. Она владела домом до 1917.
Далее дом сменил нескольких хозяев, так некоторое время здесь находился дешевый ресторан «Квасисана» и рыбный, затем продуктовый магазины. Интерьер рыбного магазина оформлял художник Евгений Иванович Кржижановский.
Невский, 45 — ул. Рубинштейна, 2. Дом И. И. Ростовцева
Шумит, бурлит неугомонный Невский.
Накрыла город первая жара!
Под рок-н-рол, отбросив шляпки, кепки,
танцуют у Гостиного Двора.
Чуть дальше, у Казанского собора
читают рэп и, славою увит,
речитатив колонн коринфских взору
о ритмах Петербурга говорит.
Подъяли сцену «Книжные аллеи».
Витийствуют поэты в молоко.
На водах невских парусник алеет.
Гимнасты облачаются в трико.
Квадрига Ники бешеная взвита,
петровский конь неудержимо взвит, –
вот-вот прошьют белёсой ночи свиток,
наполнив город музыкой копыт.
Лилия Старикова
Первый трехэтажный дом появился здесь в начале XIX века — он принадлежал С. И. Паскову-Шарапову, затем достался к его сыну Н. С. Паскову-Шарапову.
Далее дом перешел к владельцу булочных и кондитерских Д. И. Филиппову, для которого дом перестраивал архитектор Павел Юльевич Сюзор. Филиппов изначально планировал использовать здание как доходный дом. Позже в 1875-1877 — архитектором Генрихом (Андрей) Леонтьевичем Гуном дом был надстроен.
Филиппов владел сетью булочных и кондитерских, которые сначала снискали популярность в Москве и уже потом завоевывали столицу Российской империи блистательный Санкт-Петербург. Не удивительно что Филиппов открыл свою кондитерскую-кофейню на многолюдном Невском. Отделку интерьеров делал Лев Александрович Ильин.
После дом перешел к полковнику И. И. Ростовцеву. Об этом здание писали в журнале «Зодчий» за 1878, Вып. 2.: « В С.-Петербурге. Дом г. Ростовцева, на углу Невского пр. и Троицкого пер., перестроенный и надстроенный 2-мя этажами арх. А. Л. Гуном, отличается своеобразностью фасада вообще, хорошими пропорциями частей и изящностью деталей. Особенно хороши балконы. Чугунный зонтик над подъездом тяжёл. Дом этот и его предшественники на Гороховой, на Театральной площади и в Глухом переулке нашли уже многочисленных подражателей, и пора бы Андрею Леонтьевичу взяться за другой СТИЛЬ. На мраморных парадных лестницах поставлены изящные перила из кованого железа образцовой работы (из мастерской Л. И. Фосса). План дворовых флигелей принадлежит арх. П. Ю. Сюзору, соорудившему эти части несколько лет тому назад».
Весной 1858 в здание разместилось Мариинское женское училище, в 1862 году оно было переименовано в Мариинскую женскую гимназию. В 1864 году гимназия переехала на Стремянную улицу.
В 1860-е здесь размещалась редакция газеты «Новое время» Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912). Правда обыватель с легкой руки Салтыкова-Щедрина уже давно называл готовую угождать власти газету «Чего изволите?». Название прижилось.
Обыватель подходит к уличному разносчику газет:
Разносчик: Чего изволите?
Обыватель: «Чего изволите».
И они прекрасно друг друга понимают.
В фантастической балладе Дмитрия Минаева «Через двадцать пять лет», рассказывается о том, как вышеупомянутый господин Суворин лихо по купечески вел свои издательские дела. Всей баллады приводить по понятной причины не буду, начинается она с того, что из Сибири приезжает купец, который радуясь возможности вновь оказаться в любимом городе, первым делом явился в книжный магазин:
Свой восторг предвкушая заранее,
Он чуть свет покидал номера
И по городу рыскал богатому,
Где смущал его грохот и гул…
Раз — знаком уже был Петроград ему —
В лавку книжную он завернул.
«Подписаться хочу на газету я,
А притом и на толстый журнал.
Укажите, по правде советуя,
Чтобы сам я впросак не попал,
Чьи изданья в ходу теперь более?» —
«Господина Суворина.
Он, Знать такая далась монополия,
Всю печать нынче забрал в полон.
Да-с, один завладел прессой целою,
И других соиздателей нет.
Все журналы — я список вам сделаю —
«Огонек», «Голос», «Слово» и «Свет»,
«Время новое», «Речь», «Иллюстрация»,
«Нива», «Вестник Европы» и «Сын»
(Чтоб в руках была целая нация)
Издавать стал Суворин один,
Чем ужасно была раззадорена
Отставных журналистов толпа...»
Далее выясняется что Суворин так разбогател, что не только заведует всей книжной торговлей, но и скупил пол города.
В 1870-е годы, в доме № 45 нашло себе место Правление Общества для содействия русской промышленности и торговле, в здании проводилась выставка товаров из Индии, эту выставку часто посещал И. С. Тургенев.
После смерти Ростовцева, недвижимость перешла его сыну генерал-майору, Илье Ильичу Ростовцеву (1828-1900).